Вопрос 11) Религиозно-философская система Китайской империи.

Вопрос 5) Мир Хэйанской аристократии.

О хэйанской аристократии много написано в литературе того времени, поэзии и прозе. Авторами этих произведений были придворные дамы, которые кроме писательства больше ничем не занимались. Самый известный роман - роман Мурасаки Сикибу «Гэндзи-моногатари» о прекрасном принце Гендзи. Уникальным явлением становится женская проза. Были и мужчины с литературным талантом, но женская проза была сильнее. Поэтому некоторые авторы брали женский псевдоним. Женщины придумали письменность – Кана (запись слов иероглифами). Мужчины говорили по китайски, использовали китайские иероглифы, а женщины пользовалить те ми же иероглифами только с японским произношением. Мир, описанный в Хэйанской литературе – мир столицы. Потому как жители редко когда выезжали из нее. Для придворных дам люди из внешнего мира были отвратительны. В период Хэйан официальные связи с Китаем прекратились и Япония оказалась отрезана ото всех. Именно в эту эпоху появляется характерная Японии культура. У Хэйанской аристократии на первом месте стояла забота о внешности. И мужчины и женщины густо пудрили лицо (женщины добавляли розовый). Женщины выщипывали брови, рисовали их высоко на лбу, чернили зубы, главным достоинством были черные, густые, длинные волосы.Часто описывались музыкальные вечера. Устраивались конкурсы на составление благовоний. Чувственность переносилась на все сферы жизни. Было многоженство, а также мужчины имели любовниц. Главная жена жила в усадьбе мужа в северной части (госпожа из северных покоев), все остальные жены жили отдельно в своих домах и ждали прихода мужа. Ревность также присутствовала. Самыми значимыми качествами у мужчин и женщин были: задумчивость, красота, изящество, тактичность. Также была важна эстетика письма (цвет бумаги, качество, как сложена, какой цветок, веточка сверху). Самыми поэтичными были письма «на следующее утро». Часто люди плакали навзрыд на показ. Это чувство называлось мудзё.

 

В Китайской империи существовало 3 основных учения: Даосизм, Конфуцианство, Буддизм.

Конфуцианство: Учения Кун Цзы не имели большую популярность при его жизни, но он стал знаменит уже после смерти. Конфуцианство – не религия, а социально-этическая доктрина. Его главной заслугой стало систематизирование существующих до него идей. Его ученики письменно зафиксировали эти идеи в главной книге конфуцианства – «Лунь Юй».

Конфуцианские учения – правило для правящего класса. Простые люди должны были подчиняться чиновникам и правителям. Его идеи возникли на идее социального неравенства. Также он уделяет внимание культу неба – воплощению закона. Конфуций считает, что существует мировой закон Дао, согласно которому мы живем жизнь и должны вести себя в соответствии. Конфуций делает упор на гармонию и считает, что гармония в космосе и в обществе не разделимы, также и в политике, «если правитель будет добрым, то и народ будет добрым» (правитель не должен вмешиваться в повседневную политику).

Конфуций выдвигал патриархальную идею, согласно которой семья – ячейка общества, а глава его – старший мужчина. Конфуций говорил «Государство – большая семья, а семья – маленькое государство». Кун-цзы выделял 5 отношений в семье: 1)Отца и сына, 2)Мужа и жены, 3)Братьев, 4)Друзей, 5)Правителя и подчиненного. В этих отношениях всегда присутствовало неравенство, муж был главнее жены, старший брат над младшим. Конфуций считал, что не может быть 2х одинаковых (равных) людей. На этих отношениях можно построить государство и избежать конфликта между людьми. Конфуций выдвинул идею «благородного мужа» Цзюнь Цзы – высокоморального, образованного человека, который должен управлять государством. Этот человек должен обладать гуманностью (жень), верностью (чжун), уважением к старшим (сяо), соблюдать нормы взаимоотношения между людьми (ли), воспитанностью (вэнь). Такие люди должны были править государством и власть должна передаваться не наследственно, а от лучшего к лучшему. Китайское общество в дин. Хань выбрало конфуцианство, как религию. Основным продолжателем идеологий Конфуция является Мэн-Цзы. Его идеи называются «Мэн-Цзы», но он считает, что народ должен выбирать правителя и Бог ему даст мандат неба на правительство.

