Вопросы к главе

Проверка и утверждение планов филиала.

Подготовка проекта плана филиала.

Подготовка проекта бюджета отделения.

Подготовка плана каждого отделения.

8. Передача утвержденного проекта плана филиа­ла — «документас королевской печатью». Церемония этой передачи — чисто японская особенность, по­скольку «документ с королевской печатью» рассмат­ривается как контракт между президентом компании и управляющим филиалом. Выполнение плана является обязательным для управляющего. Каждый управляю­щий несет ответственность за достижение только за­фиксированных в этом документе пунктов. Выбор ме­тода для выполнения этого соглашения оставляется за управляющим филиалом. Очевидно, что подобный под­ход к управлению требует от управляющего высокого чувства ответственности и самоконтроля. Необходимо отметить, что управленческий контроль за выполнением поставленных задач осуществляется не путем принятия директив, а путем оказания помощи и выявления в производственном процессе слабых зве­ньев. Для сохранения дисциплины и улучшения каче­ства работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения выдаются за полезные предложения, за спасение жиз­ни при авариях, за выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и за «преданность своему делу как образец для коллег». Эти вознаграждения бывают разных типов: грамоты, подар­ки или деньги и дополнительный отпуск. Наказания делятся на выговоры, штрафы и увольнения. Увольне­ние допускается в случаях воровства, принятия взяток, саботажа, жестокости, преднамеренного неповинове­ния инструкциям старших. Показательно, что раздел «вознаграждения» в книге правил ряда компаний сто­ит перед разделом «наказания».

Японские менеджеры прибегают к мерам наказания крайне неохотно. В противовес тактики запугивания наказанием, японский менеджмент уделяет особое внимание самосознанию рабочих и поэтому использует «тактику лозунгов», побуждающих повысить дисципли­ну. Такая позиция вполне объяснима: с одной стороны, каждый подчиненный является индивидуумом и имеет право на ошибку, с другой — правильная кадровая по­литика при приеме на работу «не допустит» в фирму недобросовестного работника, поскольку за него несет полную ответственность тот, кто принял его на работу.

Японский служащий очень тесно отожествляет себя с нанявшей его корпорацией. Как высшие должност­ные лица, так и рядовые исполнители считают себя представителями корпорации. В Японии каждый рабо­тающий убежден, что он важное и, главное, необходи­мое для своей компании лицо. Многие служащие редко берут дни отдыха или не полностью используют свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается. Со своей стороны японские корпорации гарантируют служащим работу и используют систему вознаграждений, осно­ванную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвра­тить уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начи­нает все заново.

Занятость в Японии имеет особое значение. Это не только вопрос контракта между работодателем и ра­ботником. Она имеет эмоциональный и моральный подтекст. Японские рабочие трудятся методично и пре­данно, они пунктуальны: возможно лишь небольшое расслабление в последние полчаса работы. У японс­ких рабочих очень развито чувство долга. Они гордят­ся своим мастерством и получают огромное удовлет­ворение от хорошо сделанной работы, чувствуя себя несчастливыми в случае неудач.

Поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда, то больше всего ценятся такие каче­ства работников, как взаимное доверие, сотрудничество, гармония и полная поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Целью менеджмента является улучшение работы группы и усиление групповой солидарности. Именно группа отвечает как за успех дела, так и за неуда­чи в нем. Поэтому отдельных работников редко упрекают за неудачи, особенно если последние являются творчес­кими или связаны с рискованными предприятиями.

Историческими предпосылками системы управле­ния качеством явилось общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», которое переросло в ком­плексный метод управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание каждым рабочим своей от­ветственности за качество выполненной работы. Изна­чально система контроля и управления качеством осно­вывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика японской системы управления качеством И.Каору, для организации кружков руководителям не­обходимо следовать следующим принципам: доброволь­ность; саморазвитие; групповая деятельность; примене­ние методов управления качеством; взаимосвязь с рабочим местом; деловая активность и непрерывность функционирования; взаимное развитие; атмосфера но­ваторства и творческого поиска; всеобщее участие в конечном итоге; осознание важности повышения каче­ства продукции и необходимости решения задач в этой области.

