Великому человеку – развитие в упадке.

Ничтожным людям – счастье.

Охвати примыкающих к тебе.

Стойкость – к счастью. Развитие.

Так как он растет пучком.

В начале слабая черта.

Малое приходит.

Благородного человека.

Не благоприятствуют стойкости

Негодные люди упадка

Пи. Упадок

Счастье. Развитие.

Малое уходит, великое приходит.

Расцвет.

…Расцвет и упадок – наибольшая противоположность. Там – единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба и Земли. Здесь – полное отсутствие связи между ними. Небо (триграмма «творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма «исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними взаимодействия здесь нет. Свет – великое – здесь отходит, а тьма –малое – приходит…Это конечно, не означает, что здесь приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет «негодными людьми». На этой гексаграмме заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в следующей гексаграмме: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы отражает лишь самое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе.:

Великое отходит,

Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение её. Тогда еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред "«очти истины"»и вовремя прекратить его, сражу же устремившись к тому, что вполне истинно. В тексте это выражено так:

Когда рвут тростник,

То другие стебли тянутся за ним,

Данная ситуация – ситуация упадка. Но текст – не только описание, здесь дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная позиция, как центральная, занятая слабой чертой. Нормально имеет правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества», символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста. Но для такого великого человека, ведущего за собой меньших, все же ситуация остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том, что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии. Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению для того, кто по праву может называться искателем истины, то есть человеком, живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:

Слабая черта на втором месте.

Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в ситуации упадка, становится особенно острым… Здесь же максимальное развитие сил Тьмы. В познании она приводит человека к тому, что он принимает подобие истины за самую истину. Такое положение здесь приобретает наибольшую силу… При осознании этого положения человека охватит чувство стыда, и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное, и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле эту сторону процесса:

Слабая черта на третьем месте.