Конкретный пример 2

Вопросы к примеру

1. К какому типу движений — баллистическому или конт­ролируемому — относятся: кладка кирпича, копание лопатой, перенос тяжестей, перевозка груженной тач­ки?

2. В каком порядке (пределе досягаемости) на столе уче­ного должны быть расположены писчая бумага для за­меток, авторучка, книги, ножницы, клей, настольная лампа ?

3. Какие движения рабочего следует называть естествен­ными: руки двигаются в разных направлениях; руки двигаются в одном направлении с разной скоростью; противоположное и симметричное движение ?

 

ДЖИЛБРЕТ Ф. И Л. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РАБОТЫ'

От редакции.

Статьи супругов Джилбрет, помещаемые в этом и следующем номерах «Организации Труда», напечата­ны были впервые в августе и сентябре этого года в жур­нале «Management and administration», уже после смер­ти ФДжилбрета.

Статьи представляют особенный интерес пото­му, что многие положения, высказываемые Джилбретом в его, очевидно, «последнем слове», были с неменьшей четкостью высказаны Центральным Институтом Тру­да уже два года тому назад и зафиксированы в «Иссле­дованиях ЦИТ» и в «Организации Труда». Вместе с тем отметим, что самая классификация «фаз», операций и процессов, предлагаемая Джилбретом, представляется нам весьма несовершенной; но несовершенная по выпол­нению, она правильна по идее и тоже совпадает с впол­не оформившейся в ЦИТе тенденцией дать в конечном счете генеральный аналитический график всякой орга­низации, являющийся вместе с тем ее аналитическим установочным графиком.

Методы анализа работы с помощью семнадцати подразделений

Предлагаемая статья посвящена описанию полно­го способа классификации всех подразделений и дей­ствительных элементов работы, из которых складыва­ется изучение движения при нахождении «единого лучшего способа работы».

Необходимость такой классификации

Такая классификация жизненно необходима для того, чтобы можно было, с помощью научного метода отбора и измерения наилучших единиц и синтеза их по принципу наименьшей траты времени, установить ос­новные стандарты.

При работе индустриального инженера, конструк­тора машин и психолога поведения, эта классифика­ция дает основу определенной мнемонической классификации, необходимой для подшивки в дело всех ма­териалов, относящихся к изучению движения, дабы различные разрозненные сведения, получаемые совер­шенно разными путями и методами обработки, можно было бы автоматически соединять в одной и той же папке дела и под одним и тем же разделом.

-1 Организация труда.— 1924,— № 6-7,— С. 45-53.

Насколько мы знаем, не имеется другой классифи­кации или основы для подшивки материалов в дело, которые отвечали бы этой цели, и мы пришли к заклю­чению, что такая классификация абсолютно необходи­ма при отыскании «единого лучшего способа работы», при работах и стандартизации в промышленности и для создания и укрепления определенного порядка в управ­лении. Надеемся, что преподаватели индустриальной инженерии в наших колледжах согласятся, что одна только демонстрация построения «единого лучшего способа работы» из неразложимых далее элементов в какой-либо деятельности сделает больше для обучения студента принципам изучения движения и более про­изводительным методам управления, чем дюжина уро­ков, посвященных общим вопросам.

Подрастающее поколение следовало бы обучить оп­ределенной системе собирания данных, касающихся научной организации, на основе полной классификации всей работы, следовало бы научить научному методу отбора надлежащих единиц для измерения и способам измерения этих единиц, атакие надо было бы ему дать приспособления, которые позволили бы удешевить измерения и методы для синтетической обработки по­лученных сведений.

Это послужило бы к общему прогрессу мировой производительности и улучшило бы условия жизни, тем самым отметив в истории промышленности и цивили­зации целую эпоху.

В каком смысле понимаются основные злементы

Литература по научной организации труда изоби­лует примерами, когда единицы работы, которые ни в каком смысле не являются элементами, называются ошибочно «элементами».

Классификация для нахождения «единого лучшего способа работы» должна иметь дело с действительными элементами, а не просто с некоторыми подразделе­ниями, которые условно называются элементами.

