Лабораторный практикум, индивидуальные занятия

Разделы дисциплин и виды занятий

Содержание разделов дисциплины

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет___180___часов, 5 зач. ед.

Вид учебной работы Всего часов ОФО/ЗФО Семестры
ОФО/ ЗФО ОФО/ЗФО    
Аудиторные занятия (всего) 72/16        
в том числе:          
Лекции 36 / 8 18/4 18/4    
Семинары 36 / 8 18/4 18/4    
Самостоятельная работа (всего) 72/ 58        
В том числе:          
Подготовка к семинарам          
Вид промежуточной аттестации (экзамен) Экзамен        
Общая трудоемкость час. 144 / 72        
зач. ед. 4 / 2        

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Виды деятельности
1. Взаимосвязь литературы с устным народным творчеством. Слово и образ. Жанры и стили литературного творчества. Классические литературные жанры античности. Методы анализа литературного текста. Жанровая система фольклора. Специфика художественного образа, его типология. Литературные роды – эпос, лирика и драма, их жанры. Понятие «художественный стиль», стилеобразующие факторы, стилевые категории, стилевая манера, стилизация. Жанровая система античной литературы, античная мифология и фольклор. Понятие «творческий метод». Биографический, Культурно-исторический, сравнительно-исторический, формальный, герменевтический, структурный, психоаналитический методы анализа литературного произведения. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия.
2. История литературного творчества; происхождение устных и письменных форм словесности, художественной литературы. Памятники литературы Древнего Востока. Возникновение литературы. Понятия «миф», «мифологическое сознание». Литература Шумера и Вавилонии. «Сказание о Гильгамеше»: образы главного героя Уруки Гильгамеша и его друга Энкиду, тема тайны бессмертия и трагичности жизни человека. Литература Древнего Египта. Дидактизм «Книги мертвых»; миф об Осирисе в жанре мистерии. Литература Древней Индии. «Веды»: два типа текстов – шрути («услышанные», связанные с сакральной функцией) и смирити («запоминаемые», не носящие священного характера, написанные в афористическом жанре); поэтические эпопеи «Махабхарата» и «Рамаяна» как шедевры древнеиндийской литературы: особенности развития сюжетов. Литература Древнего Китая. «И Цзин» («Книга перемен»): связь книги с гадательной практикой, философское содержание – 64 гексаграммы, описывающие без исключения ситуации, из которых складывается судьба человека; жанровая разновидность древнейшей поэтической книги «Ши цзин» («Книги песен»). Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия.
3. Литература европейского Средневековья и эпохи Возрождения. Основные литературные направления Нового времени Мировоззренческие и эстетические особенности литературы Средневековья. Раннехристианская литература. Трактаты писателей-апологетов. Трактат Августина Блаженного «О граде Божием» как учение об аскетизме; философско-религиозное осмысление жизни в «Исповеди» Августина Блаженного. Клерикальная (на лат. яз.) литература, ее жанровая равзновидность: видение, житие, чудеса, религиозный гимн, послание, комментарий к Святому Писанию, исповедь; «О небесной иерархии» и «О небесных именах» Псевдо-Дионисия Ареопагита как произведения клерикальной литературы. Поэзия вагантов. Средневековый героический эпос: связь с мифологией и фольклором; художественные особенности французского эпоса «Песнь о Роланде». Средневековая рыцарская литература: куртуазная поэзия трубадуров, жанр рыцарского романа. Поэтика и конфликтная основа «Романа о Тристане и Изольде». Предвозрождение. Учение о величии разума и самоценности красоты Фомы Аквинского. «Божественная комедия» Данте Алигьери: замысел, проблема жанра, композиция, «смысловые уровни», особенности построения художественного мира, переход к ренессансному антропоцентризму. Композиция и художественные особенности «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера. Гуманизм и антропоцентризм Возрождения, культ универсального человека. Творчество Петрарки: «Книга песен» («Канцоньере») как лирическая исповедь поэта, образ Лауры. Гуманистическая концепция мира и человека в «Декамероне» Боккаччо, композиция и жанровые особенности этого цикла повестей. Преобразование народной смеховой традиции в произведении Э. Роттердамского «Похвала глупости». Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: теория гуманистического образования и воспитания в произведении, композиция, система персонажей, гротеск; М. Бахтин о романе. Периодизация творчества Шекспира, жанровое многообразие (трагедии, комедии, сонеты); конфликт и его разрешение в драматургии писателя, идейно-философское звучание трагедий. Персонажи и художественный мир романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Концепция мира и человека в эпоху Барокко. Жанры (религиозно-философская драма, галантно-пасторальный роман, галантно-героический роман) и стилевые тенденции Барокко. Национальные разновидности барочной литературы (в Италии – маринизм, в Англии – «метафизическая школа», в Испании – гонгоризм и консептизм, во Франции – «прециозная литература»). Поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай»: образ сатаны, художественное своеобразие осмысления ветхозаветного мифа. Метафизичность и усложненный метафоризм поэзии Дж. Донна. «Жизнь есть сон» Кальдерона как религиозно-философская драма; ее идейно-тематическое содержание, символика, особенности построения сюжета. Эстетика Классицизма в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство»; культ разума и следование античным образцам, конфликтная основа, жанровый характер мышления, принцип трех единств в классицизме. Творчество Лопе де Вега: манифест национальной драмы «Новое руководство к сочинению комедий», типы его комедий, специфика драматической интриги. Трагедия Корнеля «Сид»: система конфликтов, сюжет и композиция, характеры. «Трагическая вина» как основа развития характера в «Федре» Расина. Комедии Мольера: этапы творчества драматурга, идея «высокой комедии», галерея человеческих пороков, комедийные приемы и особенности композиций (на примере «Тартюфа», «Дон Жуана», «Мещанина во дворянстве»). ЛитератураПросвещения.