Архитектура и монументальное искусство Новгорода XIV-XV вв.
Архитектура Пскова XV-XVII вв.
Большинство сохранившихся в Пскове храмов относятся к названному периоду.
Характерные черты псковского храма:
- небольшой, одноглавый, толстостенный (представляет собой крепость);
- рациональность архитектуры, в частности, рациональность стен: продолжающаяся вверх стена храма является одновременно звонницей;
- вокруг храма множество пристроек-приделов, жилых и складских; есть два храма-близнеца с общей стеной и общей звонницей, но отдельными входами (храм Козьмы и Демиана);
- в стену барабана вмурованы горшки – «голосники» либо сделаны отверстия для улучшения акустики.
Выделяют два вида храмов Пскова:
- совсем маленькие бесстолпные храмы (церковь Успения); их барабаны чрезвычайно узкие, порой внутри не помещается человек, поэтому внутри были не фрески, а иконы;
- четырёхстолпные храмы (храм Николы на Усохе).
В XV-XVII вв. в Пскове возводится много жилых каменных построек. Сейчас их сохранилось более 50. Характерные черты такой постройки:
- высокий цоколь и крыльцо;
- высота 1-2 этажа; в цокольном этаже жила прислуга, выше – хозяева;
- толщина стен до 2-3 м; маленькие окна со ставнями;
- минимум декора снаружи (окна украшены каменными наличниками);
Семья зажиточного псковича могла иметь несколько таких домов, которые иногда соединялись подземными ходами.
Примеры: дом Печёнко, дома Меньшиковых, Поганкины палаты.
Особенности архитектуры связаны с тем, что дом должен был защищать семейство во время бунтов городской бедноты, которые часто происходили в этот период.
Наиболее знаменитые храмы Пскова XV-XVII вв.:
- храм Николы на Усохе (XVI в.);
- храм Петра и Павла (XVI в.);
- храм Святого Николая (XVI в.);
- храм Козьмы и Демиана.
В XVI-XVII вв. псковская архитектура. В отличие от архитектуры других бывших княжеств, сохраняет свою самобытность, т.к. московские цари благоволили этому стилю и заказывали псковским зодчим постройки в этом стиле.
В связи с татаро-монгольским нашествием в строительстве наступил упадок, с середины XIII в. почти ничего не возводится. Активное строительство возобновляется в 1340-е гг.
Один из храмов этого периода – храм Спаса Преображения на Ковалеве поле (1345 г.). складывается особый тип новгородского храма:
- средних размеров; одноглавый;
- позакомарное покрытие;
- приниженные абсиды;
- четырёхстолпный;
- отсутствуют хоры.
В годы Великой Отечественной войны немцы разрушили храм, но сейчас он восстановлен.
Фрески выполнены в южнорусском (балканском, поздневизантийском) стиле – много пластики, объёма, живописности.
Храм Успения на Волотовом поле разрушен в годы Великой Отечественной войны. Сохранились копии его фресок. Они, в отличие от фресок храма Спаса Преображения, экспрессивны, линеарны.
Храм Фёдора Стратилата на ручью начала 1360-х гг., фрески 1380-1390-х гг. выполнены в подражание Феофану Греку: коричневый фон и белые линии и пятна («пробелá»).
Храм Спаса Преображения на Ильине улице 1374 г. Почти квадратный, вытянутый вверх, без пристроек, на фасаде каждой стены неповторяющийся рельеф в форме бровок и крестов, т.е. тех же элементов, которые используются в вышивках на новгородской одежде и рушниках. Только в этом храме сохранились фрески Феофана Грека.
Храм Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.) сложен из типичного для новгородской архитектуры красноватого известняка, одноглавый, одноабсидный.
Церковь Власия (1407 г.). Фрески практически не сохранились.
В XV в. усилилось давление Москвы на Новгород. Во главе новгородской церкви в то время стоял игумен Евфимий, противившийся москвичам. Для возведения построек на территории новгородского кремля вместо москвичей он вызвал немцев, которыми была построена грановитая палата. В её центре широкий столп с расходящимися нервюрами (т.к. мастера в ту пору не умели делать широкие перекрытия, помещения были тёмными, перегруженными столпами). При Евфимии же на территории кремля построены часозвонье, звонница, храм Сергия Радонежского. Сохранилась часть фресок этого храма, выполненных в иконописной манере, т.е. с изображением мелких деталей.
Иван Грозный присоединяет Новгород, и москвичи перестраивают на свой лад новгородский кремль (завершения стен «ласточкин хвост», четырёхугольные башни).