Динамика потребностей

Структура теории потребностей Д.Маслоу

Первым, кто осознал конституцию и законы пост­роения человеческих потребностей, былА.Маслоу. Во-первых, он понял, что не сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения (т. е. актуальность ее для индивида). Во-вторых, Маслоу правильно указал критерий, благодаря которому по­требности выстраиваются в иерархию. Это доминиро­вание неудовлетворенных потребностей над удовлет­воренными.

Автор одной из самых распространенных теорий мотивации — американский психолог Абрахам Маслоу (1908 — 1970) — опубликовал свою концепцию в 1943 г. Благодаря своим уникальным объяснительным возмож­ностям она послужила основой практически для всех позднейших моделей мотивации труда, нашла воплоще­ние в ряде организационных нововведений (например, в проектах «обогащения труда»). Принято считать, что Маслоу сделал самый значительный вклад в творчес­кое развитие наследия Мэйо. Но почему его теория называется иерархической ?

Порядок потребностей называется иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии — от «низших» (материальных) до «высших» (духовных).

— физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе. Их еще называ­ют витальными потребностями;

— экзистенциальные потребности, или потребно­сти в безопасности существования. Они распадаются как бы на два разряда — физические и экономические. Физическая безопасность — это, например, потреб­ность в сохранении здоровья, в отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Выражаясь более ши­роко, т. е. экзистенциально, речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятель­ности, потребности в определенном постоянстве и ре­гулярности окружающего человека социума, а также в стремлении избежать несправедливого обращения. Экономические потребности обретаются в сфере тру­да; это потребность в гарантированной занятости, стра­ховании от несчастных случаев, желание иметь посто­янные средства существования (заработок);

— социальные потребности проистекают из нашей стадной природы. Мы жаждем дружбы и привязанно­сти, принадлежности к коллективу или группе, обще­ния, участия в формальной или неформальной органи­зации, заботе о другом и внимании к себе, помощи близких;

— престижные потребности — в уважении со сто­роны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, независимости, признании и высокой оцен­ке. Их еще называют потребностями в оценке, или эгоистическими потребностями, ибо они ориентированы на самого себя;

— духовные потребности — в самовыражении че­рез творчество. Это потребность реализовать все, на что ты способен.

Таковы основные — ибо кроме них Маслоу выде­лял еще дополнительные потребности в знании и эсте­тические потребности, — мотивационные переменные, которые филогенетически, (т. е. по мере взросления человека), и онтогенетически, (т. е. по мере реализации их в качестве необходимых условий социального бы­тия индивида), следуют друг за другом. Первые два типа потребностей Маслоу называл первичными (врожден­ными), три оставшихся — вторичными (социально при­обретенными). Процесс иерархизации потребностей представляет собой процесс замены первичных потреб­ностей высшими.

 

Однако сама по себе классификация мотивацион-ных факторов не является самой ценной и интересной находкой теории Маслоу. Подобные попытки предпри­нимали многие другие социологи. Достоинство рас­сматриваемой концепции — в ее «двигательной пру­жине», т. е. принципе иерархии. Согласно Маслоу, потребности каждого нового уровня становятся акту­альными (насущными) для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют еще принципом доминан­ты. Маслоу предположил, что само удовлетворение потребности не выступает мотиватором.

Действительно, голод движет побуждениями чело­века, т. е. мотивирующей силой —до тех пор, пока че­ловек ничего не съел. Неудовлетворенная потребность организует поведение индивида, заставляя его зайти в столовую и утолить голод. Значит, реальный потенциал (сила воздействия) потребности есть функция от степе­ни ее удовлетворения.

Кроме того, американский психолог считал, что ин­тенсивность определенной потребности связана с зани­маемым ею местом в общей иерархии. Физиологичес­кие потребности первичны и выступают доминантой поведения до тех пор, пока не удовлетворены хотя бы на минимальном для существования (выживания) челове­ка уровне. После их удовлетворения доминируют потреб­ности следующего слоя — потребности в безопасности. Лишь только они удовлетворены на приемлемом уров­не, как в силу вступают высшие мотиваторы.