Отражение в литературе тенденций, связанных с развитием просветительской философии и науки. Соединение научного мышления и художественного творчества как характерная черта эпохи, новая система жанров: роман-трактат, философская повесть, философская поэма и др. Художественное воплощение идеи «естественного человека» в романе Дефо «Робинзон Крузо». Сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение действительности в сочетании с просветительской утопией в романе Свифта «Путешествие Гулливера». Вопрос о «просветительском реализме». Сентиментализм и культ «просвещенного чувства», анализ внутреннего мира человека, жизни его души и сердца в произведениях сентименталистов; специфика эмоционально-психологической структуры повествования. Просветительские тенденции в творчестве Вольтера, Дидро, Руссо. ЛитератураРомантизма.Предромантические тенденции в творчестве Гете: «Страдания юного Вертера», лирика; трагедия «Фауст»: композиция, синтез художественных средств для выражения всеобъемлющего философского и художественного содержания. Эстетические основы романтизма: концепция двоемирия, романтического идеала, противопоставление героя миру, обществу, толпе. Этапы развития романтизма. Национальные особенности романтизма. Германия – «Йенский романтизм», роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген»: характер главного героя, специфика «художественной реальности», многозначность символа голубого цветка; «Гейдельбергский романтизм», фольклорное начало в «Детских и семейных сказках» братьев Гримм; гротеск и ирония в повестях-сказках Гофмана. Англия – жанр исторического романа в творчестве В. Скота, поэмы Байрона: поэтика универсализма (сопоставление единичного со всеобщим), трагическая несовместимость идеала и действительности («мировая скорбь»), характер лирического героя. Франция – три периода творчества Гюго, поэтика гротеска в романе «Собор Парижской Богоматери»; жанровая особенность романа Жорж Санд «Консуэло» (синтез психологического, исторического, «неистового» и социального романтического романа). Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания текстов.Мини-опрос по использованным источникам.
4. Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ХХ – начала ХХI вв ; взаимодействие литератур различных культурных регионов ЛитератураРеализма.Закон социальной обусловленности человека (формирования типического характера типическими обстоятельствами), принцип психологизма, объективности и достоверности в изображении. Роман Стендаля «Красное и черное»: двойственность характера и механизм достижения цели (славы и власти) главного героя Жюльена Сореля, смысл названия произведения. Художественный мир цикла Бальзака «Человеческая комедия» (специфика художественного пространства, возвращающиеся персонажи), полифоничная структура романа «Отец Горио». Творчество Диккенса: глубина отображения всех слоев английского общества, раскрытие своеобразия менталитета британца, социальных конфликтов; несоответствие реальности идиллическим представлениям о ней в комической эпопеи «Посмертные записки Пиквикского клуба»; создание образа через наблюдение внешних пластов и постепенным постижением подлинной сущности в романе «Домби и сын». Роман Флобера «Госпожа Бовари»: типизация и психологизм изображения, образ главной героини, причины трагического финала. Обновление реалистической традиции в творчестве Хемингуэйя: принцип «айсберга», «обеднение» текста и предельная насыщенность подтекста, многозначительность образа, перерастающего в реалистический символ, повторы сюжетных ходов, мотивов, фраз. Реалистический анализ действительности в «эпическом театре» Брехта. ЛитератураМодернизма.Символизм. Понятие символа. Концепция двоемирия, феномен как символ иной реальности, идея интуитивного прозрения, поэтика «суггестивного образа». Философия А. Шопенгауэра как идейная основа художественной системы символизма. Общая характеристика творчества французских символистов (Верлена, Рембо, Малларме, Метерлинка). Философия Ницше, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, интуитивизм Бергсона, аналитическая психология Юнга как философские и психологические основы модернизма. Проблема мифа и мифотворчества, «игровой» принцип в модернизме. Особенности поэтики: притчевая основа, эстетика сновидений и абсурда в произведениях Кафки, прием «потока сознания» в творчестве Пруста и Джойса. Усложненные формы повествования и психологического письма в романе Пруста «В поисках утраченного времени», мифологический код и принцип детального описания в романе Джойса «Улисс». Философия существования в творчестве Камю и Сартра. Интеллектуально-философская проза Т. Манна и Гессе. Авангардистские течения 1910 – 1920-х гг. в европейской литературе (общая характеристика, исходя из идейных установок и специфики создания художественного образа): дадаизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, экзистенциализм, «новый роман», «театр абсурда». ЛитератураПостмодернизма.Идеи Р. Барта, Жака Деррида, Мишеля Фуко, Жана Лиотара, Ю. Кристевой в разработке постмодернистской концепции искусства. Абсолютизация понятий «текст» и «интертекст», кодированность литературы, многоуровневость «прочтения», принцип «ризомы», установка на принципиальную «вторичность». Концепция «смерти автора», дискретность художественного времени и мозаичность, фрагментарность художественного пространства в посмодернистских произведений. Ирония и игра в литературе. Поэтика «интертекста» в творчестве Х-Л. Борхеса. Роман У. Эко «Имя розы» как программное постмодернистское произведение, двуплановость сюжета (экзотерический и эзотерический), детективная линия и религиозно-философские вопросы в сюжете романа. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов. Мини-опрос по использованным источникам.
