Западная Европа

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ.

основоположником классицизма в музыкальном театре стал Ж.Б. Люлли (создатель лирической трагедии), черты классицизма и барокко объединены в жанре оперы-сериа; вершинной стадией развития музыкального классицизма стало искусство венской классической школы.

Настоящей революцией стала оперная реформа Кристофа Глюка. Его творческой программой были три великих принципа – простота, правда, естественность. В музыкальной драме он искал смысла, а не слад-коголосия. Из оперы Глюк убирает все лишнее: украшения, пышные эффекты, дает поэзии большей выразительной силы, а музыка полностью подчиняется раскрытию внутреннего мира героев. Опера «Орфей и Эвридика» была первым произведением, в котором Глюк осуществил новые идеи и положил начало оперной реформе. Строгость, соразмерность формы, благородная простота без вычурностей, чувство художественной меры в сочинениях Глюка напоминает гармоничность форм античной скульптуры. Арии, речитативы, хоры образуют большую оперную композицию.

Расцвет музыкального классицизма начался во второй половине XVIII века. Центральной площадкой развития данного направления стала Вена, столица музыкальной культуры того времени. Высшим выражением классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, которые работали в Вене и образовали направление в музыкальной культуре – венскую классическую школу.
В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.
Гайдна называют основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного симфонического оркестра и отцом симфонии. В классической симфонии найдена идеальная форма, способная вместить очень глубокое содержание.
В творчестве Гайдна устанавливается и тип классической трех-частной сонаты. Произведениям композитора присущи красота, порядок, тонкая и благородная простота.
Искусство Гайдна оказало громадное воздействие на формирование симфонического и камерного стиля Моцарта. Опираясь на его достижения в области сонатно-симфонической музыки, Моцарт внес много нового и оригинального. Огромную художественную ценность составляют его оперы. Уже два столетия пользуются успехом «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», поражающие обаятельно изящной мелодией, простотой, роскошной гармонией. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Бетховен прославился как величайший симфонист. Его искусство пронизано пафосом борьбы. Оно претворило передовые идеи эпохи Просвещения, утвердившего права и достоинства человеческой личности. Мир образов Бетховена разнообразен. Его герой не только смелый и страстный, он наделен тонко развитым интеллектом. Он борец и мыслитель. В музыке Бетховена жизнь во всем ее разнообразии – бурные страсти и отрешенная мечтательность, драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта. Завершая эпоху классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему веку, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке.

№ 5 Реализм???

  1. Французский классицизм последней четверти XVIII - первой трети XIX века. Революционный классицизм Жака Луи Давида. Академический классицизм Энгра (Жан Огюст Доменик).
  2. Романтизм как художественное направление в искусстве первой трети XIX века.
  3. Романтизм в искусстве Франции. Живопись французского романтизма – Антуан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа.
  4. Романтизм в культуре Германии. Эстетика немецкого романтизма. Романтическая живопись Германии: Рунге, Фридрих, Корнелиус.
  5. Романтизм в культуре Англии. Живопись Д. Констебла и У. Тернера.
  6. Жизнь и творчество Ф. Гойи. Новаторский и бунтарский характер его творчества.
  7. Реализм как художественное направление середины и второй половины XIX века.
  8. Реализм в искусстве Франции. Реалистическая традиция во французской живописи XIX века: художники барбизонской школы, Г. Курбе, О. Домье, Ф. Милле.
  9. Импрессионизм как направление в художественной культуре Франции последней трети XIX века. Общее и особенное в творчестве художников – импрессионистов. Роль и значение импрессионизма в развитии европейской и русской живописи XX века.
  10. Постимпрессионизм и его выдающиеся представители: П. Сезанн, П. Гоген, Ван-Гог.
  11. Основные тенденции в развитии европейской архитектуры XIX века.