РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ – ЕДИНСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
ГЛАВА 3
Франция
Наиболее известные памятники готического стиля.
Собор в Шартре, XII—XIV вв.
Собор в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли.
Собор в Амьене, 1218—1268 гг.
Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в.
Собор в Бурже, 1194 г.
Германия
Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в.
Мюнстерский собор в Ульме, 1377—1543 гг.
Англия
Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства
Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне
Собор в Солсбери 1220—1266 гг.
Собор в Эксетере 1050 г.
Собор в Линкольне к. XI в.
Собор в Глостере XI—XIV вв.
Чехия
Готическая архитектура Праги
Собор святого Вита (1344—1929 гг.)
Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше – бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города.
^
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый.
^ Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные.
Форма: прямоугольная, цилиндрическая.
Характерные элементы интерьера : полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру.
Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом.
Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные.
Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом.
^ ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий.
Линии: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии в отделке домов.
Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.
^ Характерные элементы интерьера : веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен в отделке квартир; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.
Конструкции: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.
^ Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.
Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.
Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада — порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад — нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним.
Развитие готического стиля в Иль-де-Франсе поражает быстротой, единством и целенаправленностью. Опыт, накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные и совершенные образцы готики. Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля.
Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. Мнения о появившемся стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.
Хотя крупнейшие романские храмы могли успешно соперничать с готическими соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели возникновения готики сразу же увидели в ней значительное нововведение, новый художественный стиль и попытались определить его стилистические особенности. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю.
В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:
пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»);
вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх»);
насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»).
Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:
благородство форм нового здания;
значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма;
тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления;
своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями;
«свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный»;
большую высота нового здания — как раз на высоту окон.
Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей, и были склонны противопоставлять их.
Современный исследователь не может не отметить теснейших уз, связывающих готику со всем предыдущим развитием средневекового искусства, и прежде всего ее близкого родства с искусством романской эпохи. Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.
Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла стройная иконографическая система XIII столетия. Действительно, даже самое поверхностное сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.
Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно, и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений.
Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.
Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти, по меньшей мере, полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами,готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.
Собор Парижской Богоматери – расположен в центре французской столицы, на острове Сите. Notre Dame de Paris – расположен на том месте, где ранее находилась базилика Святого Стефана. В соборе причудливо сплелись различные архитектурные стили и образы: романский стиль (с его массивностью), готический (придающий зданию пространство и простоту).