5. История русской словесности и литературы. Понятие о русском устно-поэтическом народном творчестве. Понятие о русском устно-поэтическом народном творчестве.Классификация мифов древних славян (космогонические, обрядовые, календарные и др.); мифические персоналии: Перун, Сварог, Стрибог, Хорс, Дажьбог, Симаргл, Род и Рожаницы, Велес, Ярило, Кострома, Морена, Мокошь, Лада, низшая демонология: домовой, леший, водяной, банник, кикимора, упыри, русалки и др. Сказочные персонажи: баба-яга, кащей, Змей Горыныч и др. Жанровая система устного народного творчества: обрядовый фольклор (ритуальные,заклинательные, величальные, корильные песни, причитания, приговоры, колядки, причитания), необрядовый фольклор (сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, бывальщины, былички, анекдоты, частушки, загадки, потешки, прибаутки и др.). Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов
6. Памятники литературы Древней Руси, русские летописания, апокрифы в русской письменности, русская духовная поэзия и проза. Общая характеристика древнерусской литературы. Концепция мира и человека в средневековом сознании, связь мировоззрения с системой жанров. Богослужебная и деловая письменность. Принципы историзма и правдивости, публицистичность и дидактизм, единство нравственного и эстетического в литературе. Поэтика средневековых текстов: связь с фольклорной и христианской традициями, стилевые особенности Рукописный характер и анонимность древнерусской книжности. Типы письма, оформление рукописей. Проблема периодизации древнерусской литературы. Характеристика основных жанров с учетом их специфических (как содержательных, так и формальных) черт: житие (агиография), летопись, дидактическое и торжественное красноречие (на примере «Жития Феодосия Печерского», «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Слово о Законе и Благодати»), апокрифы, духовная поэзия и проза. Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»;идейно-тематическое содержание, жанровая специфика, (книжные и фольклорные элементы, особенности художественного времени и пространства, характеристика персонажей, изобразительно-выразительные средства. Роль «Слова» в дальнейшем развитии отечественной литературы.Житие протопопа Аввакума»как произведение «переходной» эпохи 17 в.: отступления от «житийных» канонов, своеобразие композиции, принципы изображения главного героя, художественный стиль. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов.
7. Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы. Творчество выдающихся деятелей отечественной литературы 18-19 вв. Русская литература ХVIII в.Новаторский характер, повышенный интерес к познавательной и воспитательной функции литературы, вопрос о национальном самосознании русского народа Основные закономерности и динамика историко-литературного процесса, взаимодействие различных методов и стилей Становление новой жанрово-стилевой системы и пути ее эволюции; изменения в области стихосложения, ведущие тенденции в развитии русского литературного языка. Классицизм.Онтолого-гносеологическая и идеологическая основы, этико-эстетическая программа, особенности художественного воплощения политического идеала, своеобразие классицистической поэтики. Национальные черты русского классицизма Теория трех стилей, жанровая иерархия и каноничность Общая характеристика основных жанров с учетом вклада русского классицизма в их развитие: трагедии, оды, стихотворной сатиры, комедии, басни. В. К. Тредиаковский. М В. Ломоносов иА. П. Сумароков как поэты и теоретики русского классицизма, их художественные и литературно-теоретические трактаты. Г.Р. Державин.Анакреонтическая тема в творчестве поэта. Державин о назначении поэзии и призвании поэта («Храповицкому», «Памятник»), Предромантические тенденции в его творчестве. Вклад поэта в развитие русской лирики 19-20 в.в Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: новаторство комедии, смысл названия, проблематика. Своеобразие художественного метода, композиция и сюжет пьесы. Особенности образной системы, принципы ее построения. Конфликт и его разрешение.Сентиментализм.Литературно-эстетическая программа, принцип свободы творчества, индивидуализации поэтической формы. Интерес к неповторимости человеческой личности, ее внесословной ценности; поэтизация любовного чувства. Выработка жанров дружеского послания, элегии, баллады, литературного дневника, языковые черты сентиментализма, богатство изобразительно-выразительных черт. Н.М. Карамзин.Философские, эстетические, политические воззрения писателя. «Бедная Лиза» как программное произведение русского сентиментализма.Просветительский реализм.Проблема социальной и исторической обусловленности характеров, новое осмысление взаимосвязи литературы и действительности, гражданско-обличительньй пафос. И.А. Крылов. Тематическое многообразие басен, их идейная и художественная значимость, принципы поэтики. А.Н. Радищев. Эстетические и социально-политические взгляды. «Путешествие из Петербурга в Москву». История создания, идейно-содержательная основа. Русская литература первой половины ХIХв. (1800-1830 гг.) Романтизм первой четверти ХIХв.Онтолого-гносеологические воззрения романтиков, проблема эстетического идеала. Национальные особенности русского романтизма, его типология: «гражданский», «элегический», «философский», «байронический», «исторический», «славянофильский». В.А. Жуковский.Художественное своеобразие балладного мира: основные темы, мотивы, особенности хронотопа, символика образов, «суггестивность» стиля. К.Н. Батюшков. Мироощущение поэта, характер лирического героя в ранней и поздней периоды творчества, основные художественные принципы. Поэтика исторических элегий. Зарождение реализма. А.С. Грибоедов.Художественное своеобразие комедии «Горе отума», роль двух сюжетных линий, функция ремарок. Новаторство Грибоедова в построении речевой характеристики героев. «Басенная» ритмика стиха, элементы народно-языковой традиции, «крылатые выражения». Оценка комедии А.