Даосизм:

Даосизм (6в.) – еще одно древнекитайское учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий и др. Основателем Даосизма был Лао-Цзы, который считается современником Конфуция. Легенда гласит, что Лао-Цзы мать носила очень долго, и, когда он родился, то был очень стар. Это философ-мыслитель, по преданию учитель Будды. Его основные учении содержатся в книге путей и добродетелей «Дао дэ цзин».

Даосизм – самая трудная (по восприятию) религия. Она отвергает самую сложную логику. Главная идея даосизма – попытка привести жизнь человека на земле в гармонию с законом жизни Дао. Задача человека – постичь свое индивидуальное Дао, а задача правителя – понять интуитивно Дао всего государства.

Лао Цзы считал, что существует гармония между небом и землей и на земле правят законы неба, а чем активнее человек вторгается в гармонию, тем более он отклоняется от Дао.

Даос уходит из общественной жизни, не соблюдает ритуалов, живет в одиночестве, в дали от города в полном согласии со своей натурой. Даосизм исповедовали интеллектуалы, чиновники, которые переходили от Конфуцианства к Даосизму. Также существовал религиозный, народный Даосизм, главная цель которого – бессмертие. В Даосизме существовал огромный пантеон Богов, куда заносились великие деятели. Чтобы достичь гармонии и бессмертия необходимо было воздерживаться от мяса, вина, идеальной пищей была слюна. Необходимо было сделать 1200 поступков, которые записывались. При одном неправильном поступке все записи стирались. Конечно же никто бессмертия не находил и они умирали. В погоне за бессмертием начали создавать эликсиры бессмертия, появилась алхимия. Еще одним философом даосизма был Чжуанцзы (369-286), он написал одноименную книгу «Чжуанцзы», состоявшую из эссе и содержащую развитые идеи Лао-Цзы.

Буддизм:

Буддизм – религия, которая отрицала веды и брахманизм, ее создал Сиддхартдха (566-486гг). Сиддхартдха был родом из царской семьи кшатрия, его отцу предсказали, что его сын станет аскетом, если увидит старого, больного, мертвого человека. Его отец пытался всячески оградить сына от всего этого. Но сын все таки вышел за пределы дома и увидел старого, больного и как сжигали мертвого человека и также увидел аскета, умиротворенного. И сразу же был поражен, что жизнь имеет столько страданий. Он присоединялся сначала к одной группе учителей, потом к другой группе учителей, учился но никак не мог найти подходящее для себя. Потом он присел у дерева, задумался и начал медитировать, на 4 день ему явилось 4 благословенных истины: 1) жизнь полна страданий, 2) откуда появляются эти страдания, 3) необходимо избавляться от страданий, 4) пути избавления от страданий. Если человек будет следовать этим правилам, то он избавится от сансары и придет в состояние нирваны. После этого просвещения Сиддхартдха стал называться Буддой. В буддизме возникло 2 основных направления: Хинаяна (учения старейшин) и Махаяна (понятная простому человеку).

Буддизм (Махаяна) появился в Китае в , по торговым путям из Центральной Азии. Принимали буддизм в основном иностранные купцы, поскольку идея монархов и равенства людей для китайцев была новой и непривычной, но вскоре им понравилась эта религия и китайцы немного «подогнали» под себя буддизм. Китайским буддизмом стал Чань-буддизм, главная идея которого не существование войн. В Чань-буддизме ум все время воспринимает действительность двойственно( жизнь-смерть), строит несовершенный мир. Китайцы пытались достичь просветления странными способами: решением загадок Коан, самоистязаниях, всевозможных ударах