ТЕМЫ ДОКЛАДОВ - ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Раздел 8

Раздел 7

Раздел 6

Раздел 5

Тестовое задание

Раздел 4

Тестовое задание

Раздел 3

Тестовые задания к Разделам 1 и 2

Раздел 2.

Раздел 1.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации и самостоятельной работы

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

 

Основной объем самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе подготовки к семинарам, групповым дискуссиям, докладам, творческим заданиям, написания эссе и рефератов.

 

 

 

1. Место истории культуры в системе социально-гуманитарного знания.

2. Что такое культура? Какова структура культуры? Функции культуры.

3. Понятия «культура» и «цивилизация»: общее и различия.

4. Принцип региональности в изучении культуры. Основные регионы, традиционно выделяемые в изучении истории культуры.

5. Место искусства в историко-культурном знании.

6. Плюсы и минусы основных подходов к изучению истории культуры

 

1. Культура древнейших цивилизаций: общее и различия.

2. Каковы главные отличия искусства Древнего Египта и Месопотамии.

3. Каким образом древняя мифология отражала реальную картину жизни государства?

4. Влияние религии на развитие науки и искусства.

5. Основные элементы культурного развития Древнего Китая.

6. Основные элементы культурного развития Древней Индии.

 

 

1. С латинского языка слово культура переводится как

А) воспитание души;

Б) Возделывание земли;

В) наследование традиций.

2. Целью культуры является

А) всестороннее развитие человека;

Б) достижение определённого уровня науки и техники;

В) развитие литературы и искусства.

3. Один из признаков цивилизации

А) появление рисунков;

Б) возникновение письменности;

В) строительство жилищ.

4.Первый искусственный материал, изобретенный человеком

А) бронза;

Б) медь;

В) огнеупорная глина.

5. Первые центры цивилизаций появляются

А) на берегах рек;

Б) в лесных массивах;

В) на равнинах.

6. Какая форма власти сложилась в древних цивилизациях?

А) демократическая республика;

Б) абсолютная монархия:

В) восточная деспотия.

7. Каким знаниям принадлежит первое место во всех древневосточных культурах?

А) математическим;

Б) астрономическим;

В) медицинским.

8. В какой стране древнего Востока протест против смерти пронизывал всё мировоззрение населения?

А) в Индии;

Б) в Вавилоне;

В) в Египте.

9. Отметься древнейшую на Земле письменность

А) египетское иероглифическое письмо;

Б) шумерская клинопись;

В) индийский санскрит.

10. Что такое зиккурат?

А) высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами;

Б) сельскохозяйственная культура;

В) орудие письма.

11. Что было основным строительным материалом в Двуречье?

А) камень;

Б) кирпич;

В) мрамор.

12. Египтяне для письма использовали

А) прообраз шариковой ручки;

Б) гусиное перо;

В) деревянные палочки.

13. Что не относится к 7 чудесам света?

А) Египетские пирамиды;

Б) Вавилонская башня;

В) Висячие сады.

1. Отношение к различным видам искусства в Античности, понимание их природы как отражение особенностей мировоззрения

2. Понимание времени и пространства в античности и его значение в изучении истории культуры

3. Отдельные философы о природе искусства и культуры. Обоснование позиции (Пифагор, Демокрит, Гераклит, софисты, Сократ, Аристотель, Платон).

4. Литературы, искусство, архитектура Древней Греции.

5. Литературы, искусство, архитектура Древнего Рима.

6. Что оставила Античность в наследие мировой культуре?

 

1. На какой период пришёлся наивысший расцвет культуры Древней Греции?

А) архаический;

Б) гомеровский;

В) классический.

2. Основное занятие древних греков –

А) земледелие;

Б) ремесло;

В) торговля.

3. Главной чертой характера древнего грека была:

А) Флегматичность;

Б) упорство;

В) состязательность.

4. Какие идеалы провозгласили в своих культурологических теориях мыслители Древней Греции?

А) национализма;

Б) деспотизма;

В) демократии.

6.Ордер в архитектуре Древней Греции – это:

А) пластичность форм;

Б) храм, окружённый колоннадой;

В) система пропорций между колонами и перекрытиями.

7. Родиной какой науки стала Древняя Греция?

А) истории;

Б) философии;

В) математики.

8. Какой греческий Бог, по преданию, стал верховным богом после победы над Титанами

А) Прометей;

Б) Зевс;

В) Марс.

9. Что такое древнегреческий полис?

А) особый договор;

Б) Город – государство;

В) особая техника живописи.

10. В какой период произошёл наивысший подъём древнеримской культуры?