С. Пушкиным, В.Г. Белинским, И.А.Гончаровым.А.С. Пушкин. Лицейский период (1814-1817).Жанры лицейской лирики; трансформация традиции Державина (ода), Жуковского (элегия), Батюшкова («легкая поэзия», жанр дружеского послания) Петербургский период (1817-1820).Вольнолюбивая лирика, связь с эстетикой и просветительской программой Союза благоденствия. Новый идеал гражданина. Поэма «Руслан и Людмила»: своеобразие жанра, сложность фабулы, классицистические и романтические черты. Образ автора: литературная игра различными стилевыми условностями. Языковые особенности. Период южной ссылки (романтический) (1820-1824).Романтическая элегия нового типа («Погасло дневное светило»). Пушкинский байронизм. Характер лирического «я». Романтический конфликт и его эволюция в южных поэмах. Влияние жанровой структуры «восточных поэм» Байрона, стилевое воздействие элегий Жуковского и Батюшкова. Период Михайловской ссылки (1824-1826). «Борис Годунов» как романтическая трагедия. Историческая концепция Пушкина, ее отражение в конфликте и сюжете произведения. Проблема «народного мнения». Значение финала и заключительной ремарки. «Евгений Онегин». Жанровая природа, особенности композиции, «зеркальный» принцип. Роль внесюжетных элементов (предисловие, письма, сон Татьяны, лирические отступления, песни девушек). Картины природы в романе. Онегинская строфа. Автор и его герои. Соотношение «сюжета автора» и «сюжета героев». Образ Татьяны как воплощение авторского нравственного императива. Евгений Онегин как тип «героя века». Эволюция главных персонажей. «Евгений Онегин» как «свободный роман», сочетание высокой и низкой лексики, вариативность стиля, реминисценции, авторская ирония. Творчество 1826-1829 гг.Общественно-политическая позиция Пушкина, ее отражение в лирике («Стансы», «В Сибирь», «Друзьям»). Тема свободы и милосердия, независимости поэта. Философская поэзия («Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Дар напрасный, дар случайный...», «Талисман» и др.) Творчество 1830-хгг.Переход к прозе, его идейно-эстетические предпосылки. Полемический характер «Повестей Белкина», травестийность классических сюжетов. Эксперименты с романной формой: «Дубровский», «Капитанская дочка». Эволюция пушкинского историзма. Жанр фантастической повести. Идейно-композиционная функция фантастики, мотив игры, система символических соответствий в «Пиковой даме» Эксперименты в области драматургии: цикл «маленьких трагедий» (жанрово-стилевое своеобразие, композиция и сквозные мотивы) «Медный всадник»: жанр и композиция, философский конфликт, мифологическая основа. Неоромантические тенденции в лирике («Бесы», «Элегия» и др.), мотивы «рока», «воли», «покоя». Проблематика и поэтика основных лирических циклов («Песни западных славян», «Каменноостровский цикл»). Вопрос о религиозности позднего Пушкина.М.Ю. Лермонтов. Романтическое двоемирие юношеской лирики (1828-1836). Тема протеста одинокой личности, обреченной на гибель. Мотивы байронического индивидуализма, неприкаянности, странствия. Трагическое мироощущение как результат недостижимости идеала, абсолютной гармонии. «Демоническая» позиция поэта. Лирический конфликт как драма высших субстанциональных сил (добра и зла). Стихотворения-манифесты о судьбах поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» и др.). Тема родины («Бородино», «Родина» и др.) и современного поколения («Дума», «И скучно и грустно» и др.). Рефлектирующий характер лирического «я» в поздней лирике как следствие конфликта между чувством и разумом. «Внелитературные» жанровые формы («Завещание», «Валерии»). Своеобразие «натурфилософской» лирики («Когда волнуется желтеющая нива...», «Выхожу один я на дорогу...» и др.). «Маскарад». Система персонажей. Символика карточной игры и маскарада Образ Евгения Арбенина и эволюция типа демонического героя в творчестве Лермонтова. Конфликт и художественные особенности его решения: подмена психологических мотивировок поступков героев мотивировками философскими. «Мцыри». Обобщенно-философский характер поэмы. Исключительность главного героя, романтическое противопоставление его и окружающего мира. Мотив бегства, символизм образов монастыря, природы и родины. «Демон». Связь с традицией западноевропейской и отечественной «демониады»: общее и особенное. Отражение в сюжете и системе образов диалектики добра и зла Идейное значение эпилога. «Герой нашего времени». Смысл заглавия романа. Особенности композиции. Несоответствие фабулы и сюжета Художественные средства типизации главного героя. Типы портретных характеристик. Прием двойничества как основной принцип построения системы образов романа. Диалектика противоречий: добра и зла чувства и рассудка, исключительного и типичного. Проблема судьбы в романе. Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как прозаический цикл. Романтическое двоемирие и романтическая ирония. Проблема личности в ее соотношении с коллективной основой народного миросозерцания. Фольклорные мотивы, карнавальное начало, художественная функция фантастики. «Миргород» как прозаический цикл. Логика размещения повестей. Их идейный замысел, травестийный характер. Гоголевская оценка человека с точки зрения его возможностей и их реализации. Комическое и трагическое в «Миргороде». «Ревизор». Жанровое своеобразие комедии, конфликт и принцип «миражной интриги». Кольцевая композиция, система образов; символика художественной детали, приемы комического. «Мертвые души». Творческая история поэмы. Связь с «Божественной комедией» Данте. Метафизическое осмысление образа Чичикова Художественный метод (сочетание конкретности художественного анализа с философско-историческими обобщениями). Жанровое своеобразие, композиция, логика следования персонажей. Хронотоп дороги, его символическое значение. Роль лирических отступлений. Приемы комического, поэтика абсурда. «Петербургские повести». Тема Петербурга. Жанр фантастического гротеска Пародийный характер повестей. Особенности поэтики: роль анекдота в сюжетах, вещная метафора алогизм повествования, сквозные мотивы. Русская литература второй половины ХIХ в. (1840-1860 гг.).