Конкретный пример ВИЗГАМА.

Вопросы к главе

1. Чем различаются современная инженерия и «соци­альная инженерия» 20-х годов ?

2. Чем различаются прикладная социология и социальная инженерия у Гастева и Витке?

3. Чем различаются подходы Гастева и Витке к социаль­ной инженерии?

4. Что такое «принцип параллельности» ?

5. Почему Витке — «файолист», а Гастев — «тейлорист» ?

6. Чем подход Дунаевского отличался от подхода Гастева?

7. В чем сходство и отличие внедрения системы Тейлора и системы Гастева?

 

Основные тенденции консультационной работы

Начальной датой для развертывания консультаци­онной деятельности ЦИТа нужно считать 16 августа 1922 г. В этот день сотрудниками института было приступлено к обследованию ламповых фабрик электро­треста центрального района.

Первые опыты по организации обследовательских работ относятся еще к 1920 г. (завод Электросила №5), но началом систематической консультационной дея­тельности их считать не приходится. 6 августа 1922 г. в ЦИТе начал функционировать консультационный от­дел,станции работают по договору с соответствующим учреждением и выполняют строго фиксированную программу. ЦИТ берет на себя ответственность за выполнение намеченного круга работ.

С 1922 г. в консультационный отдел поступило до 70-ти предложений от различных учреждений и орга­низаций; во всех случаях было известное недовольство существующими формами и желание найти средство против разнообразных зол дезорганизации. Встреча­лись руководители учреждений и предприятий, кото­рые мечтали с молниеносной быстротой перевернуть весь аппаратсвоего учреждения и сразу насадить в нем американизированные способы работы. Однако, было много и таких предложений, которые строго учи­тывали существующие условия и наличные возмож­ности,их запросы были вполне реальны и давали ус­тойчивую почву для работы. Предложения были самого разнообразного характера:к нам приходили предста­вители металлообрабатывающих и текстильных пред­приятий, кожевенных, пищевых заводов, швейных и электротехнических фабрик и много других; в области учрежденской работы мы имели дело с различными трестами, с Наркомпросом, Наркомпочтелем, Нарком-внешторгом, Наркомздравом и пр.

Приток консультаций и развитие сети опытных станций носили первоначально несколько стихийныйхарактер. Однако безоговорочного принятия всех пред­ложений мы не имели. Лишь 50% всех переговоров были закончены договорами,т. е. привели к организации опытных станций.

Большинство предложений имели в виду генераль­ные консультации: станции, которые ЦИТ создавал в таких случаях выступали в качестве универсальных «советчиков»разрешали самые разнообразные вопро­сы. От организационной схемы всего учреждения до распланировки стола канцеляриста — все было предметом внимания опытной станции. Здесьтакже сказа­лась первоначальная стихийность как в выборе объктов, так и в постановке проблем.

Однако, пестрота учреждений и универсализм зак­лючений были достоянием только первого периода работ консультационного отдела. Очень скоро стало ясно, что глубокая проработка методики обследования и инструктажа не может идти параллельно с разбросан­ностью практической работы; очевидно, что нужны вполне определенные объкты, нужны ограниченные проблемы,чтобы на них можно было дать школу, дать метод.

Последующее развертывание сети опытных орга-станций пошло поддавлением осознанных обще-цитов-ских предпосылок: ограничение объекта и сужение базы работыстало лозунгом для дальнейших перего­воров. Новые станции постепенно приходили к вопло­щению новых лозунгов. Стало возможным наметить основные тенденции в развитии практических работ консультационного отдела. Становится четким рельеф и границы деятельности. Прежде всего пришлось лик­видировать пестроту консультаций: если мы раньше имели дело с самыми разнообразными предприятиями и учреждениями, то теперь выделяем из общий слож­ности одну определенную группуи делаем ее предме­том нашего исключительно внимания. Металлопро­мышленность и текстильные предприятие— вот те объекты, на которых мы останавливаемся в области производства.

Холодная обработка металла — колыбель вообще научной организации труда; цитовская методика по обучению трудовым приемам также выросла на слесар-но-кузнечных операциях (знаменитые «удар» и «на­жим») . Странно было бы отбросить колоссальный опыт,который скопился в металлобрабатывающей промыш­ленности, и искать другое поле для проработки методи­ки реорганизационной практики. Первоначальные и ис­ходные позиции мы построили здесь; металлозавод — отправная точка для наших последующих построений.

