Координация на ранних стадиях

Принцип прямого контакта

Боязнь контроля

Эффективное единство

Менеджер должен стремиться к контролю через эффективное единство. Единство — это процесс, а не результат. Различные части предприятия должны так сблизиться в процессе их взаимного приспособления, чтобы составлять единство, а не скопление отдельных элементов. Не надо устанавливать координацию между двумя гармонично сосуществующими единицами: эти единицы должны превратиться в единство до того, как менеджер начал координацию. В любой ситуации мы должны отвечать на стимулы, нами же вызванные. Взаимодействие частей, создавая единство, изменяет их. Такое взаимоприспособление больше, чем просто при­способление. Оно не обеспечивает контроль, а само является контролем.

Власть возникает в результате процесса унифика­ции. Каждый жизненный процесс подчинен власти, порожденной этим самым процессом. То же самое от­носится и к социальному контролю. Истинная власть возникает спонтанно в процессе построения интегри­рованного единства. Она не вся сосредоточена навер­ху. Администратор должен стремиться к аккумулиро­ванной власти, сплетающейся из взаимосвязанного опыта всех тех, кто выполняет какую-либо функцио­нальную часть общей деятельности.. Чем более интег­рировано единство, тем в большей степени контроль становится самоконтролем. Осуществляется идеалвсех настоящих администраторов.

Урвик излагает особый взгляд М.Паркер Фоллетт на психологию контроля. Она выявила, что люди боят­ся слова «контроль». Они чувствуют, что контроль ущем­ляет права человека. Этот страх говорит об отсутствии должного понимания нового подхода к контролю, кото­рый возник на современных предприятиях, управляе­мых наилучшим образом.

В частности:

1. Контроль осуществляется главным образом факта­ми, а не людьми. Правила поведения нам диктует «за­кон ситуации», а не чья-либо прихоть.

2. Центральный контроль подразумевает координа­цию различных видов контроля на местах, а не дубли­рующий контроль более высокого уровня. Успешное управление осуществляется не путем создания но­вых отделов и начальников, а путем поддержания связи между частями механизма, чтобы их взаимо­действие порождало контроль. Дополнительные ме­ханизмы создают новые проблемы с внутренней координацией, поэтому приходится тратить много уси­лий на поддержание равновесия, а не на развитие. Принимая во внимание эти соображения, М. Фоллетт формулирует четыре общих принципа, которыми должен руководствоваться администратор, обеспечи­вая координацию:

1. Координация путем прямого контакта с лицами, от­ветственными за работу.

2. Координация на ранних стадиях.

3. Координация как взаимосвязь всех факторов ситуа­ции.

4. Координация как непрерывный процесс.

Работники, ответственные за какую-либо проблему должны контактировать непосредственно и решать эту проблему при личной встрече, а не при посредничестве высшего руководства. Необходимость властной цепоч­ки не означает, что любое действие должно проходить через все ее звенья. Если руководитель хочет добиться истинной координации, он не только сам должен деле­гировать полномочия, но и проследить, чтобы это сде­лали его подчиненные. Ему также следует примирить­ся с определенным процентом ошибок, которого не избежать в любом случае, и не допустить фрустрации и паралича инициативы из-за слишком частого и на­стойчивого требования соблюдать властный принцип.

Этот принцип логически следует из анализа приро­ды решения, проведенного М.Фоллетт: решение — это только момент внутри процесса. Невозможно обеспе­чить строгое соблюдение нового принципа всеми уча­стниками, если они с самого начала не участвовали в его выработке.

В высокоинтегрированной организации любое но­вовведение влечет за собой сложную цепь практичес­ких последствий, которые требуют соответствующих им обоснованных реакций. Эти реакции, однако, могут оказаться конкурирующими или несовместимыми, осо­бенно когда они требуют ресурсов: денег, сырья, пер­сонала, территории, оборудования и т. д.

Если существование всех этих относительных при­оритетов признается с самого начала и если все участ­ники готовы встретиться с уже предусмотренными трудностями, то высоки шансы приспособления или интеграции. Если, наоборот, план основан на общих пожеланиях без детального обсуждения тех аспектов проблемы, которые могут создать препятствие для ко­операции, то шансы значительно ниже. Гораздо проще обеспечить принятие плана, если никто точно не знает, какие последствия он будет иметь, но гораздо сложнее осуществить такой план.