Концепция культурных установок

Жизнедеятельность А.Гастева

Культура труда и управления Гастева

20-е годы представляют собой, пожалуй, самую яр­кую страницу в истории отечественной науки управ­ления. Этот период поражает воображение современ­ников не только грандиозностью замыслов, количеством новых идей, проектов и теорий, ожесточенностью иде­ологических дискуссий, но и грандиозностью личностей, которых дал Отечеству «серебряный век».

 

Несомненно, лидером отечественной науки управ­ления и НОТ в 20-е годы был А.К.Гастев. Несколько слов о его биографии.

Алексей Капитонович Гастев (1882— 1941), эконо­мист, социолог, был активным деятелем революцион­ного и рабочего движения в России, неоднократно под­вергался арестам и ссылкам. В 1905 г. руководил боевой дружиной рабочих в Кастроме, выступал на митингах с разоблачением эсеров и меньшевиков, участвовал в работе III и IV съездов РСДРП. За плечами у Гастева не только революционный, но огромный производствен­ный опыт: слесарь на заводах России и Франции (где окончил Высшую школу социальных наук), а после Октября — один из руководителей на предприятиях Москвы, Харькова и Горького, наконец, секретарь ЦК Всероссийского союза металлистов. Известен он и как поэт, его литературное творчество высоко ценили В.В.Маяковский и А.В.Луначарский. Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультовского движения.

С 1921 по 1938 г. возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве. Основная заслуга Гастева зак­лючается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предпри­ятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа подготовле­но более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем. Разработки Гастева получили мировое призна­ние, они изучаются в США, Англии, Франции и других странах.

 

Промышленное возрождение России, по мнению Гастева, неотделимо от культурного переворота. Концеп­ция трудового воспитания и культурных установок пред­полагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева с физической и бытовой культуры — рационального режима дня, пра­вильного питания, отдыха и движения, затем закрепля­ется в социально-психологической культуре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимо­отношениях, а результируется в подъеме общей культу­ры производства. Трудовая культура начинается с по­степенного привыкания к единому, выдержанному в течение всего дня темпу. Трудовая выдержка лучше всего складывается при работе операционной и труднее — при монтажной, неповторяющейся или обладающей рваным ритмом.

На тяжелой, неритмичной работе, считает Гастев, больше приобретается болезней и вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной исполнительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служебные обязанности независимо оттого, приятно ему или нет. Искусство коллективной работы, по Гастеву, основы­вается на умении приспосабливать личные цели к об­щим задачам, на способности точно и своевременно выполнять распоряжения. Первым актом «организа­ционного тренажа» является обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом принципе и строится у Гастева новая наука — «педагогика тре­нировки». Ее методы и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: «общая гимнастика, имитация рабо­ты и, наконец, настоящая работа» [13, с. 55]. Если гим­настика выступает в качестве «чистой техники движе­ния», то задача имитационного упражнения приучить человека к нагрузке. На завершающей стадии обучаю­щийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма. Для руководителя Гастев предлагал полугодовой испытательный срок, в процессе которого за кандида­том на выдвижение проводились бы тщательные соци­ально-психологические наблюдения и на основании их составлялся «психологический паспорт». Требуемая от руководителя деловая инициатива будет встречена с большим энтузиазмом, если прежде он покажет себя как исполнительный и дисциплинированный работник. Авторитет в коллективе, основанный на высокой лич­ной культуре труда и профессиональной компетентно­сти, представляет собой фундамент искусства управ­ления. Согласно логике такого подхода, руководитель не приглашается извне, а воспитывается в собствен­ном коллективе.