Однако по целому ряду причин в области метал­лопромышленности центрального (московского) района не представлялось возможным достаточно широко раз­вернуть работу. Нужно было найти такое производство, которое в большом количестве было бы представлено в центре и которое работало бы с значительной нагруз­кой. Этим требованиям отвечала и отвечает текстиль­ная промышленность.

Сюда были брошены силы параллельно с металло­обрабатывающими предприятиями. Соболево-Щелков-ская, Никольская и Краснопресненская мануфактуры являются объектами нашей работы в настоящий момент.

Если мы обратимся к учрежденской работе, то и здесь наблюдается та же ограничительная тенденция. Среди массы разнообразных учреждений мы для сво­ей работы выделили особую группу, которая отличает­ся следующими особенностями: их функции носят пуб­лично-оперативный характер,отдельные операции их деятельности имеют признаки массового производства;их работа отличается напряженностью. В качестве примера подобных учреждений можно указать — бан­ки, страхкассы, почтовые учреждения и пр.

Теперь постараемся представить консультацион­ную работу в другом разрезе. Выявим те проблемы, те вопросы, разрешение которых занимается в каждом отдельном случае опытная орга-станция. Общее на­правление здесь может быть охарактеризовано так: от универсализма к специализации.

Если в самом начале консультационной работы мы занимались разработкой самых разнообразных вопро­сов, связанных с деятельностью предприятия или уч­реждения, то сейчас мы пришли к резкому сужению круга проблем, подлежащих нашему ведению. В осно­ву всех мероприятий мы кладем стремление чеканить методику своей работы.

Остановимся на производственной работе. Здесь сфера нашей деятельности ограничивается пределами норм выработки.

Соображения, которые заставили нас углубиться в круг подобных вопросов — таковы. Прежде всего, ус­тановлением норм выработки уже давно занимаются профессиональные организации. Тарифно-нормиро­вочные отделы профсоюзов постоянно имеют дело с нормами и посильными для них способами стремятся их определить. Подобные же органы производственных единиц ставят перед собой те же вопросы; разрешение их является задачей каждого дня.

Уже одно наличие таких организаций, таких бюро говорит за то, что установление норм выработки — это проблема, которой в Советской Республике принадле­жит веема важное место. Однако, несмотря на солид­ную давность работы профессиональных организаций в этой области, мы не можем назвать способы их рабо­тыотвечающими требованиям настоящего момента. Точный метод отсутствует в определении норм выра­ботки; измерение «на-глазок»— основание для боль­шинства построений указанного порядка. Явление вполне понятное; о причинах, вызвавших его, здесь не место говорить.

Центральный Институт Труда обладает полным арсеналом возможностей рассмотреть нормы выработ­ки, измерить их с большей точностью,чем это делают другие организации. Ансамбль лабораторий, который представлен отделом изысканий ЦИТ'а имеет возмож­ность всестороннего изучения отдельной операциии установления для нее определенных нормалей. Техни­ческая лаборатория дает спецификацию инструмента,которым наилучшим образом может быть выполнена работа; био-механическая лаборатория устанавливает форму и продолжительность трудовых движений;физиологическая лаборатория установит пределы для интенсивности труда и наиболее выгодные условия в смысле экономии работы;психотехническая подберет нужных и подходящих рабочих; педагогическая — на­учит их работать;социально-инженерная — придаст всему этому нужную организацию.

Консультанты указанных специальностей пред­ставлены в консультационном отделе и общими усили­ямиразрешают каждый конкретный вопрос. Если на­шим станциям очень часто приходится говорить о повышении норм,то такое повышение, конечно, ничего не имеет общего с системой «выжимания пота», на которую иногда нам указывают. Нормы, которые даем мы, базируются не только на производственном эффек­те, но и на физиологических возможностях человека.

Работа по линии учреждений носит отпечаток той же тенденции в постановке проблем. Исследование отдель­ного функционера,проработки вопроса об исполнитель­стве является центральным пунктом в практике наших станций. Нагрузка сотрудников, использование ими рабочего времени, коэффициент полезного действия — вот исходные пути для изучения учреждений. Канцеляр­ское и оперативное делопроизводство как материальное выражение труда работников в учреждениях.

Особенности нашего подхода могут быть подчерк­нуты еще в следующем.

Для нас давно решен спор о том, откуда нужно начи­нать работу в предприятиях и учреждениях: «сверху» или «снизу». Мы говорим — «снизу» и начинаем с пост­роения отдельной операции,организации работы еди­ничного исполнителя. Вся дальнейшая организационная работа конструктивно связывается с элементарными функциями и соответствующим образом предопределя­ется ими. Схема организации учреждения, его структу­ра, не может быть в настоящий момент построена при помощи каких-то абстрактных «правильностей»,каких-то стандартных образцов. Для нас структура учрежде­ния органически выростаетиз организации отдельных работ, отдельных функций.