Если быть внимательным, то можно обнаружить еще одну особенность взаимодействия потребностей. Физиологические переменные функционируют отно­сительно независимо друг от друга (дыхание независи­мо от голода или статуса), чего нельзя сказать о высших мотиваторах. Обычно человек не станет искать твор­ческого самовыражения, если он голоден или остался без жилья. Ни одна из потребностей, кроме физичес­ких, никогда не удовлетворяется полностью, а соци­альные и духовные находятся в состоянии некоторого напряжения, поскольку отражают стремление челове­ка к лучшему удовлетворению той же самой потребно­сти [71, с. 270].

Высшая потребность не существует как таковая, пока не удовлетворена низшая. Концепцию мотивации Маслоу выгодно отличает от других моделей именно это обстоятельство: потребности не предложены в челове­ке от века, а возникают и исчезают, формируются и деформируются. Они занимают определенное место на ординарной шкале от самой стихийной, неуправляемой, до сознательной и выражаются в дискретной форме. Отсутствие непрерывного континуума переходящих друг в друга потребностей, то есть аморфности их рас­положения позволяет, во-первых, четко выделить каж­дую из них, демаркировать от других (а значит подобрать измеримые социологические индикаторы) во-вторых, избавиться от представления о развитии потребностей как однолинейном процессе.

Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие — в неодинаковой степени. С социальной точки зрения, человека гораздо меньше ха­рактеризуют предпочтения в пище (любит ли он мясо или рыбу), нежели способы удовлетворения потребности в общении, например, в выборе друзей, круга знакомых. Поэтому высшие потребности в значительной степени проявляют себя как дифференциаторы индивидов. Кро­ме того, они больше других имеют значение для формирования целостности личности человека. В свою очередь, чем более высоки потребности, тем значительнее роль самого человека в их сознательном формировании.

Получается взаимозависимый процесс: потребнос­ти движут человеком, а он формирует их содержание. И чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Вот почему современная молодежь, имеющая высокий уровень образования, часто разочаровывается в труде, если ей предоставля­ется рутинная, однообразная работа. С другой стороны, более затяжным становится и выбор профессии по душе, фактически воспринимающийся молодым человеком как фундаментальный вопрос поиска своего места в жизни. Видимо, этим не в последнюю очередь объясняется бо­лее позднее превращение в кадрового рабочего, частая перемена мест работы в период до 30 лет.

Все потребности функционируют циклически, т. е. вновь повторяются. Если речь идет о статусных потреб­ностях, то в начале своей карьеры человек вполне до­вольствуется малым: относительно небольшим зара­ботком, стремлением быть равным среди других, не выделяться. Однако со временем, по мере его служеб­ного роста, претензии индивида возрастают, прежний статус равного среди других его не устраивает, он стре­мится выделиться, иметь больше влияния, выше зара­боток, более престижные знакомства. Или: утоленный голод через некоторое время вновь заявит о себе, когда человек проголодается. И все пойдет по кругу.

Самый важный урок, который может извлечь для себя менеджер из теории Маслоу, это более глубокое понимание механизмов мотивации поведения челове­ка, знанием которого можно руководствоваться в сво­ем деле. Если знать, что любое поведение мотивирова­но потребностями, то менеджеру легче учитывать, в какой степени его собственные действия влияют на удовлетворение потребностей подчиненных. Руководи­тель не достигнет успеха в изменении поведения дру­гих, оперируя логическими аргументами либо манипу­лируя действиями людей на вербальном уровне, т. е. взывая к их сознательности. Гораздо эффективнее ма­нипулирование с помощью материальных стимулов — новых систем вознаграждения, изменения условий труда или изменения его организации [71, с. 271 —272].

Если индивид не удовлетворил какой-то важной потребности, то с ним происходят явления, которые достаточно точно описаны психологией: агрессия (сим­волическая физическая атака на иной объект), рацио­нализация (оправдание своего поведения или припи­сывание ему иных причин), репрессия (подавление).