А) царский; Б) республиканский; В) императорский

11. Одно из основных занятий свободных римлян:

А) политика; б) торговля; в) искусство.

12 Родоначальниками какой науки стали древние римляне?

А) астрономии; Б) логики; В) юриспруденции.

13. Новым типом римской архитектуры стали:

А) амфитеатры; б) триумфальные арки; в) храмы с колонами

15. В каком году пала Западная Римская империя?

А) 395; Б) 476; В) 610.

16. Что оставила античность в наследство средневековой Европе?

А) латинский язык; Б) воинское искусство; В) основы демократии.

1. Идеологические приоритеты в изучении отдельных видов искусств и культуры в целом

2. Принятие христианства, появление еретических течений. Крестовые походы и их результаты.

3. Расцвет городов и городской культуры в период позднего средневековья.

4. Романская и готическая архитектура и изобразительное искусство: сходства и отличия.

5. В чём самобытность Византийской культуры и её отличия от Западноевропейской.

6. Специфика развития культуры Арабского Халифата.

7. Средневековое образование: Византия, Европа, Арабский халифат.

 

1. Определите временные рамки средневековья:

А) I – V вв.; Б) V – XII вв.; В) IV – начало XVII в.

2. Какое мировоззрение лежало в основе культурных идеалов в эпоху средневековья?

А) атеистическое; Б) религиозное; В) мифологическое

3. Что являлось основным занятием византийцев?

А) земледелие; Б) ремесло; В) торговля

4. На каком языке велась служба в Византийской церкви?

А) на греческом; Б) на латинском; В) на старославянском.

5. Что является изначальной целью крестовых походов?

А) захват новых территорий; Б) освобождение Гроба Господня; в) посвящение в христианство неверных

6. Что характерно для романского архитектурного стиля?

А) высокие каменные соборы; Б) храмы-крепости; В) деревянные соборы.

7. Что является особенностью готического художественного стиля?

А) цветные витражи; Б) античные колоны; В) резьба по дереву.

8. В средневековом университете мог учиться

А) житель любого региона Европы;

Б) только житель той страны, в которой находится университет;

В) только житель города, в котором находится университет.

9. Артистический факультет университета

А) был подготовительным;

Б) готовил представителей творческих профессий;

В) Готовил административных работников.

10. Центры культуры в период позднего средневековья – это

А) монастыри; Б) королевские дворцы; В) города.

 

 

1. Специфика изучения отдельных видов искусств и культуры в эпоху Ренессанса

2. Эпоха Возрождения: понимание мира и места в нём человека.

3. Великие мастера Итальянского Возрождения.

4. Великие мастера Северного Возрождения.

5. Светскость культуры Ренессанса и влияние этой характеристики на историко-культурную тематику сочинений

6. Идеологи европейской Реформации.

 

Тестовое задание

1. Какая главная идея была заключена в основе развития культуры в эпоху Возрождения?

а) идея протестантизма; б) идея гуманизма; в) идея демократии.

2. Родиной Ренессанса стала

а) Италия; б) Испания;в) Франция

3 Кто автор картины «Секстинская мадонна»?

а) Микеланджело; б) Леонардо да Винчи;в) Рафаэль

4. Данте в своих произведениях

а) ввёл религиозный мотив; б) создал поэтический итальянский язык

в) воспевал свою возлюбленную

5. Ф. Петрарка основной задачей Возрождения объявил

а) стремление к совершенствованию с природой

б) необходимость изучать свою историю

в) на первое место выдвинуть науки о человеке

6. Какой фразой прославился на века Н. Макиавелли?

а) «политика – грязное дело»

б) «политика – удел избранных»

в) «политика – ради народа »

7. Какой учёный эпохи Возрождения сгорел на костре инквизиции во имя идеи?

а) Леонардо да Винчи; б) Галилео Галилей; в) Джордано Бруно
8. Профессиональный театр «Глобус» был создан

а) Рабле во Франции; б) Данте в Италии; в) Шекспиром в Англии

9. Протестанты выступали против

а) Библии ;б) соблюдения постов; в) индульгенции

10. Эпоха Возрождения дала Западной Европе

а) первую Конституцию; б) национальные языки; в) современную правовую систему.

1. Переход к пониманию историко-культурных процессов, характерному для Нового времени

2. История культуры и искусства в рамках классицистической идеологии

3. История культуры и искусства и барокко.

4. Романтическая концепция истории культуры. Обоснование позиции.

5. Позитивистская концепция истории культуры. Обоснование позиции.

6. «Теория локальных цивилизаций» в изучении истории культуры. Обоснование позиции.