Общая характеристика. Социально-историческая обстановка эпохи. Столичные кружки и салоны 1830-1840 гг., их роль в духовном становлении русской интеллигенции. Русское западничество: идеология, эстетика, ориентация на европейские культурные образцы. В.Г. Белинский как лидер западнического направления мысли; эволюция взглядов критика. «Натуральная школа»:круг идей, эстетика, поэтика. Жанр физиологического очерка, выход к «подлинной» действительности. Роль журнала «Современник» в отстаивании новой эстетики. Интерес к судьбе маленького человека. Славянофильство:полемика с западничеством, концепция русской и европейской истории, эстетические воззрения Система ценностей. Деятельность журнала «Москвитянин». Характерные черты творчества славянофилов. Доктрина «чистого искусства», ее культурные истоки и художественное преломление в поэзии А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.Л. Полонского. Обращение к вечным темам природы, любви, красоты, гармонии, жизни и искусства. Движение «почвенничества»: выступление против либеральной западнической интеллигенции и демократизма разночинцев-нигилистов (журналы «Время», «Эпоха», «Русский вестник»). Художественные особенности творчества разночинцев 1860-х гг. и писателей демократического направления (Н.Г. Помяловский, Н.В. Успенский, Ф.М. Решетников): общие положения. И.С. Тургенев.Романное творчество: центральные герои как герои-идеологи, их типы, выразители духовных исканий своего поколения. Проверка состоятельности героя любовью, уходом из жизни. Смерть главного героя как постоянный мотив тургеневского романа, ее символический смысл. Уровни масштабности мировоззренческих споров конфликтующих сторон: идеологический, онтологический, метафизический. Проблема преемственности поколении в романах. Типы центральных героинь, их идейно-художественная значимость. Поэтика романа: связь с традицией пушкинско-лермонтовских произведений о герое времени, социально-бытовой и психологический уровни сюжетной организации. Особый тип историзма: преходящее осмысливается через вечное. Идея бесконечности поиска героем духовных основ, не ограниченных каким-либо временем. Н.А. Гончаров.Роман «Обломов». Положительные и отрицательные черты Обломова с авторской точки зрения. Социальные, национальные и культурные корни характера главного героя. Штольц как тип «нового человека», деятеля, своеобразие его практицизма и мировоззренческой подосновы. Центральные женские персонажи романа -Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына - как психологические антиподы. Система смысловых и структурно-композиционных оппозиций. Детали-символы. Критика об Обломове и обломовщине. Н.А. Некрасов. Расширение стилистических, жанровых и тематических границ лирики. «Прозаизация» поэтической речи. Усиление роли сюжетного начала. Тема социальной трагедии в «городской» и «крестьянской» лирике. Произведения - отклики на политические события. Психологизм, драматизм и бытовая конкретика в любовной лирике. Усвоение и трансформация фольклорных тем. Христианские мотивы и их социальное преломление. Философское осмысление темы смерти. Новые жанры (крестьянская эпопея, лирическая повесть), языковые и стилевые особенности, «некрасовские» размеры и рифмы. Обыденно-реалистическое и «фольклорно-поэтическое» начала в поэмах «Коробейники», «Мороз, Красный нос». Широта тематического и стилевого диапазона в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Многообразие крестьянских типов в произведении, образы «народных заступников», тема бунта и возмездия. Религиозные мотивы и фольклорное начало в поэме.А.А. Фет. Эстетическая и мировоззренческая позиция поэта Основные темы лирики. Передача непосредственности переживания, целостного воплощения бессознательного начала душевной жизни, гармоничного слияния с природой. Импрессионистический характер поэзии, ее суггестивность; акцент на музыкальность стиха, алогичность, внутреннюю связность образов. Чувственный характер и психологизм любовной лирики. Особенности изображения идеализированного мира мечты, природы, искусства. Антологическая поэзия. Философские мотивы в поздней лирике. Тема смерти и трагедии человеческого существования в стихотворениях «Ничтожество», «Смерти», «Никогда» и др., влияние философии А.Шопенгауэра..Ф.И. Тютчев. Ориентация творчества на традиции немецкого романтизма. Философский характер поэзии, связь с «натурфилософией» Шеллинга, идеями И. Канта Тютчев-пантеист: представление о природе как живом организме; «стихийное» и катастрофическое в ней. Тема слияния с «божеско-всемирной жизнью» и трагическая невозможность ее осуществления. Оппозиции, определяющие художественную структуру произведений: внутреннее - внешнее, прошлое - настоящее, иррациональное - рациональное, день - ночь, космос - хаос, небо - земля, север - юг, запад - восток и др. Стихотворения «денисьевского» цикла. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Тютчев как идеолог «славянского единства» («Русская география», «Славянам» и др.) Жанр «фрагмента» как основной жанр поэзии Тютчева Двустрофные композиции. Функциональная значимость лексических и синтаксических архаизмов, специфические свойства эпитета и метафоры. А.Н. Островский. Драма «Гроза». Смысл конфликта Катерины с царством самодуров (психологический и социальный аспекты). Религиозные мотивы в пьесе. Самоубийство Катерины с точки зрения героев и автора. Символика «Грозы». Психологическая драма «Бесприданница»: образ Ларисы Огудаловой, тема обмана и самообмана, структурообразующая роль мотивов купли-продажи. Карандышев - новая версия маленького человека. Смысл трагического финала Тема одержимости в творчестве Островского. Поэтика драм. Совмещение драматических коллизий с эпической широтой осмысления жизненных проблем; самоценность диалога и «речевое действие», элементы дидактизма, колоритность и народность языка.