Задачами кружков качества в рамках общей дея­тельности по управлению качеством на предприятии являются:

1. содействие совершенствованию и развитию пред­приятия;

2. создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке;

3. всестороннее развитие способностей работников и ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы.

Управление качеством имеет множество преиму­ществ:

Во-первых, оно дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каж­дом процессе и добиваться полностью бездефектного производства, что достигается путем управления тех­нологическим процессом. Недостаточно просто обна­руживать дефекты и устранять их. Необходимо опре­делить причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством может помочь ра­бочим выявить, а затем и устранить эти причины.

Во-вторых, комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к серьезным проблемам.

В-третьих, комплексное управление качеством дает возможность отделу проектирования продукции и производственному отделу умело и точно следовать меняющимся вкусам и позициям заказчиков, с тем что­бы выпускаемая продукция последовательно удовлет­воряла их запросы.

В-четвертых, комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить лож­ную информацию, а также избежать использования ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание — сила» — вот лозунг комплексного управле­ния качеством.

Основные принципы, воплощенные в системе управ­ления качеством, можно охарактеризовать следующим образом:

1. Естественной потребностью каждого человека явля­ется достижение совершенства в работе. Если им правильно руководить и поощрять его за достигну­тые успехи, он может совершенствовать свою работу бесконечно.

2. Люди, выполняющие индивидуальную работу — на­стоящие специалисты в своей области. Существует множество неправильно выполняемых деталей ра­боты, и профессионалы способны внести ценные предложения по устранению трудностей и улучше­нию системы производства в целом.

3. Рабочие наделены умом и воображением. Они обла­дают доскональным знанием работы и, соответствен­но, мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся ответственности. Если привить им чувство непосред­ственной ответственности за качество своей работы, то можно способствовать «взрыву» творческой ак­тивности в организации.

4. Кружок качества — это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, касающихся их по­вседневной работы, и обеспечивает основу для взаим­ного сотрудничества менеджера и рабочих.

Декан факультета экономики Токийского Универ­ситета С.Такамия считает, что «японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и мето­ды с энергией, граничащей с жадностью. Он успешно взялся за четыре основные проблемы —технологичес­кую инновацию, индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и ува­жение старших». Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руко­водитель является компетентным человеком, зачастую он не может объяснить всех тонкостей своего бизнеса: настоящая работа осуществляется его подчиненными. Однако лидер должен уметь хорошо управлять людьми, воодушевлять свою команду, вызывать и сохранять любовь и преданность своего персонала.

В течение 30 — 40 лет послевоенного развития япон­ский менеджмент и японская модель экономики позво­лили этой стране эффективно мобилизовать личност­ный и общественный потенциал народа для реализации постоянного роста производства. Понимание сущнос­ти японского менеджмента может помочь российским хозяйственникам, экономистам, бизнесменам глубже разобраться в проблемах экономики своей страны, укажет им пути совершенствования национального производства. Тем более, что предприятия, работающие «по-японски», уже созданы в США, Великобритании, Малайзии, Таиланде и других странах. Один из приме­ров — германский концерн «Порше», бывший в 1992 г. на грани банкротства. Помощь японской консалтинго­вой фирмы, в штат которой входили бывшие служащие компании «Тойота», дала блестящие результаты: выпуск продукции увеличился, численность персонала умень­шилась на 19%, появилась прибыль, увеличился ассор­тимент.

 

1. Как возник и развивался японский менеджмент?

2. В чем выражаются главные отличия японского менедж­мента от американского и европейского менеджмента ?

3. Какую роль в развитии японского менеджмента сыгра­ли национальные культурные традиции?

4. Если одним из главных моментов, определивших свое­образие и эффективность японского менеджмента, вы­ступил принцип коллективизма, то почему на российс­кий менеджмент он не оказал столь благотворного влияния? Этот вопрос самый сложный, поэтому оставь­те его для письменной работы в виде развернутого ре­ферата. Поразмышляйте над проблемой дома и поста­райтесь сделать это основательно.