7. Формационный подход в историко-культурно м знании. Обоснование позиции.

8. Цивилизационный подход в историко-культурном знании. Обоснование позиции.

 

1 Культура древних славян.

2 Норманская теория возникновения Древнерусского государства: сущность, противоречия, итоги.

3 В чём самобытность древнерусской храмовой архитектуры и её отличия от византийской.

4 Русское Просвещение и русские просветители

5 Литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр XVIII-XIX веков.

6 Советская культура.

 

Проверочная работа по теме «Культура Древней Руси»

1. Основные занятия древних славян.

2. Религия древних славян.

3. Принятие христианства на Руси.

4. Какие православные традиции взяла Русь от Византии?

5. В чём сущность норманской теории?

6. Какими произведениями представлена древнерусская литература?

7. Древнерусское изобразительное искусство.

8. Образование в Древней Руси.

 

1. Новые тенденции изучения истории культуры в западной науке.

2. Отечественная традиция изучения истории культуры.

3. Понимание культуры как системы и значение данного подхода в изучении истории культуры.

4. Отечественные концепции историко-культурного процесса второй половины XX века

5. Влияние мировых войн, революций, тоталитарных диктатур на развитие культуры ХХ века.

6. Проблемы метаистории и глобального подхода в изучении истории культуры

 

Практическая работа в форме мини-конференции на тему «Синергетика: проблемы и перспективы развития историко-культурного знания»

 

 

  1. Мораль как форма культуры.
  2. Религия как форма культуры.
  3. Наука как форма культуры.
  4. Искусство как форма культуры.
  5. Магия и её виды как форма культуры.
  6. Миф как форма культуры.
  7. Предметный мир, его классификация. Отличие вещей от произведений.
  8. Ценности культуры и ценности личности.
  9. Строительство, архитектура , письменность Месопотамии.
  10. Религиозные верования в Месопотамии.
  11. Чудеса света Месопотамии.
  12. Религия древних египтян
  13. Архитектура, строительство, изобразительное искусство в Древнем Египте.

17. Культура древней Индии.

18. Культура древнего Китая.

19.Развитие науки в Древнем мире.

  1. Культура майя и ацтеков.
  2. Культура инков – «Сыновей солнца».

22. Религия Древней Греции.

23. Архитектура и скульптура Древней Греции.

  1. Чудеса света Древней Греции.
  2. Мифы Древней Греции.
  3. Искусство Древней Греции.
  4. Литература и театр Древней Греции.
  5. Афинское государство.
  6. Воспитание и образование в Спарте.
  7. Олимпийские игры в Древней Греции.
  8. Праздники и традиции в Древнем Риме.
  9. Воинское искусство древних римлян.
  10. Рабовладение в Древнем Риме.
  11. Образование и воспитание в Древнем Риме.
  12. Христианство в Древнем Риме.
  13. Римская литература.
  14. Архитектура и скульптура в Древнем Риме.
  15. Культура Византии.
  16. Культура раннего средневековья в Европе (V-XII вв.)
  17. Средневековый город.
  18. Средневековые университеты.
  19. Средневековое рыцарство.
  20. Средневековая инквизиция.
  21. Крестовые походы.
  22. Средневековая литература
  23. Средневековая архитектура.
  24. Культура средневекового Востока.
  25. Культура мусульманских народов (Арабских халифат, Османская империя).
  26. Ренессанс в Италии.
  27. Северное Возрождение.
  28. Великие географические открытия.
  29. Литература эпохи Возрождения.
  30. Реформация в Европе.
  31. Развитие науки в эпоху нового времени.
  32. Эпоха Просвещения в Европе и новые направления в культуре.
  33. Архитектура и живопись нового времени.
  34. Литература нового времени.
  35. Культура Киевской Руси.
  36. Новгород и его культура (XII-XV вв.)
  37. Быт и нравы россиян (XV-XVI вв.)
  38. Москва XIII-XV вв.
  39. Народные умельцы России.
  40. Происхождение русских фамилий.
  41. Архитектура Петербурга.
  42. Русское Просвещение.
  43. Царские дворцы России XVII-XVIII вв.
  44. Образование в России.
  45. Нравы и обычаи эпохи Петра I.
  46. Русское искусство XVIII в.
  47. История Третьяковской галереи.
  48. Русская усадебная культура.
  49. Русский театр.
  50. Русские города.
  51. Развитие науки и техники.
  52. Литература XIX в.
  53. Изобразительное искусство XIX в.
  54. Архитектура XIX в.
  55. Музыка XIX в.
  56. Великие путешественники и исследователи, учёные XIX в.