М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы» как семейный роман 19 в. Тема извращения нравственных и религиозных ценностей в дворянской патриархальной среде. Три поколения семьи Головлевых, Иудушка Головлев как «вечный тип» мировой литературы; глубина психологической разработки его образа, мотив духовного пробуждения героя. Жанровое своеобразие романа, стилистика физиологического очерка. «Сказки для детей изрядного возраста». Тематическое многообразие, узловые проблемы цикла. Философский потенциал сказок и особенности их поэтики: аллегорическая и фантастическая образность, гиперболизм, моралитичность, традиция жанров басни, притчи и народной сказки. Общая характеристика литературы 1870-1890-х гг. 70-е гг. в общественно-политической и культурной жизни России. Литература в связи с другими видами искусства. Развитие критического реализма, его основные течения и их взаимосвязи. Ф.М. Достоевский.Вступление в литературу. Отзывы В.Г. Белинского о первых произведениях писателя. Достоевский и «натуральная школа» «Бедные люди» Проблематика, идейный смысл. Эволюция образа Макара Девушкина «Маленький человек» Достоевского и гоголевская традиция. Особенности психологизма, своеобразие языка и композиции «Записки из мертвого дома». Их место и роль в эволюции художника. «Униженные и оскорбленные». Идейно-художественная система романа, многообразие сюжетных линий. Тема «маленьких людей» и их гордого смирения. «Записки из подполья». Трагизм «подпольного человека». Традиция мемуарных и эпистолярных жанров, их идейно-эстетическая функция. «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Смысл названия. Влияние особенностей сюжета и композиции на своеобразие жанра романа Образ Родиона Раскольникова. Общественно-политические, идейные, психологические и нравственные причины формирования раскольниковского типа личности. Теория главного героя, и ее сущность. Религиозно-нравственная оценка Достоевским преступления и судьбы Раскольникова Образы - «двойники» в романе (Лужин, Свидригайлов). Женские образы. Идейный и религиозно-нравственный смысл образа Сони Мармеладовой. Смысл эпизода евангельского чтения о воскрешении Лазаря. Композиционная роль снов Раскольникова. Смысл эпилога. Образ Петербурга и его обитателей. Полифонизм романа Особенности художественного времени. Языковые особенности. «Идиот». Замысел романа и образ князя - Христа. Проблема «положительно прекрасного человека». Трагический пафос романа. Судьба Настасьи Филипповны как сюжетная основа произведения. Религиозная позиция писателя. Апокалипсическое видение картины мира Достоевским. Психологизм романа. «Бесы» как политический роман-памфлет. Многопроблемность произведения (политическая, философская, религиозно-нравственная). Смысл заглавия романа и эпиграфов к нему. Общая антинигилистическая направленность. Проблема разобщенности интеллигенции с «почвой». «Подросток». Проблема становления молодого человека. Формирующаяся личность и социальная действительность. Судьбы и устремления молодых героев. Проблема человеческого достоинства и нравственных ориентиров в образе Аркадия. «Братья Карамазовы» как итог творческой деятельности писателя. Основные идеи романа. Проблема религиозно-нравственного пути постижения смысла человеческого существования. Семья Карамазовых: тип сладострастника - Федор Павлович, тип интеллектуального героя-индивидуалиста и рационалиста - Иван, нравственно-психологический тип - Дмитрий, «человеколюбец» - Алеша. Смердяков и «смердяковщина». Понятие «карамазовщина». Традиции жития в формировании сюжетной линии. Женские персонажи в романе (Груша и Катерина Ивановна). Значение и смысл эпиграфа. Пути достижения «мировой гармонии». Идейная значимость и композиционная роль «Легенды о великом инквизиторе». Стилевое своеобразие романа. Сложность и противоречия творческого пути писателя. Жанровая специфика романов. Основные черты поэтики (полифонизм, особенности организации системы образов-персонажей, исповедальный пафос и др.). Л.Н. Толстой. Начало творческого пути. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»: тема, проблематика, основные идеи. Становление типа толстовского героя, интеллектуала-правдоискателя, стремящегося к совершенствованию. «Диалектика души» как главный творческий итог литературной деятельности начального периода. Повесть «Казаки». Место произведения в идейно-творческой эволюции писателя. Идеализация жизни казаков, тема единения человека с природой. Художественные достоинства повести. «Война и мир». Творческая история романа Проблема жанра произведения. Своеобразие авторской позиции. «Мысль народная»: основные положения толстовской философии истории, авторское понимание сущности русского национального характера, народ как главный герой произведения. Философская и нравственно-этическая проблематика. Основные принципы организации системы образов - персонажей, ее соотнесенность с главной мыслью романа Андрей Болконский и Пьер Безухов. Путь духовных исканий героев. Женские образы (Наташа Ростова, Соня, Марья Болконская, Элен), их нравственный и психологический облик, своеобразие характеров. «Мысль семейная»: смысл изображения «семейных гнезд» и показа героя как части малого мира, к которому он принадлежит. «Диалектика души» в романе. Особенности композиции и характер организации художественного времени произведения. Принципы типизации и индивидуализации. Искусство внутреннего монолога, художественная деталь, портрет, пейзаж. «Анна Каренина» как роман-трагедия. «Мысль семейная» в романе. Необходимость соблюдения нравственного закона жизни человека как основа проблематики произведения и «центр композиции». Смысл изображения семейных судеб Карениных, Облонских, Левиных. Образ Анны Карениной. Причины ее конфликта с обществом и с собой. Смысл эпиграфа к роману. Образ Константина Левина. Духовные искания героя и жизненный опыт Л. Толстого. Левин и проблема народа в романе. Тема фатальности. Образы-символы, их идейно-художественная значимость. «Воскресение». Смысл названия романа. Эволюция образов главных героев, Нехлюдова и Катюши Масловой. Обличительное содержание произведения. Проблема взаимоотношений Толстого с церковью. Нравственно-этическое содержание. Оценка автором своих персонажей. Проблема художественного метода в творчестве писателя, его стиль, открытия в области жанра.