Культура труда в управлении Гастева

Трудовое обучение

Исходная ступень трудового обучения руководите­ля — исполнительская работа, простое «послушание, ибо только здесь проверяется, на что способен чело­век». Исполнительская работа дается труднее распо­рядительской и требует большего времени, усилий и воли. В ней воспитывается скорость реакций, быстрота движений, четкость и ритмичность труда; перед буду­щим руководителем следует ставить задачи « на быст­рую распланировку стола, обставление комнаты, ро­зыск телефонов, нахождение адресов... ни одного поручения без срока, ни одного задания без измерений» [13, с. 57]. Лишь после прохождения школы организа­ционно-распорядительской деятельности, работника можно допускать к более сложным, планирующим функциям.

Гастев был убежден, что труднее и дольше осваива­ется самое простое и элементарное, нежели самое слож­ное и непонятное. Поэтому он предлагал начинать с исполнительской деятельности и переходить к распо­рядительской, начинать с организации труда и перехо­дить к осмыслению ее содержания. В этом случае не только руководители или рядовые работники, но и любой гражданин должен пройти в своей жизни через школу НОТ. Такой подход к воспитанию трудовой куль­туры (а оно, по Гастеву, должно начинаться не в 14 лет, а в 2 года) был созвучен эпохе. Вместе с тем, новую культуру невозможно создать лишь на послушании, превращающем человека в «винтик» производственно­го механизма. Гастев требует творческого подхода к самым обыденным вещам — молотку, клещам, каран­дашу. На производстве важна не сама машина, а уста­новка на нее, т. е. нацеленность на постоянное, каж­додневное конструирование, изобретательство. Для заражения рабочей массы «неустанным бесом изоб­ретательства» необходимо разработать и внедрить эф­фективную систему методов привлечения работников к управлению. Именно они, а также ежедневное вни­мание со стороны администрации (обучение, помощь), создадут предпосылки к тому, что рабочий задумается над каждым своим движением и приемом, сможет ра­зобраться в его «анатомии» и устройстве. Рабочий учит­ся у станка, впитывая логику его движений, а не заучи­вает правила по книгам. Поэтому и трудовая культура — это не сумма усвоенных знаний, а активная «сноровка» [13, с. 172]. Надо начинать с простого ухода и налажи­вания станка, с тренировки своих движений и лишь затем переходить к усвоению теоретических знаний и формул.

Трудовое обучение как способ воспитания нового человека у Гастева начинается с формирования основ двигательной и физической культуры, ловкости и эко­номии движений. Метод — бытовая и производствен­ная гимнастика. Тренировка основных человеческих качеств, необходимых ему в трудовой деятельности, — наблюдательности, изворотливости, воли, упорства, дисциплинированности и организованности — прохо­дит по трем линиям: режим, труд и организация. Дви­гательная культура человека должна отрабатываться до автоматизма: чем хуже отточено движение, тем больше в нем «элементаторможения». При хорошем владении телом человек не задумывается над техническими мо­ментами своей работы, высвобождая время на творче­ство. Автоматизм низших форм движений является обязательной предпосылкой свободы для высших, ду­ховных движений человека.

Одним из конкретных инструментов воспитания НОТ в быту являлась у Гастева хроно-карта, т. е. сво­еобразный учетный документ для записи бюджета времени. Статистическая обработка собранных у на­селения учетных карт, по замыслу Гастева, поможет установить степень его социализации, а их система­тизация — основные социальные группы («рабочий, директор, студент, крестьянин, красный воин») по ха­рактеру и способу использования своего времени. Предлагались следующие этапы использования вре­мени: сон, пища, работа, отдых, самообслуживание [13, с.74]. Учет времени воспитывает бережливость, дисциплинированность, способность планировать свой рабочий день, повышает общую культуру чело­века. Для науки его польза в том, что он вскрывает «социальный скелет» труда и повседневной деятель­ности людей.