Лабораторный практикум

Разделы дисциплин и виды занятий

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

Содержание разделов дисциплины

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
II      
Аудиторные занятия (всего) 54/      
В том числе:          
Лекции        
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)        
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 54/      
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат *        
Другие виды самостоятельной работы *        
         
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет с оценкой        
Общая трудоемкость часы зачетные единицы 108/3        
№ п/п Наименование раздела дисциплины
1. Культура России: Проблемы, подходы и периодизация. Становление науки о культуре в России и россики в мировой науке Лекция Понятие культуры. Российская культура. Основные понятия и категории. Дискуссии о культурном процессе и «инакости» в России. Россия и русские земли как часть мировой цивилизации. Проблема культурных контактов и заимствований в истории России. Идеальное письмо (каноны, храм, икона, книга). Хронотоп (время и исторические представления, география и пространственные представления). Общественные связи (церемониал, идеология, символика, социальные роли). Культурная демография (жизнь и смерть, любовь и гендерные отношения, повседневная культура и гигиена, продолжительность жизни и возрастные роли). Периодизация истории культуры России. Антикварное направление в изучении культуры. Историко-критические методы первой половины XIX в. Русская культура в спорах западников и славянофилов. Позитивизм в изучении древнерусской культуры. Открытия конца XIX – начала XX в. в архивном деле, антропологии, исторической географии, искусствоведении. Советская научная традиции в изучении культуры России. Русь, Россия и СССР в исследованиях российского зарубежья. Современные проблемы исследования культуры России.
СРС Список литературы: 1а) Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. М., 1984. 360 с. 1б) Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». М., 1990. С. 3–124. 2) Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие для вузов. М., 1997. С. 5–225. Задания: 1) Прочитать текст 1а или 1б (на выбор студента) и текст 2. 2) Сравнить концепции авторов. Найти сходства и различия в их подходах. 3) Представить в виде таблицы периодизацию русской культуры X–XVII вв. 4) Подобрать и занести в таблицу по 5 памятников древнерусской культуры для каждого периода.
2. Древнерусское язычество как культурная проблема Лекция Магические культуры. Религиозно-мифологические представления древних народов. Понятие «язычество» как концептцализация мифологических представлений. Истоки изучения славянской религиозности. «Слово некоего христолюбца», «Слово святого Григория», «История Польши» Я. Длугоша, Записки о Московии С. Герберштейна, Густынская летопись, религия древних славян в науке Просвещения. Споры об индоевропейском, славянском и русском язычестве в науке XIX – начала XX в. Отношение к язычникам в древней Руси. Периодизации язычества. Источники по истории славянской религиозности и проблемы их изучения. Языческая реформа Владимира Святославича. Язычество в восточном христианстве. Языческие восстания XI в. Язычество как православный конструкт в XIV–XVII вв. Христианизация и традиционные народы Российской империи. Неоязычество и его отношение к древнерусской культуре. «Велесова книга» как памятник неоязычества. Мифология, язычество, двоеверие, народная религиозность: соотношение понятий в современной науке.
СРС Список литературы: 1) Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.): Курс лекций. М.: Аспект-пресс, 1998. С 78–142, 226–282. 2) Петрухин В.Я. «Праздник» в средневековой Руси: К проблеме исторической специфики // Одиссей. 2005. С. 81–88. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Сравнить концепции язычества И.Н. Данилевского и В.Я. Петрухина, найти в них сходства и различия. 3) Подобрать ключевые слова для обоих текстов. 4) Ответить на вопрос, как воздействовало христианство на понимание языческих богов и языческого праздника в древней Руси.
3. Древнерусское христианство (X–XIV вв.) Лекция Древнерусское христианство: проблемы исследования. Христианская реформа Владимира Святославича. Церковная иерархия. Рецепция канонической традиции. Особенности христианской конфессии к моменту принятия христианства на Руси. Храм, икона, книга в канонической традиции. Причастность к храму. Приход и приходская жизнь. Большая и малая эсхатология. Проблемы эсхатологии и сотериологии в средневековой Руси. Ожидание Страшного Суда. Эстетика и религиозно-социальная семантика храма. Храм и общественная жизнь. Община верных и регулирование семейной жизни. Покаянная дисциплина. Церковные конфликты. Проблема распространения христианства в истории России.
СРС Список литературы: 1) Монашество, Православие, Раскол, Святой, Святые // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. Л–С. М.: БРЭ, 1995. С. 148–166, 379–382, 434–452, 527–528. 2) Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. Работы разных лет. СПб., 2008. С. 81–330. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Сравнить историю древнерусского православия в Энциклопедическом словаре и в концепции А.М. Панченко. Найти сходства и различия в их концепциях. 3) Ответить на вопрос: каковы особенности православия по сравнению с католицизмом в Средние века? 4) Ответить на вопрос, как влияло принятие христианства на развитие культуры русских земель.