Недавно в печати появилась прекрасно написан­ная биография великого инженера Ф.Тэйлора'; в ней подразделения, на которые распадается операция, тре­бующие во многих случаях больше 30 секунд для своего выполнения, описываются как «элементы». Эта ошиб­ка будет опять сбивать с толку многих людей. То, что там называется «элементами», должно быть оставлено тем, что оно является в действительности, а именно подразделениями движения, а не элементами и их не следует смешивать с истинными элементами или основ­ными единицами, которые не могут быть в дальнейшем подразделены.

Область применения классификации

Настоящая классификация для нахождения «еди­ного лучшего способа работы» применима ко всякого рода работам. Она применялась одним из авторов этих строк во время его военной службы в качестве офице­ра в комитете обучения Главного Штаба: автор стандар­тизировал методы «единого лучшего способа работы» для обучения пяти миллионов солдат и офицеров во время мировой войны.

Этот способ применялся также при анализе работы: хирурга, сиделки, управления госпиталями, большими товарными складами, сбыта, в громадном множестве различных производств, в счетоводстве, общеконторс­кой работе и во многих других работах.

Для целей нахождения «единого лучшего способа работы» классификация всей работы может быть пред­ставлена в следующем виде.

Полная организация имеет своими образующими:

I. Процессы:

a) финансирование,

b) реклама,

c) знание условий рынка,

d) распределение,

e) сбыт,

f) учет,

g) покупка,

h) производство,

i) планирование,

j) обучение,

k) изображение на диаграммах,

1) поддержание (в исправности),

т) комплектация материалов.

Эти процессы имеют своими образующими следу­ющее:

II. Операции, образующими которых в свою очередь являются следующие

III. Циклы движения, которые распадаются на следующие

IV. Фазы циклов движений:

a) поиски,

b) нахождение,

c) выбор,

d) схватывание,

e) транспорт с кладью,

f) занятие позиции, д) сборка,

h) полезное движение,

i) разборка,

j) осмотр,

к) подготовка к следующей операции,

1) освобождение клади,

т) транспорт порожняком,

п) отдых для преодолевания усталости,

о) другие неизбежные промедления,

р) промедления, которых можно избегнуть,

q) план.

V. Переменные факторы движения:

а) Переменные в рабочем:

1) анатомическое строение,

2) сила,

3) удовлетворенность,

4) убеждение,

5) стремление к заработку,

6) опытность,

7) утомляемость,

8) привычки,

9) здоровье,

10)образ жизни,

11)питание,

12)рост,

13)искусность,

14)темперамент.

15)тренировка.

b) Переменные в окружающих условиях, оборудовании, орудиях производства:

1) приспособления,

2) платье,

3) цвета (окраска),

4) развлечения, музыка, чтение и т. д.,

5) отопление, охлаждение, вентиляция,

6) освещение,

7) качество материала,

8) вознаграждение и наказание,

9) величина передвигаемых предметов,

10) специальные приспособления, уменьшающие
утомление,

11)окружающая обстановка,

12)орудия производства,

13)правила профсоюзов,

14)согласованность.

c) Переменные в самом движении:

1) ускорение,

2) автоматичность,

3) комбинация с другими движениями и последова­тельность)

4) оценка,

5) направление,

6) успешность,

7) работа в пудофутах,

8) преодолеваемые моменты и инерция,

9) длина,

10)необходимость,

11)путь,

12)установка («play of position»),

13)скорость.

Примечания:

В понятие «Полная организация» входят организа­ции всех видов, как-то: финансовые, промышленные, коммерческие, профессиональные, воспитательно-об­разовательные, социальные.

Следовало бы отметить, что порядок разделения всех процессов работы один и тот же с точки зрения экспер­та, анализирующего движение, не взирая на то, в ка­ких отделах и при выполнения каких функций они встречаются.

В понятие «Операции» — входят операции как ме­ханические, так и физиологические; как мыслительные, так и ручные. Причины для такого рода обобщений сле­дующие:

1. С точки зрения изучения движений не всегда ясная разграничивающая черта между операциями механизмов и умственными или ручными операциями
человеческих существ, так как эти операции часто взаимозаменяемы одна другой иногда частично, иногда полностью.

