Лекция 2

Дополнительная

Основная

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль населения в развитии процессов расселения?

2. Какими критериями определяется качество населения?

3. Раскройте понятие индекса развития человеческого потенциала?

4. Каково влияние валового регионального продукта при расчете индекса развития человеческого потенциала?

5. Раскройте понятие миграции? Каковы основные тенденции миграции на сегодняшний день?

6. Каковы тенденции расселения в мире и в России?

7. Дайте определение понятиям «градостроительство» и «территориальная планировка»?

8. Назовите основные объекты градостроительной деятельности?

9. Что такое «урбанизация»?

10. Что такое «городская агломерация»?

1. Иодо И.А. Градостроительство и территориальная планировка: учебное пособие / И.А. Иодо, Г.А.Потаев. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 285 с.

2. Перцик Е.Н. Районная планировка (территориальное планирование): учеб. Пособие для студентов вузов /Е.Н. Перцик. – М.: Гардарики, 2006. – 398 с.

3. Золотова Е.В., Скогорева Р.Н. Градостроительный кадастр с основами геодезии: Учеб. для вузов: Спец. «Архитектура». – М.: «Архитектура-С», 2009. – 176 с.

4. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городов и сельских поселений [Электронный ресурс]. - Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. – М.: утв. приказом Минрегион РФ от 28 декабря 2010 г. № 820. - Режим доступа: http://www.norm-load.ru, свободный.

1. Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр. В 6 тт. Т. 6: Географические и земельные информационные системы. – М.: Издательство: КолосС, 2006. - 400 с.

2. Сосновский В.А. Прикладные методы градостроительных исследований: учеб. пособие / В.А. Сосновский, Н.С. Русакова. – М.: «Архитектруа-С», 2006. – 112 с.

3. Наназашвили И.Х. Кадастр, экспертиза и оценка объектов недвижимости: Справ. пособие / И.Х. Наназашвили, В.А. Литовченко, В.И. Наназашвили. – М.: Высш. шк., 2009. – 431 с.

4. Журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель».

5. Журнал «Вестник Росреестра».

6. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29.12.2004, №190 [по сост. на 06.04.2005г.]. - М.: Омега-Л, 2005.-92с.

 

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ РАЙОНОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ: ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ, РАЙОНЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ РЕСУРСОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАЙОНЫ, РАЙОНЫ ОТДЫХА.

Типология районов в районной планировке представляет значительную сложность. При определении подхода к ней необходимо сочетать социально-экономическую и экономико-географическую основу формирования районных планировочных систем с их планировочными особенностями. Важно, чтобы определение типа системы сразу же выявляло главное своеобразие и указывало на проблемы, которые потребуется решить в районной планировке. выделяются четыре основных типа районов — объектов районной планировки (районных планировочных систем):

1) городские агломерации;

2) районы сосредоточения промышленных ресурсов;

3) сельскохозяйственные районы;

4) районы отдыха.

Каждый из этих типов (и их подтипы), несомненно, обладает своеобразием экономико-географической основы и планировочной структуры и выдвигает специфические проблемы.

 

2.1. Развитие городских агломераций.

Под городской агломерацией понимается группа близко расположенных городов, поселков и других населенных мест с тесными трудо­выми, культурно-бытовыми и производственными связями. Особое значение среди этих связей приобретают маятниковые трудовые и культурно-бытовые поездки, что предполагает возрастающее развитие в пределах агломераций различных видов пассажирского транспорта.

Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «ареалы взаимосвязанного расселения», «созвездия городов», «метрополитенские ареалы», «стандартные метрополитенские ареалы», «метрополитенские районы», «города-поля», «конурбации» (последние чаще всего для обозначения многоядерных, «полицентричных» агломераций, образующихся вокруг не одного, а нескольких больших городов).

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломерации на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный, масштаб.

Городская агломерация — система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, — качественно новая форма расселения, она возникает как преемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации — дальности ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда; в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растет пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для анализа новых пространственных форм расселения важное значение имеет понятие опорного каркаса территории — сочетания крупных городов, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны (региона), и соединяющих их магистралей.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны. К ним относятся:

1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Улицы больших городов оказались каналами, не приспособленными для пропуска современного транспорта.

2. Удорожание инженерного оборудования. Необычайно разросшиеся большие города и агломерации сталкиваются с нарастающим дефицитом водных ресурсов, огромными трудностями со сбросом сточных вод, большими осложнениями в освоении новых территорий под застройку.

3. Загрязнение воздушного бассейна. В больших городах имеет место чрезвычайно сильное загрязнение воздушного бассейна. Конечно, воздушный бассейн загрязнен и во многих малых городах, где есть промышленные предприятия. Но в больших городах промышленные предприятия окружают жилую застройку почти со всех сторон; при интенсивном насыщении их автомобильным транспортом создается почти сплошной фон загрязнения.

4. Удаление населения больших городов от природы. Чем больше разрастаются большие города, тем дальше уходит от них природа. Зеленые массивы — «легкие» городов — все дальше отступают под напором жилой и промышленной застройки.

5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.

Необходимо отметить разнообразие концепций развития планировочной структуры больших городских агломераций, разработанных в нашей стране и за рубежом. Важнейшие из них следующие (рис. 2):

1. Поясное зонирование — создание вокруг главного города зеленого пояса, ограничивающего возрастание городской застройки. За пределами зеленого пояса проектируется кольцо городов-спутников с собственной градообразующей базой.

2. Секторное развитие — расширение города вдоль сходящихся к нему радиальных направлений, как это предусматривалось в «пальцеобразном плане» Большого Копенгагена, либо развитие вдоль этих направлений цепочек городов-спутников, как это намечалось в «плане 2000 г.» Большого Вашингтона, первоначальной схеме планировки Большого Гамбурга. При этом в секторах между радиальными направ­лениями застройки сохраняются зеленые клинья.

3. Параллельный город — создание большого города рядом с основным для воссоздания в параллельном городе таких же условий «общественной среды».

4. Направленное развитие вдоль одной или нескольких специально избранных осей.

 

Рис. 2. Варианты развития планировочной структуры

большой городской агломерации

Планировка пригородной территории. Территория городской агломерации, расположенная за пределами главного города, должна быть правильно зонирована, что позволяет сохранить открытые пространства, зеленые зоны, сельскохозяйственные территории, эффективно организовать многообразные связи внутри агломерации, предотвратить срастание населенных мест.

В наиболее общем виде территория городской агломерации в районной планировке должна иметь зоны:

• главного города с необходимыми резервами;

•зеленого защитного пояса шириной 5—15 км в зависимости от величины города, в котором запрещается сколько-нибудь значительное строительство;

• ограниченного развития, в которой не предусматривается создание городов-спутников, а сохраняются открытые пространства и территории для кратковременного отдыха населения (ширина пояса 20— 30 км);

• строительства городов-спутников — в двухчасовой доступности от главного города (100—150 км);

• внешнюю (длительный отдых и сельское хозяйство).