4. Представления об обществе в русской средневековой культуре СРС/С Перечень проблем занятия: 1) Общественные отношения. Формы социальной мобильности. 2) Неравенство и способы его преодоления. Контрольные вопросы: 1) К какой социальной группе принадлежал Даниил Заточник? 2) Особенности употребления понятий «раб», «раба», «холоп», «челядин» в Правде Русской. 3) Каков социальный идеал (жизненный стандарт) Даниила Заточника? Достижим ли для него этот идеал? 4) Какими путями, по мнению самого Даниила, мог бы он пойти для реализации своих идеалов? 5) Открывало ли русское общество другие пути, помимо названных Даниилом? Список источников: Памятники литературы древней Руси. XII век. М., 1980. С. 388–400. Зимин А.А. Правда Русская. М.: Древлехранилище, 1999. С. 355–380. Список литературы: Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI–XIII вв. М.: Наука, 2002. С. 24–149, 210–233.
5. Имперский универсализм Московского царства (XV–XVI вв.) Лекция Имперский идеал в Римской империи, Византии и средневековой Европе. Обряд поставления на княжеский и великокняжеский стол, венчание на царство. Княжеский, великокняжеский, царский титулы в русских княжествах X–XV вв. Монголы и легитимность власти в русских землях. Распад монгольских улусов. Падение Византии. Подчинение русских земель московкому великому князю. Единство церкви и светской власти. Полемики о каноне в книжности, храмовом строительстве, иконописи. Нестяжатели и иосифляне. Борьба против ересей. Реформы митрополита Макария, Избранной рады в области культуры. Влияние Опричнины и Ливонской войны на культуру России. Становление автокефалии, патриаршества в Российском государстве. Публицистика. Идея церковной унии в XV–XVI вв. Проблема культурного наследия Московского царства.
СРС Список литературы: 1) Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI – XVII века / Под ред. В.В. Бычкова. М., 1996. 560 с., 152 с. ил. 2) Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. М., 1997. С. 200–315. Задания: 1) Прочитать в текстах 1 и 2 разделы, посвященные российской иконописи и храмовому строительству второй половины XV – XVI в. 2) Найти минимум пять признаков, которые говорят об имперской ориентации российского государственного искусства данного периода. Дать развернутое определение данным признакам. 3) Показать, как имперская художественная программа осуществлена в одном культурном памятнике (на выбор: собор Василия Блаженного, икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и т. д.). 4) Ответить на вопрос, как менялось представление о защите православия в России в ходе развития унийных процессов в европейском христианстве.
6. Святость и общество СРС/С Перечень проблем занятия: 1) Святость в христианской культуре. 2) Монашество: идеалы и их культурные репрезентации. Контрольные вопросы: 1) Каков идеальный образ святого в русском средневековом житии? 2) Враги и препятствия на пути к святости. 3) Чего ждут от монаха светские люди (власть и простонародье)? 4) В чем «национальное» своеобразие и в чем общехристианский архетипизм образа Сергия? 5) Почему для Сергия и его современников исключительную значимость приобретает догмат о Троице? Как этот догмат воплощен в житии Сергия? Список источников: Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. М.: Худ. лит-ра, 1981. С. 256–429. Список литературы: Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Моск. рабочий, 1990. С. 27–38, 90–108, 141–153, 166–220.
7. Империя и протонациональные идентичности в России (XVII в.) Лекция Смутное время: предпосылки, проявления и периодизация. Феномен самозванства в культуре России. Чудеса и знамения в годы Смуты. «Безумное молчание». Интеллектуалы, богословы, реформаторы. Проблема преемственности и новаций. Европеизация России. «Открытие России» в европейской книжности. «Бунташный век». Церковные реформы Филарета, Никона и Петра I и их воздействие на культуру России. Третье южнославянское влияние. Территориальная экспансия и проблема национальной идентичности. Культурные предпосылки Петровских преобразований. Последствия культурных реформ XVII – начала XVIII в. в истории России.
СРС Список литературы: 1) Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века. Очерки истории. М., 1982. 288 с. 2) Седов П.В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII века. СПб., 2006. 604 с. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Найти отличия в концепциях Л.Н. Пушкарева и П.В. Седова. Определить, находят ли данные авторы предпосылки реформ в России XVII в.
