Тема 1. Символизм в европейской живописи. Франко-бельгийская школа. Германия. Австрия.

Содержание программы

ПРОГРАММА КУРСА

Каган М.С. Историческая типология культуры. – Самара, 1996.

Культурология (под ред. Г.В. Драча).- Ростов-на-Дону, 2000.

Постмодернизм. Энциклопедия. – М., 2002.

Зыбайлов Л.К. Шапинский В.А. Постмодернизм. Учебное пособие – М.,1993.

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. – С.-П., 2000.

Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени – М.,1997.

Художники ХХ века. – М.,2001.

Горичева Т. Православие и постмодернизм. – Л.,1991.

Современное западное искусство ХХ век. Проблемы комплексного изучения: Сб. - М., 1988.

Богуславская З. Страсти по Рустаму. Беседа с Хамдамовым о постмодернизме и кое-что еще. // Культура, № 35, 11-17 сентября, 2003.

Бобринская Е.А. Концептуализм. – М.,1994.

Зоммер Т. Знак Ильи Кабакова // Художественный совет, №11, 2004, с.12-15.

 

Вводная лекция. ХХ век в истории мирового искусства.

Раздел 1. Искусство «рубежа веков».

1.1. Символизм в европейской живописи. Франко-бельгийская школа. Германия. Австрия.

1.2.Стиль модерн. Эстетические принципы модерна.

1.3. Модерн в европейском искусстве.

1.4. Живопись русского символизма.

1.5. Русский модерн.

1.6. Традиции и новаторство в творчестве московских художников.

1.7.Художественное объединение «Мир искусства».

Раздел 2. Авангард в изобразительном искусстве. Россия и Европа.

2.1.«Неопримитивизм» в русском искусстве конца Х1Х-начала ХХ века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

2.2. В. Кандинский. Теория и практика абстрактного искусства.

2.3.К. Малевич. Философско-эстетические основы творчества. Кубофутуризм.

2.4.Художественный мир М. Шагала. Аналитическое искусство П. Филонова.

2.5. Русский конструктивизм. В Татлин.

2.6.Фовизм в европейской живописи. Экспрессионизм.

2.7.Кубизм. Орфизм. Пуризм.

2.8 Абстракционизм. Футуризм.

2.9.Дадаизм. Сюрреализм.

2.10.Неоавангард 60-70-х годов.

2.11.Европейская скульптура ХХ века: поиск нового пластического языка.

2.12. Авангардная архитектура ХХ века: утопии и реальность (Европа. США. Япония).

Раздел 111. Искусство советского времени.

3.1.Искусство послереволюционного периода (1917- 1922 гг.)

3.2. Советское искусство 20-х годов (1922-1930).

3.3.Образ мира и человека в официальном искусстве сталинской эпохи. (1930-1953 гг.).

3.4.Тема Великой Отечественной войны в советском искусстве

3.5.Развитие советского изобразительного искусства 60-80-х годов.

3.6.Неофициальное искусство России 60-80-х годов («андеграунд»).

Раздел 1У. Изобразительное искусство конца ХХ века. Постмодернизм.

4.1.Постмодернизм в западном искусстве: архитектура, живопись, дизайн.

4.2.Проблемы постмодернизма в современном отечественном искусстве.

Вводная лекция. ХХ век в истории мирового искусства.

 

Культура ХХ века как переходный тип культуры. Кризис новоевропейской картины мира и его проявления в искусстве.

Основные периоды в истории искусства ХХ века: 1. «Рубеж веков» (80-е г. Х1Х в. – 1914/1917 гг. ХХв.). Осознание кризиса, апокалиптические предчувствия, духовные искания в среде художественной интеллигенции, разочарования в реализме как основополагающем методе классического искусства Нового времени. Поиск нового содержания и форм в искусстве, адекватных духу наступающей эпохи. Символизм – главное художественно-философское движение рубежа веков, стиль модерн как пластическое его выражение. Рождение авангарда. Своеобразие художественной жизни России «рубежа веков». 2. Период между двумя мировыми войнами (1918 г. – конец 30-х гг.). Развитие авангардного искусства. Социально- психологические и философско-эстетические предпосылки авангарда. Отказ от культурного опыта и художественно-эстетических традиций классической эпохи, пересмотр фундаментальных представлений о мире и человеке, сформированных Новым временем: кризис антропоцентризма, рационализма, эволюционизма, европоцентризма, идеи «гармоничного мироустройства». Линейная направленность и футуризм. Утопизм. Элитарность и эзотеризм. Взаимосвязь науки и искусства. Основные особенности художественного языка авангарда (в сравнении с языком классического искусства). Отказ от создания иллюзорного трехмерного пространства посредством прямой и воздушной перспективы, предмета как главного «строительного материала» изобразительного искусства. Многообразие пространственных решений, активная трансформация предмета. Новая концепция цвета: освобождение цвета от натуры, придание ему метафорического и символического значения. Пересмотр самого понятия «искусство», сложившегося в рамках новоевропейской культуры. Выход за рамки станковых форм. Вытеснение традиционных средств и материалов. Главные направления авангарда. 3.Военные и послевоенные годы (конец 30-х - конец 50-х гг.). Возникновение тоталитарных политических режимов (Германия, Италия, Испания, СССР, Китай, Корея). Тоталитаризм и искусство. Противоборство авангарду. 4.60-е годы. Либерализация общественной жизни и культуры. Реформирование языка авангарда. ( неоавангард – абстрактный экспрессионизм, поп-арт, оп-арт, гипперреализм и др.). Выход на арену мировой художественной культуры Америки. Распространение массовой культуры. 5.конец 60-х – 2000 г. Эпоха постмодернизма. Философия и эстетика постмодернизма.