Н.С. Лесков. Самобытный характер творчества писателя. Художественные исследования русского национального характера («Погасшее дело», «Язвительный», «Житие одной бабы»). Правдоискатели и народные праведники в изображении Лескова. Проблема положительного героя, таланта и творческого начала («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и др.). Самобытность героев, необычность их судеб, исключительность обстоятельств, нравственные идеалы героев и писателя. Лесковский «сказ». Фольклорные и древнерусские традиции в поэтике писателя.А.П. Чехов.Тематическое многообразие рассказов. Тема узости представления о жизни («Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев»), тема детской судьбы («Ванька», «Спать хочется»), «безумия» («Палата № 6»), тема социального и экзистенционального одиночества человека («Тоска», «Моя жизнь» и др.), тема любви («Верочка», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»), надежд и иллюзий в мире трагической реальности («Мечты», «Бабье царство», «На подводе»), тема пошлости обыденной жизни и человеческих отношений («Попрыгунья», «Учитель словесности» и др.), христианская тематика («Святою ночью», «Студент», «Архиерей»), тема «футлярного» существования («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), тема будущего («Случай из практики», «Невеста») Проблема «незавершенности» и «открытых финалов» чеховских рассказов. Отсутствие оценочной иерархии. Психологическая, символическая, «импрессионистическая», «случайная» деталь, ее идейно-художественная значимость. Поэтичность стиля. Драматургия. Оппозиция жизнь / искусство и тема столкновения поколений в пьесе «Чайка». Тема обмана жизни и суеты повседневности в пьесе «Дядя Ваня». Тема будущего, проблема «смысла и бессмыслицы» существования как основной конфликт, поэтика «абсурда» в «Трех сестрах» «Вишневый сад»: смысл названия комедии, старые и новые хозяева сада как прошлое, настоящее и будущее России, лирическое и трагическое начала в пьесе, идейно-художественная роль фарсовых эпизодов. Проблема жанрового своеобразия чеховских пьес, нетрадиционные моменты их поэтики. Психологизация ремарки, символика образности, «бессобытийность», «подводное течение», своеобразие монологов и диалогов. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов. Мини-опрос по использованным источникам.
8. Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы. Творчество выдающихся деятелей отечественной литературы 20 в. Общая характеристика русской литературы рубежа веков (к. 19 – нач. 20 вв).. Переживание кризиса. Новые представления о действительности. Основные философские концепции, повлиявшие на формирование модернистского мировосприятия. Декаданс. Новые тенденции в реалистической литературе. Феномен Серебряного века. Своеобразие творческого видения Л.Андреева, Л. Шмелева, Б. Зайцева. Символизм как литературное направление. Трактовки символа. Философские и эстетические установки старших символистов. Особенности поэтики их творчества. Младосимволисты. Концепция двоемирия и Софии, Премудрости Божией Вл. Соловьева. Принципы жизнетворчества и теургии, жреческое призвание поэта. Система символов. Особенности построения художественного мира. Поэма А.Блока «Двенадцать»: идейно-философский смысл, образы-символы старого и нового мира, интерпретации образа Христа. Поэтическое и прозаическое творчество И. Бунина. Тематическое многообразие лирики, ее философская направленность. Жанровые формы художественной прозы, манера повествования. Авторская оценка героев. Психологизм пейзажа. Стилевые признаки. Своеобразие реалистического метода. Особенности осмысления темы любви и преображающей силы искусства. Размышления о загадочной русской душе. Трагизм и безысходность в мировосприятии писателя. Своеобразие творчества А. Куприна. Эволюция художественного видения автора. Тематика и проблематика произведений. Традиции и новаторство в реалистическом подходе к изображению. Драматические конфликты в судьбах героев, их поиски внутреннего совершенства. Роль пейзажных картин в характеристике персонажей. Поэтика рассказов и повестей. Русский поэтический авангард 20-х гг. Эстетические программы. Заумный язык: формы и средства создания. Творчество основных направлений авангарда: имажинизм, экспрессионизм, биокосмизм, конструктивизм. ЛЕФ, «люменисты», «ничевоки», ОБЭРИУ. Сатирическая проза второй половины 20-х годов.Творчество М. Зощенко: форма сказа, фигура рассказчика, художественное своеобразие комической новеллы, ее социально-нравственная проблематика. Стилевые особенности сатирического изображения в «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке» И. Ильфа, Е. Петрова. Творчество М. Цветаевой и Б. Пастернака. Своеобразие творческого видения поэтов, характер лирического героя в разные периоды их творчества, особенности построения художественного мира, основные темы, мотивы, стилистические приемы. Идейно-философский смысл романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Проблема жанра («роман в романе»), композиция, пространственно-временная организация художественного мира. Система персонажей. Судьба Мастера и Маргариты. Воланд и его свита. Иешуа Га-Ноцри и вопрос об истине в романе. Семь основных героев в отношении посвящения в истину. Образ Москвы. Мотив «дом – бездомье». Соцреализм. Мировоззренческие и эстетические принципы его формирования. Параллель с классицизмом. Роман М. Горького «Мать» как образец соцреалистической литературы. Обобщенно-символический смысл названия произведения, Эволюция главной героини. Религиозное осмысление миссии героя-революционера. Мотив «жертвы – жертвенности». Место этого романа в творческой эволюции писателя. «Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия. Жанровая специфика; философский, социальный, психоаналитический аспекты названия произведения. Семантика имен главных героев (Д-503, I-330, О-90). Художественная концепция Единого Государства; метафизическая основа «стеклянного» рая. Связь с «Откровением» Иоанна Богослова; апокалиптические мотивы в романе. Философская значимость оппозиций двух миров. Нравственно-философская проблематика повести А. Платонова «Котлован». Проблемы поиска смысла жизни, прошлого и будущего. Тема несостоятельности строительства «социального» рая. Идейная основа произведения: человеческие деяния и законы мироздания. Значение женских образов (Настя и Юлия). Философия Н.