8. Духовный раскол в русском средневековом обществе СРС/С Перечень проблем занятия: 1) Воздействие Раскола на культурные традиции. 2) Восприятие культурных новшеств в русском обществе второй половины XVII века. Контрольные вопросы: 1) Образ Никона и никониан в Житии протопопа Аввакума. 2) «Бесовское действо» и его проявления, согласно Аввакуму, в обновленной церкви. 3) Каков образ светской власти в сочинении Аввакума? 4) Считал ли себя Аввакум подвижником, избранным, святым? 5) Почему старообрядцы и никониане не могли договориться? Список источников: Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. С. 27–82. Список литературы: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. Репринтное воспроизведение. YMCA – PRESS. Париж, 1959. М.: Наука, 1991. Т. 2. 110–230. Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Он же. Избранные труды. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Языки русской культуры, 1994. С. 333–367.
9. Древнерусское мировоззрение Лекция Источники и происхождение русских историко-географических представлений. «Шестодневы» Василия Великого, Иоанна Экзарха Болгарского, Севериана Гевальского, «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, «Похвала о сотворении всякой твари» Георгия Писиды, «Физиологи». Вселенная. Сотворение. Географические координаты Рая. Центр и периферии мира. Бог, ангелы и планеты. Небесные знамения. Океан, моря и реки. Знания о мире. Хождения. Географические знания XVI–XVII вв. «Космография» первой четверти XVIII века: преемственность и новшества. Пространственная семантика, иерархия. Проблема «права» и «лева». Границы и способы их определения. Русская средневековая метрология. Представления о пространственных размерах и положении человека в мире. Концепция Коперника в России. Происхождение календарного времени. Древние календари. Календарно-хронологические источники (Кирик-новгородец, Лунники, Пасхальные таблицы, Седмочисленник). Символические и памятные даты. Вычисление дат церковных праздников. Измерения годичного времени. Сдвиги во времени. Начало и конец во времени. Линейное и цикличное время. Заимствованные способы измерять время (эры, индикты, круги). Переживание времени. Периоды жизни человека: антропологическое измерение времени. Времена года. Приметы. Измерения суточного времени. Дневное и ночное время. Астрология. Источники исторических представлений. Библия. Византийская историография. Хронографы и истории. Палея Толковая как исторический памятник. Летописание XI – XVII вв., хронография, степенные книги, история.
СРС Список литературы: 1) Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва – Третий Рим» // Русское подвижничество. М., 1996. С. 464–501. 2) Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Он же. Избранные статьи в трех томах. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 407–412. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Определить специфику подхода авторов к предметам исследований, каковы теоретические основы их концепций? 3) Ответить на вопрос, как соотносятся мирское и сакральное в географических и исторических объектах, с точки зрения древнерусских людей.
10. Социальные роли и правовая культура Лекция Понятие социальной иерархии. Развитие иерархической и ролевой социальной структуры из княжеской дружины и сельской общины. Социальная мобильность в русских землях в Средние века и Раннее новое время (княжеское пожалование, матримониальные связи, служба, собственность). Служилое государство. Дискуссии о понятиях «холоп», «честь», «правда». Памятники права. Правовые традиции. Княжьи люди. Родственники. Воеводы. Наместники. Дворцовые службы. Боярский совет (бояре, окольничие, думские дворяне и дьяки). Дворянство. Дьяки. Низшие слои общества. Горожане, крестьяне. Проблема зарождения «третьего сословия» в России. Социальные статусы горожанина и крестьянина. «Шемякин суд». Представления о борьбе за власть. Вече и вечевые города. Генезис веча. «Народная демократия» и ее вариации в русских землях X–XVI вв. Вече как форма управления и как выражение протеста. Местничество в XVI–XVII вв. Порядок мест при дворе и на официальных церемониях. Местническая «география»: местничество в воображении и социальной репрезентации. Бунт. Народные движения и народная культура. Ложный царь, самозванец, и истинный царь: Политические представления в народных движениях XVI–XVII вв. Проблема «народных» и «крестьянских» войн. Городские движения XVI–XVII вв.
СРС/С Список литературы: 1) Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. 2-е изд., исправл. и доп. СПб., 2009. С. 168–239. 2) Коллманн Н.Ш. Соединенные честью. Государство и общество в России раннего нового времени / Пер. с англ. А.Б. Каменский. М.: Древлехранилище, 2001. С. 271–365. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Найти сходства и отличия в концепциях «самодержавия» и «холопства» А.Л. Юрганова и Н.Ш. Коллманн. 3) Ответить на вопрос, какое место в формировании древнерусских социальных идеалов занимала «честь». 3) Предложить свой взгляд на вопрос, было ли московское самодержавие ограниченным.
11. Представления о власти в Средневековой Руси СРС/С Перечень проблем занятия: 1) Власть и ее полномочия в русской средневековой культуре. 2) Участие во власти и борьба за власть в Средневековой Руси. Контрольные вопросы: 1) Каковы пределы (права и ответственность) власти монарха? 2) В чем упрекали друг друга Андрей Курбский и Иван Грозный? 3) Как формулировались понятия о высшем преступлении и каре за него? 4) Что значило быть «изменником» в эпоху Ивана Грозного? 5) В чем отличие государственной идеологии Избранной рады и Опричнины? Список источников: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993. С. 7–62, 101–118. Список литературы: Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2009. С. 283–329. Флоря Б.Н. Иван Грозный. 4-е изд. М.: Мол. гвардия, 2009. С. 94–127.
