Тейлор н Файоль

В идеях Тейлора и Файоля больше сходств, чем различий. И не удивительно, поскольку оба они при­надлежат к одной школе менеджмента. И Тейлор, и Файоль решительно выступали против сложившейся системы подготовки руководящих кадров, против из­лишнего развития у них инженерно-технических на­выков в ущерб собственно управленческим. Файоль полагал, что чем выше должностной ранг руководите­ля, тем меньше ему необходимы технические знания и больше —организационные. Поэтому руководителей надо учить администрированию, а не инженерным дис­циплинам. Тейлор пришел к тому же выводу по иным причинам: инженеров учат общим принципам органи­зации, хотя и недостаточно, но их совсем не учат управ-лять людьми. Выпускникам технических вузов нужна как минимум годичная стажировка на предприятии, где они могли бы общаться с теми, кем завтра должны ру­ководить.

Уровни:

- профессиональная компетентность,

- методичексая компетентность,

- социальная компетентность.

Некоторые исследователи полагают, что Файоль, находясь на посту высшего руководителя, смотрел на администрацию сверху вниз, что давало ему более широкий обзор проблем управления. Тейлор же, буду­чи техническим специалистом, вынужден был взирать на руководство снизу вверх. Подобной позиции при­держивается, в частности, Д.М.Гвишиани [15, с. 255]. Но и Тейлор в конце своей карьеры занимал высшие руко­водящие посты. Он не был чужд широких взглядов на управление. Дело, видимо, в другом. Для Файоля руко­водитель — это прежде всего функционер. Хотя адми­нистративные функции, согласно его подходу, суще­ствуют на любом уровне, даже у рабочих. Но чем выше уровень организационной иерархии, тем выше адми­нистративная ответственность и власть, тем чаще ру­ководитель выступает в роли администратора и функ­ционера. Для Тейлора же руководитель никогда не был бюрократом, он всегда оставался «достигающим инди­видом», человеком, способным принимать рискованные решения. Собственно говоря, понятие «бюрократия» — французского происхождения, оно выражает власть должностных лиц, но не предпринимателей или бизнес­менов.

В теории администрирования Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая — с пониманием его принципов. У Файоля фун­кция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координи­рование и контроль. Исторически они означали важ­ный шаг вперед. Еще недавно Адам Смит, подчеркивая значение управления, никак не дифференцировал уп­равленческие функции. Единственной функцией пред­принимателя оставалась инвестиция капитала в при­обретение рабочей силы и оборудования. Тейлор продвинулся дальше и вел функцию планирования. Он назначил специального инструктора и выделил из об­щей системы управления специальное плановое бюро. В качестве самостоятельных действий управленца он называл контроль и организацию, но не ставил их в число основных функций. Кроме них Тейлор рассмат­ривал предвидение и координирование в качестве са­мостоятельных видов деятельности, но он никогда не говорил ни о каких функциях менеджмента, особенно высшего звена управления, и тем более в таком систе­матизированном виде, как у Файоля.

Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления — структурно-функционального подхода в менеджменте. Функциональ­ным его нужно считать потому, что управленческие фун­кции — несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структур­ным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают не­ким довеском к ней. У Тейлора одна функция (планирова­ние) — одно структурное подразделение (плановое бюро). У Файоля 5 функций и целая система функциональных служб, которые составляли мозговой штаб компании. Новый подход получил название линейно-штабной струк­туры. Он и сегодня преобладает в менеджменте.

Современное определение управления включает все файолевские функции. Процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс [39, с. 106].

Разработанная Файолем концептуальная модель функций оказалась настолько плодотворной, что дала жизнь многим современным школам и направлениям. В частности, школа управленческих процессов позаим­ствовала у Файоля функции планирования и организа­ции, развив их дальше [96, с. 49]. После Второй мировой войны получил распространение подход, основанный на идее разделения функций управления. Его называют делегированием полномочий.

Дальнейшее развитие функциональных идей Фай­оля шло таким образом, что они получали новую интер­претацию. Старое понимание управленческих функ­ций и организационной структуры изменилось. Иначе трактуется ныне термин «администрирование». Соглас­но Д. Макфарланду, администрация определяет главные цели и политику фирмы, а управление обеспечивает выполнение операций. И хотя функции администрации и управления взаимно пересекаются, их выполнением не обязательно должны заниматься одни и те же люди. Вместе с тем, на любом уровне одно и то же лицо может делить свое рабочее время между выполнением функ­ций администратора и управляющего.