Примечание: В 1910 году и в последующие годы мы выработали и специально придумали в нашей собствен­ной лаборатории много приспособлений (механизмов) для чисто механического выполнения фав циклов дви­жения, которых не могли выполнять увечные солдаты вследствие повреждений органов. Такую коллекцию следовало бы иметь во всех колледжах и музеях, кото­рые намереваются обучать изучению движений.

2. Запись многих и, вероятно, всех операций умственного характера ныне может быть получена с помощью хроно-циклографического и фотографического способа записи микродвижений и с каждым годом такие фотографические записи могут все более и более расшифровываться и использоваться для практики.

Для наших потребностей удалось расшифровать и использовать достаточное их количество.

Тщательное обследование всех прежних обследо­ванных нами микродвижений, взятых в условиях дей­ствительной практики, показывает, что они буквально полны примерами таких записей процессов умствен­ного характера.

«Циклы движения» являются произвольными под­разделениями операций. Они имеют отчетливо разли­чимые и естественные границы начала и конца. Обычно и преимущественно имеется некоторая последова­тельность фаз, которая особенно подходяща для стан­дартизации и для перенесения в другого рода работы и может служить во всевозможных случаях при нахож­дении «единого лучшего способа работы».

Подчеркнем, что мы считаем ближайшими подраз­делениями циклов движений не «движения», а фазы движений.

Это потому, что «движения» не имеют ни опреде­ленных и ясных границ, ни «начал» и «концов». Напри­мер: трудно определить правильно, сколько требуется «движений», чтобы вынуть ручку с вечным пером из кармана или приготовиться, чтобы писать ею; точно также трудно бывает прийти к соглашению относитель­но того, сколько было сделано движений и где лежат границы движений в таком простом цикле, как только что разобранный, или в каком-либо другом подобном обычном цикле движений.

Тем не менее, 17 подразделений или фаз, как они по разному именуются, кажется, имеют все, что необходи­мо с точки зрения синтеза всех циклов движений, встре­чающихся во всех операциях, происходящих во всех процессах, совершающихся в каких бы то ни было орга­низациях.

Поэтому, наука изучения движений состоит в отыс­кании «единой наилучшей последовательности фаз движений» для каждого рода работы, а наука управле­ния состоит в выработке, установлении и упрочении условий, которые позволяют работать «единым наилуч­шим способом работы». Мы готовы признать, что будет найдено восемнадцать или даже большее число фаз, и нам кажется, что мы недалеки от обнаружения их в настоящее время. Нам кажется неизбежным обнару­жение добавочных фаз, имеющих отношение к ловко­сти и автоматичности*.

Перечень «Переменные факторы движения» пред­назначается для целей подшивки в дело всех данных, относящихся к какого-либо рода движению, соверша­емому рукой, механизмом или машиной. Перечень дает все для информации о структурах совершаемых работ. Он облегчает собирание всех данных, относящихся к поведению человеческого существа, супранормально-го, нормального и субнормального. Он дает базу для собирания данных педагогу, психологу, эксперту по личному составу, для установки и выдвижения. Эту классификацию можно продолжать и подразделять неопределенно. Она дает продуктивный быстрый хо­роший метод для синтеза компонентов «единого луч­шего способа работы» и в таком виде, что эти компо­ненты могут быть прогрессивно улучшаемы.

Как бы то ни было, настоящие данные, касающиеся 17 фаз, достаточны для революционизирования всех работ. И если бы индустрия каждой нации уменьшила у себя явно бесполезные фазы и стандартизировала род, последовательность и комбинации оставшихся эффек­тивных фаз, то результаты ежегодных сбережений были бы достаточны, чтобы оплатить наросшие долги боль­шинства наций.

История настоящей классификации

Во множестве различного рода работ, в течение многих лет мы пользовались этими фазами, как подраз­делениями циклов движений, но это имело место не раньше применения нами в 1892 году фотографии для изучения движения, что помогло нам сильно продви­нуться вперед. После 1912 года, когда мы начали ин­тенсивно пользоваться нашими первыми опытами изучения микродвижений, мы получили возможность настолько продвинуться вперед, что в состоянии были показывать на экране движения опытных работников в ускоренном и замедленном виде так же, как и в нормаль­ном.

Точно также, мы получили тогда возможность от­брасывать на экран и исследовать фазы в обратном по­рядке или в обратном направлении. Это было исполь­зовано с большой выгодой для нахождения методов наименьших потерь, — особенно в процессе сборки и разборки машин, — путем киносъемки.

Пуская фильму в обратном порядке, мы имели кар­тину сборки вместо разборки и обратно.

Примеры выгодных применений

Пропускание фильмы работ лучших работников (сверхэкспертов) в обратном порядке, чтобы посмот­реть, что могло бы быть использовано для целей предполагаемых нововведений в автоматичности — служит «детонатором воображения» для тех, кто видит опера­цию, выполняемую таким образом, представляющую особенности и комбинации фаз, ранее никогда невиден-ные. Конечно, одновременно с этим такое рассматрива­ние картин дополнялось исследованием отдельной кар­тины, что при экспертизах по изучению движений всегда является наиболее продуктивным методом для установ­ления тех или иных фактов при помощи кино-съемки. Большого успеха удалось достигнуть в подготовительном расположении деталей и инструмента для ближайшей операции (фаза к) таким образом, что схватывание со­бираемой детали и инструмента (фаза d) производилось теми же самыми движениями и действиями и выпол­нялось в течение того же промежутка времени, какие необходимы для совершения фазы «освобождение от клади» (фазаЬ).

Примером того, насколько важно принимать за основной элемент при изучении движений — фазы, может служить результат изучения, движений по част­ному заказу в 1921 г., когда наша организация дала возможность нашему клиенту довести сборку машин до 66 штук в день на каждого монтера, причем эта работа выполнялась с меньшей усталостью, чем прежде, ког­да каждый собирал 18 машин в день. Так как этот спо­соб сборки явился синтезом основных правильных единиц, то им пользуются на этом заводе и поныне. Не следует рассматривать этого увеличения выработки, как что-нибудь исключительное. Напротив, оно являет­ся соверщенно типичным. Действительно, мы имеем много примеров, когда была достигнута гораздо боль­шая экономия. Например, одна большая лаборатория изучения движений в результате такого способа про­работки создала синтетически и показала новые мето­ды, которые увеличили выработку рабочего в среднем в пять раз. Этот метод применялся при сборке карбю­раторов. Пользуясь им, мальчики рассыльные выпол­няли работу в течение '/ части времени, требуемого квалифицированному механику. Этот же способ еще с большим успехом применялся на работе по сборке насосов.

Последовательность фаз

Раньше было установлено, что некоторые подобные операции имеют подобную последовательность фаз. Например, операция закладывания работы в сверлиль­ный станок и пробивной пресс, закладывание карточек в часы для отметки времени и бумаги в печатную ма­шину практически имеют одну и ту же последователь­ность фаз. Типичное следование фаз для полного цикла движение при обработке детали на сверлильном стан­ке бывает таково: поиски, нахождение, выбор, охваты-вание, транспорт с кладью, занятие позиции, сборка (приладка), полезное движение, разборка, осмотр, транспорт с кладью, подготовка к следующей опера­ции, освобождение клади и транспорт порожняком. Между тем, этот цикл движений может и должен был бы выполняться следующими фазами: схватывание, транспорт с кладью, занятие позиции, сборка (уклад­ка), полезное движение, освобождение от вещей, транспорт порожняком.

В такой способ работы входит половина числа фаз обычного метода. Прежний метод, в то же время явля­ется обычной последовательностью фаз на сверлиль­ном станке, и он ни в коем случае не является лучшей последовательностью. На каждой машине и для каж­дого рода работ имеется «единая наилучшая последо­вательность фаз»; эту последовательность следовало бы найти, стандартизовать, ей обучить и ее поддержи­вать.

Другая классификация работ

Теперь рассмотрим другой метод подразделения и классификации всех работ. Для изображения всех де-ятельностей имеется другой, ранее установленный и лучше известный тип подразделения и классификации. Важность обсуждения этой простой классификации может явствовать из рассмотрения той путаницы и бестолочи, которые происходят от назначения одина­кового штучного расценка, как для больших партий, так и для малых. Эта классификация подразделяет все работы, как большие, так и малые, на три следующие части:

1. Готовься.

2. Делай.

3. Убери.