12. Идеология и церемониал Понятия «идеология», «символ», «эмблема», «герб». Идеологии как предмет семиотики. Древнерусская эмблематика, нумизматика, геральдика, сфрагистика, вексиллография. Универсальный эмблематизм. Знамения, чудеса, сакральные объекты (библейское пространство, мощи, икона, храм, книга). Идеологические мотивы: христианская земля, братство, несение креста, царство, сакральная преемственность власти. Происхождение символов российской государственности: «знаки Рюриковичей», конник убивающий змея, двуглавый орел, единорог. Интерпретации имперской символики. Преемственность символов. Источники изучения русских ритуальных практик. Магические церемнии. Церковные социальные церемонии (крестоцеловальная практика, посвящение в слуги, ритуалы обращения и социальной инициации) и проблема феодализма в российской культуре. Дипломатический церемониал XVI–XVII вв. Придворные церемонии. Литургия. Покаянные церемонии. Ритуальное церковное строительство. Крестные ходы. Празднование Крещения, Вербного воскресенья и др.
СРС Список литературы: 1) Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. 336 с. 2) Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М., 1993. 208 с.: ил. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Найти сходства и отличия в подходах к символу в данных двух текстах 3) Предложить свое понимание проблемы древнерусской эмблематики. 4) Подобрать минимум пять аргументов из истории древнерусской эмблематики в пользу своего понимания социального значения символов.
13. Русский средневековый придворный быт и церемониал СРС/С Перечень проблем занятия: 1) Домашний быт русских царей и высшей аристократии. 2) Придворный символизм. Контрольные вопросы: 1) Каково значение ритуала в придворной жизни? Показать на примере одного – двух обрядов. 2) Как иерархия общества воплощалась ритуалом? 3) Идеальный царь и идеальный подданный. 4) Низшие слои общества и их значение для придворной жизни. Список источников: Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича / подгот. публ, ввод. ст., коммент., словник Г.А. Леонтьевой. М., 2000. С. 22–56, 62–81. Список литературы: Флайер М.С. Расшифровка кода: Образ царя в обряде Вербного воскресенья в Московском государстве // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология. Самара, 2001. С. 203–239. Юзефович Л.А. «Как в посольских обычаях ведется…» Русский посольский обычай конца XV – начала XVII в. М.: Международные отношения, 1988. С. 96–183.
14. Демографическая культура, гендрные отошения, любовь, семья в древнерусской культуре Антропологический аспект русского средневекового церемониала: рождение, инициации, гендрные отношения, смерть. Современные концепции средневековых гендерных отношений. Источники изучения русской средневековой гендерной антропологии: канонические, второканонические и апокрифические тексты, летописи, акты, Правды, Домострой, записки иностранцев, пословицы и поговорки. Женщина как воображаемое мужчины. «Злая» и «добрая» жена. Культ девственности. Сфера ответственности и роли женщины. Возрасты женщины. «Женщины» не было? – Статус девушки, жены, вдовы и монахини. Мужчина. Представления о «семи возрастах». Гендерные и церковные подтексты «мужского» дискурса. Репрезентации детей. Социальные права детей. Тело и телесность. Любовь и сексуальные отношения. Семейная жизнь и семейные отношения. Бытовое насилие. Идеалы брачной жизни. Церковное участие в семейной жизни. Развод «с виной» и «без вины».
СРС Список литературы: 1) Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 15–81. 2) «А се грехи злые, смертные...»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доинстриальной России (X – первая половина XIX в.): Тексты. Исследования / изд. подг. Н.Л. Пушкарева. М., 1999. 861 с. Задания: 1) Прочитать отрывки из монографий И.С. Кона и Е. Левин. 2) Найти сходства и отличия в подходах данных авторов к телесной культуре и древнерусской сексуальности. 3) Сравнить источники, на которые опираются оба автора. 4) Ответить вопрос, что считалось в русской культуре до появления «полового вопроса» в вопросах телесной жизни закрытым и необсуждаемым и почему. Привести минимум пять аргументов в пользу своей точки зрения.
15. Домашнее хозяйство и социальные роли в Средневековой Руси СРС/С Перечень проблем занятия: 1) Домашний быт: особенности религиозной экономики. 2) Социальные роли и социальные конфликты в семейной жизни. Контрольные вопросы: 1) Каков образ идеального «домовитого» человека в Домострое? 2) Как распределяются в доме роли мужа, жены, домочадцев? 3) Существовало ли в хозяйстве половое неравенство (асимметрия)? 4) Кто кого спасает? Жена – мужа? Муж – жену? Домочадцы – родителей? и т. д. 5) Как формулируется в Домострое отношение к семейному насилию? Список источников: Домострой / Изд. подг. В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2001. С. 5–133. Список литературы: Колесов В.В. Домострой как памятник средневековой культуры // Домострой. С. 301–356. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: Невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.). М.: Ладомир, 1997. С. 3–140.