Федорова «общего дела» и мотив «воскрешения отцов». Религиозный подтекст повести. Аналогия с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Судьба героини в аспекте отношений человека с окружающим миром в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница». «Тихий Дон» М. Шолохова. Жанровые черты эпопеи. Судьба Григория Мелехова и его нравственно-идейные искания. Авторское осмысление революции и гражданской войны. Идейно-художественная основа женских образов (Наталья, Аксинья). Картина мироздания в романе, символическое прочтение его названия. Новые реалистические тенденции в изображении. Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Интерес к национально-исторической тематике, патриотический и героический пафос. Типология героя. Новые тенденции в раскрытии темы войны в послевоенное время. Творчество А. Твардовского. Единство эпического и лирического начал в поэмах «Василий Теркин» и «Дом у дороги». Фольклорные черты. Русский национальный характер и проблема нравственного идеала человека. Тема памяти. Традиции и новаторство в реалистическом методе. Демократизм поэтической формы. «Доктор Живаго» Б. Пастернака». Жанровая специфика, судьба творческой личности в контексте переломных исторических событий, христианские мотивы; идейно-художественная значимость «Стихов Юрия Живаго».Мифопоэтика образов. Жанровое и стилистическое своеобразие произведений. Общие тенденции развития литературы периода «оттепели»; интерес к «маленьким людям», пафос искренности и идейно-тематическое содержание «исповедальной прозы», лиризм «тихой поэзии».«Деревенская проза»: проблема национального характера и общественного идеала, поиска нравственно-этических основ. Главный герой как выразитель авторской позиции. Тема «гармонии – противостояния» человека и природы. Неприятие цельной, гармоничной личностью (воплощающей в себе христианские добродетели) социальных пороков как основа идейно-художественного конфликта. Размежевание литературных сил в 80-90-е гг («движение демократически-правового сознания» и «национал-возрожденческое движение» (А. Адамович)). Интерес к общественно-политическим проблемам, разное понимание будущего России, путей реформирования страны. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов. Мини-опрос по использованным источникам.
9. Особенности и проблемы современного литературного процесса в России. Современное состояние отечественной литературы.Эстетические и социально-нравственные ориентиры. Поиск героя времени в современной литературе. Феномен массовой литературы. Основные направления современной прозы. Современная российская поэзия. Основные направления и школы («Шестидесятники», метареализм, духовная поэзия, верлибристы, концептуализм, метаметафоризм, неофутуристы, «куртуазные маньеристы», визуальная поэзия, «саунд-поэзия», бард-поэзия, рок-поэзия): общая характеристика; стилевые приемы и элементы новаторства. Поэзия И. Бродского: метафизические аспекты осмысления природы человека и сущности бытия, концепция языка как истинного субъекта творчества, позиция лирического героя, художественное освоение категорий пространства и времени, своеобразие поэтической формы. Постмодернизм как литературное направление. История возникновения, мировоззренческие и эстетические положения. Отрицание нравственно-этических ценностей. Категория текста, его многоуровневость, кодированность. Познавательный кризис; принцип игры, тотальной иронии по отношению к традиции, «ризоматичность». Поэтика симулякра. Национальные особенности русского постмодернизма. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов.
№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц.   Практ. зан., мелко-груп- повые Лаб. зан., индии-видуа-льные Семи-нары (ОФО/ЗФО) СРС (ОФО/ЗФО) Все­го час.
1. Взаимосвязь литературы с устным народным творчеством. Слово и образ. Жанры и стили литературного творчества. Классические литературные жанры античности. Методы анализа литературного текста. 4/2       8/4 12/6
2. История литературного творчества; происхождение устных и письменных форм словесности, художественной литературы. Памятники литературы Древнего Востока.        
3. Литература европейского Средневековья и эпохи Возрождения. Основные литературные направления Нового времени     10/2 10/10 26/12
4. . Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ХХ – начала ХХI вв ; взаимодействие литератур различных культурных регионов 6/2     8/2 12/12 26/14
  зачет            
  Итого за 1 семестр 18/4     18/4 36/26 72/34
История русской словесности и литературы. Понятие о русском устно-поэтическом народном творчестве.        
Памятники литературы Древней Руси, русские летописания, апокрифы в русской письменности, русская духовная поэзия и проза.       2/2 4/2
Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы. Творчество выдающихся деятелей отечественной литературы 18-19 вв. 8/2     8/2 22/18 38/22
Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы. Творчество выдающихся деятелей отечественной литературы 20 в. 6/2     8/2 8/8 32/12
Особенности и проблемы современного литературного процесса в России.     2/2 6/2
  Экзамен            
  Итого за 2 семестр 18/4     18/4 36/30 72/38

Не предусмотрены рабочим планом