 

Раздел 1. Искусство рубежа веков.

Философско-эстетические основы символизма. Основные особенности поэтики символистской живописи.

Франция. Формирование нового направления в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро. Пьер Пюви де Шаванн /1824-1898/. Монументально - аллегорические композиции раннего периода; специфические особенности стиля Пюви де Шаванна. Декоративный цикл для парадной лестницы Дворца искусств в Лионе - три композиции на тему искусства. Переход от аллегоризма к символизму. Композиции «Бедный рыбак», «Девушки у моря», «Сон».

Гюстав Моро/1826-1898/. Влияние двух противоборствующих направлений в творчестве художника – академического классицизма /графичность и строгость, лаконизм построений/ и романтизма /приверженность к драматическим сюжетам, динамичным композициям и насыщенному цвету/. Ранние картины «Эдип и Сфинкс» /сравнить с картиной Д. Энгра/, «Ясон и Медея», «Юноша и смерть». Творчество второй половины 70-х годов, изменение стиля – экспрессивность, насыщенность цвета, построение композиции по сложным динамичным линиям. Художественные принципы Моро – «прекрасной инерции» и «необходимого великолепия».

Одилон Редон. Осуществление символической концепции суггестивного искусства в творчестве художника. Графика молодого Редона. Причины обращения к языку графики, основные мотивы. Образ света у Редона. Особенности художественного метода.

Художники группы «Наби» История создания и эстетическая программа группы. Широта общекультурных интересов членов группы. Театрализация образа жизни. Связь с символистским театром. Декоративно-прикладное творчество. Две версии символизма, сложившиеся в кружке «Наби»: «религиозный символизм» и «интимизм». Творчество Мориса Дени, влияние католической мистики. «Классицистические» ориентации Дени. Ранний период творчества Эдуарда Вюйара – тонкого лирика и мастера живописного интерьера.

Символический гротеск в творчествебельгийского художникаДжеймса Энсора.Тема масок и карнавала.

Символизм в живописи Германии и Австрии. Творчество А. Беклина (1827-1901). Обращение к мифологическим сюжетам и образам. Своеобразие пейзажной живописи. Ф. Штук (1863-1928) – темы и образы живописных произведений. Роль Штука в деятельности Мюнхенского Сецессиона. Г. Климт (1862-1918) – выдающийся художник ХХ века. Образ женщины в произведениях художника.

Тема 3. Стиль модерн. Эстетические принципы модерна.

Термин «модерн». Социально-исторические предпосылки формирования стиля. Хронология развития и география модерна. Интернациональное и национальное в модерне. Философско-эстетические основы стиля – «философия жизни», «интуитивизм» и др. Культ стихии, интуитивного, спонтанного, «витализм» художественного образа. Культ красоты, «панэстетизм» как важнейшая предпосылка модерна. Значение традиционной эстетики Дальнего Востока в развитии стиля.

Иконография (основные мотивы, сюжеты и образы) модерна: мотив роста, экстатического порыва, пробуждения, томления и др.; метаморфозы животных и растительных форм (излюбленные цветы - тюльпаны, орхидеи, лилии, ирисы, кувшинки, подсолнухи и др., птицы - лебедь, павлин, фазан и др., насекомые - бабочка, стрекоза, жуки и др.), основные природные мотивы (остров, порыв ветра, волна и др.); обращение к мифологическим и сказочным сюжетам, образам театра и театрализации (балет, цирк, эстрада, кафе и др.). Отличие природных мотивов в модерне от традиционных форм пейзажного, натюрмортного и анималистического жанра. «Иконография» (основные типы зданий) архитектуры. Культ частного дома в модерне. Своеобразие архитектурного решения общественных и промышленных зданий.

Проблема синтеза искусств в модерне. Понятие «синтез искусств» / «гезамткунстверк» у Р. Вагнера /. Особенности синтеза в модерне в сравнении с «большими стилями». Понятие «малый синтез», тенденция взаимозаменяемости видов искусства, взаимной имитации (книжная иллюстрация, театральный синтез, интерьерный синтез, опыт цветомузыки и др.). Особенности орнамента. Синтез искусств как основополагающий принцип модерна.

Проблемы формообразования в стиле модерн. Возрождение орнамента. Роль и значение орнамента в сложении и развитии стиля. Характер и принципы применения орнамента. Понятие «внутренний орнамент». Органичность и имитационность – отправные точки в процессе формообразования модерна. Принцип саморазвития, внутреннего движения форм. Принцип динамического равновесия, ритм как основа композиционного построения в модерне. Плоскостное решение пространства. Определяющая роль линии. Характеристика «линии модерна».