(последующими) дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
   
  История культуры России (новое время) + + + + + + + + + + + + +
  История культуры России (новейшее время) + + + + + + + + + + + + +
  История литературы + + + + + + + +     + + +
  История повседневности + + + + + + + + + + + + +
№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Семин СРС Все-го
1. Культура России: Проблемы, подходы и периодизация. Становление науки о культуре в России и россики в мировой науке.      
2. Древнерусское язычество как культурная проблема      
3. Древнерусское христианство (X–XIV вв.)      
4. Представления об обществе в русской средневековой культуре    
5. Имперский универсализм Московского царства (XV–XVI вв.)      
6. Святость и общество      
7. Империя и протонациональные идентичности в России (XVII в.)      
8. Духовный раскол в русском средневековом обществе      
9. Древнерусское мировоззрение      
10. Социальные роли и правовая культура      
11. Представления о власти в Средневековой Руси      
12. Идеология и церемониал      
13. Русский средневековый придворный быт и церемониал      
14. Демографическая культура, гендрные отошения, любовь, семья в древнерусской культуре      
15. Домашнее хозяйство и социальные роли в Средневековой Руси    
  Всего    

 

Нет

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ):

· Русское средневековое духовенство и религиозная культура повседневности: Труды С. Смирнова.

· В.В. Бычков и его представления о русской средневековой эстетике.

· Д.С. Лихачев: Концепция средневековой личности.

· Я.С. Лурье и его труды о русской средневековой культуре.

· Народная и смеховая культура в средневековой Руси (Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко).

· Честь и бесчестье: Русская культура в американской историографии.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Дисциплина «История культуры России. Часть I. Русская культура X–XVII вв.» полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой.