Грунты настенной живописи.

Грунты станковой живописи.

Грунты.

Основы настенной монументальной живописи.

Пергамент и бумага.

Основа из металла.

Основа из ткани.

Холст. Мелкозернистость, крупнозернистость. Важно знать толщину, возраст и прочее, т.к. важно восстанавливать теми же материалами и технологиями.

Дорогие, подверженные коррозии (не использовать же золото), тяжелые. Медь, олово, бронза, свинец. Лучшим считается медь, т.к. при взаимодействии с маслом образует пленку.

Изначально как основа для графики: гравюры, книги. Как самостоятельная основа 18-19 в, для эскизов, техники акварели. В современном мире как самостоятельная основа.

Стены, столбы, плафоны, своды и пр. несущие элементы.

 

2 марта 2013 г.

Исторически грунты были очень различны, однако, основным компонентом является мел (гипс). Для настенной живописи грунтом является штукатурка.

Улучшает сцепление красочного слоя с основой и одновременно амортизирует неравномерность расширения и сжатия; впитывает излишки связующего вещества; не пропускает связующее к холсту, что может вызывать разрушение холста; грунт важен для задачи фактуры холста (импрематура – цветной фон, подмалевок, для этого грунт изначально окрашивали;) грунт может быть имрематурой.

Способ приготовления и состав грунта зависел от эпохи, страны и школы.

В структурном отношении грунт является слоистой системой.

В классической живописи – 4 элемента: 1. изолирующий слой клея 2. сам грунт: мог наносится до 5 слоев; 3 – повторная проклейка, иногда для мелового холста ее шлифовали; 4 – импрематура.

Для досок применялись клеевые грунты, в которых наполнителем был гипс на юге (Испания, Италия), на севере – мел (Голландия, Нидерланды). В России использовали как мел, так и гипс. Как правило использовали мездровый (кожный) клей.

Первое использование холста было не самостоятельное, а наклеенное на дерево для иконописи.

Для деревянных основ предварительно проклеивали в несколько слоев, затем крупнотертого грунта наносили, а за тем тонкие слои мелко измельченного. После просыхания грунт шлифовали.

Цветные импрематуры появляются в конце 15 века. До 17 века используют: темно красные, коричневато черные, с примесью умбры грунты. С 17 – охристые и красные грунты. Это было из-за того, что на темной импрематуры лессировками можно было добиться полупрозрачной градации тона. (корпусное письмо – ровный плотный не прозрачный слой краски, лессировка – легкий ток краски наносили послойно, позже появляются другие техники и пастозное письмо). К концу 19 века начинают производить холсты с фабричным нанесением грунта. Он из себя представлял: цинковые белила, стертые с льняным маслом, нанесенные в один – два слоя. С 30х годов применяют баритовые белила в смеси с мелом. Так же есть грунты на основе козиинового (древесного) клея.

Фреска – роспись по штукатурке. Истинная фреска – нанесение краски по мокрой штукатурки. И есть по сухой – нанесение краски наведенной на известковом составе, на сухую штукатурка. Были варианты писать и маслом(мешали с морской водой для эффекта матовости или иногда фоска для той же цели), и темперой.

Грунтом являются многокомпонентные структуры, состав которых определялся местным минеральным сырьем и техникой живописи. Основным компонентом на европейском компоненте всегда служила известь, получаемая путем обжига камня: известняка, и дальнейшем его гашением. Такая штукатурка отличается пластичностью, надежностью и долговечностью + легко добыть сырье. Применяемые растворы извести делят на: 1 воздушные – твердеющие на воздухе; 2 гидравлические – твердеющие в присутствии воды. Заполнителями для штукатурки являлись: толченая кирамика, песок, толченый древесный уголь, растительные волокнистые наполнители: лен, пенька, солома. Иногда – кирпич или черепица. При нанесении штукатурка начинает быстро твердеть с верхнего слоя. Иногда основой под живопись – глина, в основном для территорий ближнего востока, средней Азии и Казахстана. Как правило, глина – нижний слой, на который наносили тонкую обмазку из обожженного гипса.