Теперь, применяя это деление для одной штуки, обрабатываемой на сверлильном станке, мы имеем:

1. Готовься, или возьми работу и положи ее под сверло. Эта операция заключает в себе фазы, предшествую­щие фазе полезного движения.

2. Сверли (делай) — состоит из одной фазы — именно фазы полезного дайствия (фаза — h).

3. Убери — возьми работу из-под сверла, осмотри ее и положи. Эта операция состоит из фаз, идущих после фазы полезного действия.

Следует признать, что во всяком промышленном мастерстве всего труднее научиться фазе полезного действия. Эта фаза всего более влияет на выработку и потому она считается наиболее важной из всех. Все другие фазы во всякого рода работах желательны и необходимы постольку, поскольку они облегчают, под­готавливают или помогают улучшению фазы полезно­го действия. Всякая фаза, не содействующая фазе по­лезного действия, должна быть взята под подозрение как лишняя. Фаза полезного действия является той, за которую больше всего платят, потому что она обычно требует большего искусства. Чем больше фаз, входящих в состав «готовься» и «убери», выполняются менее ква­лифицированными работниками, тем лучше для всех работников — потому что они все будут заняты боль­шую часть на работе, выше всего оплачиваемой по их способностям. Это верно не только при рассмотрении отдельных фаз, но также вообще в промышленности. Например, каменщик (кладчик), водопроводчик, маши­нист, конторский ответственный служащий и многие другие лица — каждый имеет специальных помощни­ков, но они все же по привычке делают много работы, сокращающей их зарплату в результате чего, когда это длится годами, они несут потери, происходящие от уменьшения их личной производительности. Этот при­мер позволит нам просто анализировать и классифи­цировать все работы. Ведь нетрудно видеть, что работник, подносящий раствор, находится в том же отноше­нии к кладчику, а секретарь — к ответственному руко­водителю, как выполнение фаз, составляющих «готовь­ся», относится к фазам «полезного действия»; а работа работников, занятых уборкой после работы кладчика, совершенно та же самая, какая входит в состав фаз «убери», следующих после фаз «полезного действия». Дальнейшие исследования типичной последова­тельности таких фаз, какие имеют место на сверлиль­ном станке или в другом из приведенных примеров, покажет, с точки зрения классификации фаз, что «схва­тывай» (фаза d) — или «готовься», предшествующие фазе полезного действия и «освобождайся от клади» (фаза — 1), следующее за фазой полезного действия, — являются почти одинаковыми, за исключением лишь того, что первые выполняются движениями, обратны­ми движениям «схватывания».

Парные фазы

Есть известное число парных фаз, которые почти всегда разделены фазой полезного действия. Например:

Парная фаза, обычно выполняемая перед фазой полезного действия. Парная фаза, обычно выполняемая после фазы полезного действия.
d) Схватывание — (Полезн. действие). 1) Освобождение от клади.
е) Транспортировка груза —(Полезн. действие). т) Транспортировка порожняком
f) Занят, позиции — (Полезн. действие). к) Подготовка для след. операции.
д) Сборка — (Полезн. действие). i) Разборка.
q) План — (Полезн. действие). j) Осмотр.

 

На противоположной стороне от фазы «полезного действия» отсутствовала фаза, парная «осмотру», ивместе с тем на фотографических, записях наблюдался «план», несмотря, на объем планирования, произведенного перед началом операции. Это заставило нас прибавить к перечню фаз — «план» (фазу — q). Фаза «план» может иметь место во всяком пункте последовательности фаз, но мы ее поставили в конце вышеупомянутого пе­речня фаз

 

Ансамбль № 4. Ансамбль №5.
а) Поиски. Полезное действие п) Отдых для преодоления усталости
Ь) Нахождение. Полезное действие о) Другие неизбежные промедления.
с) Выбор. Полезное действие р) Промедления, которых можно избежать

 

При анализе какой-бы то ни было операции, необ­ходимо составить диаграмму одновременных циклов движения. Затем на этой диаграмме анализируются фазы движений, сравниваются с существующими ме­тодами работы и делается попытка такого изменения последовательности фаз, которое вело бы к «единому лучшему способу работы».

Это приводит к проблеме графического изображе­ния фаз для сравнений и отождествлений, разрешению которой будет посвящен следующий очерк.

Перевел инж. Я.И.Глазов