Вопрос о распределении работ в предприятии, внут­ризаводском транспорте решаются в зависимости от основных работ, в зависимости от норм выработки.

Для нас важен не столько принцип распределения, сколько его увязка с определяющими его основными функциями производственного рабочего, его конкрет­ное выражение в данных условиях.

Следующий момент характерен для наших практи­ческих работ последнего периода: мы идем от консуль­тации к инструктажу,к непосредственному внедре­нию в предприятия и учреждения.

Консультация (в узком смысле) является просто добрым пожеланием и никогда ни для кого не обяза­тельна.

Можно написать много томов самых точных иссле­дований, дать не вызывающие никаких сомнений пред­ложения, но все советы останутся только на бумаге: не найдется людей, которые сумели бы эти советы пре­творить в реальную жизнь, в практику учреждений и предприятий. Работники на местах часто сами хорошо знают дефекты своего механизма, могут высказать много хороших пожеланий для устранения дефектов, но положение дел от этого не меняется: механизм продолжает плохо работать.

Поэтому весьма нередко встречаются случаи, ког­да блестящая консультация, с восторгом принятая во всех инстанциях, оказывается совершенно бесплодной по своим дальнейшим результатам. И уже давно стало ясным, что у нас очень много людей, которые хорошо знают различные системы, которые строят хорошие проекты — у нас много планёров, но у нас нет админи­страторов-распорядителей,которые сумели бы развер­нуть намеченную систему в практической жизни.

И совершенно естественно, что после ряда опытов ЦИТ выбросил лозунг: от консультации к инструктажу. Мы уже не только планируем, но и руководим реали­зациейнашего плана; план можно оспаривать, а реа­лизованная система — неоспорима. Такая работа в ши­роком масштабе сейчас производится на орехово — зуевском механическом заводе, в экспедиции и типог­рафии газеты «Гудок» и в акционерном обществе «Хле­бопродукт».

Самым важным вопросом в применении инструк­тажа и в реорганизации предприятия или учреждения нужно считать метод,которым пользуется организатор. И здесь мы остаемся последовательными цитовцами: установочный метод,провозглашенный в педагогичес­ких работа ЦИТа, нашел полное применение и в нашей области. Мы исходим из следующего положения: ника­кую систему нельзя провести сразупутем просто, хотя бы, приказа. Нужно пройти ряд этапов, ряд ступеней, которые постепенно ведут к осуществлению намечен­ных форм организации.

В каждом отдельном случае приходится говорить о развертывании «ряда установок»;умелое построение этого «ряда» предопределяет реализацию системы. Новый трудовой режим, который устанавливает орга-станция «Хлебопродукта», проводится путем детальных инструкций для каждого момента. Каждая инструкция не служит идеальным выражением определенной фор­мы, а является той организационной ступенью, на ко­торую может без особых усилий стать отдельный сотруд­ник или отдел учреждения. И лишь после укрепления на занятых позицияхможно ставить вопрос о новой инструкции, и новом этапе в приближении к реализа­ции системы. Отсюда ясно, что никакие стандарты здесь не могут иметь места: инструкции вырабатываются в тесной зависимости от местных условий и бази­руются так сказать на «орга-емкости», «орга-воспри-имчивости» объектов.

В качестве примера, можно указать на работу орга-станции орехово-зуевского механического завода. Пе­ред нами цель: организовать на заводе цеховое бюро. Ряд месяцав работы пока еще не дал этого бюро; стан­ция проводит целый ряд мероприятий, которые с неизбежностью предопределяют создание бюрои подготовляют благоприятную почву для его работы. Це­ховые конторы — эти зачатки цехового бюро — уже су­ществуют и сосредоточивают у себя в руках работу цеха. В деятельности цеховых контор можно видеть целый ряд последовательных стадий,когда у них скоплялись постепенно все нити регулирования в цехе.

Резюме: три основные тенденции резко характери­зуют нашу работу:

1. Отбор и ограничение объектов работы.

2. Переход от универсализма к специализации в разре­шении проблем.

3. Переход от консультаций к инструктажу в области практических мероприятий.

Источник: Визгалин А. Основные тенденции консуль­тационной работы ЦИТа // Организация труда. 1924. № 6-7. С. 19-24.