Архитектура и монументальное искусство Новгорода XIV-XV вв.

Архитектура Пскова XV-XVII вв.

 

Большинство сохранившихся в Пскове храмов относятся к названному периоду.

Характерные черты псковского храма:

- небольшой, одноглавый, толстостенный (представляет собой крепость);

- рациональность архитектуры, в частности, рациональность стен: продолжающаяся вверх стена храма является одновременно звонницей;

- вокруг храма множество пристроек-приделов, жилых и складских; есть два храма-близнеца с общей стеной и общей звонницей, но отдельными входами (храм Козьмы и Демиана);

- в стену барабана вмурованы горшки – «голосники» либо сделаны отверстия для улучшения акустики.

Выделяют два вида храмов Пскова:

- совсем маленькие бесстолпные храмы (церковь Успения); их барабаны чрезвычайно узкие, порой внутри не помещается человек, поэтому внутри были не фрески, а иконы;

- четырёхстолпные храмы (храм Николы на Усохе).

В XV-XVII вв. в Пскове возводится много жилых каменных построек. Сейчас их сохранилось более 50. Характерные черты такой постройки:

- высокий цоколь и крыльцо;

- высота 1-2 этажа; в цокольном этаже жила прислуга, выше – хозяева;

- толщина стен до 2-3 м; маленькие окна со ставнями;

- минимум декора снаружи (окна украшены каменными наличниками);

Семья зажиточного псковича могла иметь несколько таких домов, которые иногда соединялись подземными ходами.

Примеры: дом Печёнко, дома Меньшиковых, Поганкины палаты.

Особенности архитектуры связаны с тем, что дом должен был защищать семейство во время бунтов городской бедноты, которые часто происходили в этот период.

Наиболее знаменитые храмы Пскова XV-XVII вв.:

- храм Николы на Усохе (XVI в.);

- храм Петра и Павла (XVI в.);

- храм Святого Николая (XVI в.);

- храм Козьмы и Демиана.

В XVI-XVII вв. псковская архитектура. В отличие от архитектуры других бывших княжеств, сохраняет свою самобытность, т.к. московские цари благоволили этому стилю и заказывали псковским зодчим постройки в этом стиле.

 

 

В связи с татаро-монгольским нашествием в строительстве наступил упадок, с середины XIII в. почти ничего не возводится. Активное строительство возобновляется в 1340-е гг.

Один из храмов этого периода – храм Спаса Преображения на Ковалеве поле (1345 г.). складывается особый тип новгородского храма:

- средних размеров; одноглавый;

- позакомарное покрытие;

- приниженные абсиды;

- четырёхстолпный;

- отсутствуют хоры.

В годы Великой Отечественной войны немцы разрушили храм, но сейчас он восстановлен.

Фрески выполнены в южнорусском (балканском, поздневизантийском) стиле – много пластики, объёма, живописности.

Храм Успения на Волотовом поле разрушен в годы Великой Отечественной войны. Сохранились копии его фресок. Они, в отличие от фресок храма Спаса Преображения, экспрессивны, линеарны.

Храм Фёдора Стратилата на ручью начала 1360-х гг., фрески 1380-1390-х гг. выполнены в подражание Феофану Греку: коричневый фон и белые линии и пятна («пробелá»).

Храм Спаса Преображения на Ильине улице 1374 г. Почти квадратный, вытянутый вверх, без пристроек, на фасаде каждой стены неповторяющийся рельеф в форме бровок и крестов, т.е. тех же элементов, которые используются в вышивках на новгородской одежде и рушниках. Только в этом храме сохранились фрески Феофана Грека.

Храм Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.) сложен из типичного для новгородской архитектуры красноватого известняка, одноглавый, одноабсидный.

Церковь Власия (1407 г.). Фрески практически не сохранились.

В XV в. усилилось давление Москвы на Новгород. Во главе новгородской церкви в то время стоял игумен Евфимий, противившийся москвичам. Для возведения построек на территории новгородского кремля вместо москвичей он вызвал немцев, которыми была построена грановитая палата. В её центре широкий столп с расходящимися нервюрами (т.к. мастера в ту пору не умели делать широкие перекрытия, помещения были тёмными, перегруженными столпами). При Евфимии же на территории кремля построены часозвонье, звонница, храм Сергия Радонежского. Сохранилась часть фресок этого храма, выполненных в иконописной манере, т.е. с изображением мелких деталей.

Иван Грозный присоединяет Новгород, и москвичи перестраивают на свой лад новгородский кремль (завершения стен «ласточкин хвост», четырёхугольные башни).