Творчество В.И. Сурикова

Стиль ампир (общая характеристика)

 

Термин ампир относится к времени правления Наполеона

Ампир — видоизмененное слово «империя».

 

Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.).

 

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах разное истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы. Архитектура ампира соответствовала ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. Ампир получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии; в России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах.

 

  • Ампир в России

 

Русский ампир дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Санкт-Петербурга, архитектор К. И. Росси); общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806-23, архитектор А. Д. Захаров, и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин). Произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве) и прикладного. Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле ампир, построенным архитектором А. Г. Григорьевым.

 

Русский ампир мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».

 

Ампир — стиль, который подпитывался высокими патриотическими идеями.

В России в начале 19 века на престол восходит Александр I — любимый внук Екатерины II.

Русское общество восприняло начало его правления очень положительно, а его самого как продолжателя дел его бабки Екатерины и конец черного правления Павла I.

Александр вызвал из ссылки Екатерининских вельмож, провел ряд реформ экономического, политического плана, которые улучшили в целом жизнь в России. Александр побеждает Наполеона и становится геге(й)моном в Европе. При нем зарождается революционное движение, в частности — движение декабристов.

Александр I вошел в историю как царь-реформатор.

 

В 1825 году к власти приходит его брат Николай I и начинает свое правление с реакционных действий. Эпоха Николая I — это эпоха реакции. В этой атмосфере классицизм начинает угасать и к середине 30-х годов прекращает свое существование.

 

Таким образом, первая треть 19 века — Александровский классицизм (Александр I, Александр Пушкин, Александр Иванов), Золотой век русского искусства.

 

Позитивное начало (положительный импульс правления Александра) — эпоха надежд и ожиданий. Искусство этого периода пронизано чувством гармонии.

 

Ведущим видом творчества первой трети 19 века является архитектура, что типично для классицизма. Ампир — градостроительный стиль, в этой время возводятся не отдельные здания, а целые ансамбли, определяющие общий вид города. Предпочтение отдается не частным сооружениям, а постройкам общественного характера.

 

На вторых ролях в классицизме — живопись и скульптура.

Однако параллельно с классицизмом существует романтизм и зарождается реализм.

Ампир часто называют музыкой пространств, т. к. функция ампирной архитектуры — быть берегами этого пространства, т. е. архитектура отныне обрамляет пустоту, она подобна кулисам, декорациям, а пространство подобно сцене.

 

«Город пышный, город бедный», Некрасов

 

Архитекторы часто заботятся лишь о фасаде постройки, поэтому ампир часто называют фасадной архитектурой.

Архитектура ампира рассчитана на восприятие с большого расстояния.

 

В ампире всегда подчеркивается горизонтальная распластанность здания, его связь с землей, это происходит засчёт того, что фронтоны сменяются формой аттиков.

В зданиях явно выражена линия карниза, портик часто уступает место лоджии.

Горизонтальные членения заставляют человека двигаться, именно это позволяет зрителю максимально полно воспринять архитектуру ампира. Акцентируется угол постройки, гладь стены, оконные проемы без наличников, однако их количество уменьшается для того, чтобы подчеркнуть массив стены, а количество колонн в портиках и лоджиях наоборот увеличивается.

В ампирной архитектуре, в отличие от античной, не 6—8, а 10—12 колонн. Ампир отдает предпочтение дорическому и тосканскому (композитному) ордеру и колонам без канелюр.

Архитекторы ампира в России:

· Андрей Никифорович Воронихин

· Андриан Дмитриевич Захаров

· Тома де Томмон

· Карло Росси

 

 

Василий Иванович Суриков, 1848—1916 гг.

 

Великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Родился в казачьей семье. В 1868 году Суриков не смог поступить в Академию, и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств. Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником. С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище "Композитор".

 

 

  Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, 1870 г.   Первая самостоятельная работа Сурикова
  Милосердный самарянин, 1874 г.   За эту работу он получил Малую золотую медаль.

В 1875 году Василий Иванович Суриков закончил Академию в звании классного художника первой степени. .

 

В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

 

В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников.

 

    Первый Вселенский Собор. Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя, 1876 г.   Суриков получил заказ на создание четырёх фресок на темы вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву  
  Утро стрелецкой казни, 1881 г., ГТГ   Художника интересуют переломные моменты в судьбе народа. Он говорил: «Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу». Тема картины – подавление Петром I стрелецкого бунта 1698 года в Москве и казнь мятежников. В казни принимал участие сам Петр и его приближенные.Суриков намеренно вопреки реальности сближает собор Василия Блаженного и кремлевскую стену, делая пространство Красной площади тесным, давящим. Это усиливает основную психологическую коллизию полотна – дуэль взглядов Петра и стрельца с рыжей бородой. Но чем ближе к фигуре царя, тем очевиднее, что энергия сопротивления сходит на нет. Логика истории на стороне Петра. «Хороша старина, да Бог с ней», – говорил Суриков.
  Боярыня Морозова, 1887 г., ГТГ   Морозова Феодосия Прокопьевна (1632–1675), сподвижница духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев- Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме. Картина посвящена церковному расколу XVII века. Раскол возник в результате реформ патриарха Никона по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. В центре сама Морозова, вскинувшая руку, благословляя старообрядческим двуперстием толпу. Черное пятно ее одежды звучит трагической доминантой картины. Толпа разделилась: слева – глумящиеся над боярыней, справа – сочувствующие. Рядом с Морозовой – ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине – странник, в лице которого читаются автопортретные черты художника. Фигура странника написана под иконой Богоматери «Умиление». О Сурикове говорили, что в картине он воссоздавал «подлинную старину, словно был ее современником, ее очевидцем».
  Взятие снежного городка, 1891 г., ГРМ   Игру "Взятие снежного городка" Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.    
  Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем, 1895 г., ГРМ   Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. Этюды для картины Суриков писал на р. Обь.  
  Переход Суворова через Альпы, 1899 г., ГРМ   Первым прототипом для Суворова стал отставной казачий офицер которому было 82 года. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году – в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина была приобретена императором.
  Степан Разин, 1906 г.   Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону.

Суриков скончался в Москве в 1916 году от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Его имя присвоено Московскому художественному институту.

Художник М.В. Нестеров писал: "Суриков поведал страшные были минувшего, представил человечеству в своих образах героическую душу своего народа".

Интересный факт: В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.