Видеопрактика
Литература
Конец 50-х гг.: умер «большой имперский стиль»; на смену «киномоголам» пришли администраторы крупных корпораций; голливудские студии утратили свою независимость и вошли в состав транснациональных кинокомпаний. Иллюзия общности кинопроцесса дала трещину. С этого времени Европа была обречена снимать «художественное» кино, а Голливуд – коммерческое.
Новый этап в актерском искусстве. Новые звезды: Ингрид Бергман, Элизабет Тейлор, Кетрин Хепберн, Одри Хепберн, Грейс Келли, Мэрилин Монро, Ава Гарднер, Хамфри Богарт, Керк Дуглас, Грегори Пек, Берт Ланкастер, Джек Леммон, Тони Кертис и др.
ü Революция в актерской игре. Молодые актеры: Марлон Брандо, Пол Ньюмен, Джеймс Дин, –начали исповедовать новый подход к своей профессии, опираясь на систему Станиславского.
ü Богарт (Bogart) Хамфри(1899–1957), американский актер.
После Первой мировой войны работал посыльным в театре, стал его директором. В 1920-е гг. выступал в самых различных ролях. С 1930 г. в Голливуде, где долгое время вынужден был играть второстепенные роли. В 1935 г. исполнение роли гангстера Дьюка Менти в киноверсии бродвейской пьесы «Окаменевший лес» стало первым шагом в карьере одного из самых ярких актеров Голливуда. Не имея звездной внешности (хотя в социальной драме «Черный легион» (1936) Богарт играл главного героя, но это был слабый, мятущийся герой), актер был прикован к амплуа гангстера, где его конкурентами были Э. Дж. Робинсон и Д. Кегни. Однако Богарту удавалось передать в своих персонажах, например: Мартин в «Тупике» У. Уайлера (1937); жестокий бутлеггер в «Бурных 20-х» (1939), странное обаяние личности, изуродованной всеобщим лицемерием и жестокостью.
В 1941 г. снялся в фильме «Высокая Сьерра», в котором смог уйти от типа циничного негодяя, повторявшегося почти в 30 лентах. В фильме Д. Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941) Богарт сыграл роль детектива Сэма Спейда, открыв серию ролей антигероев, презирающих подлый и преступный мир, скрывающих боль и сочувствие к людям за маской равнодушия и скептицизма («Касабланка», 1943; «Иметь и не иметь», 1945 и др.).
«Миф Bogey», возникший в 40-е гг., неотделим от ощущения аутсайдерства и противопоставления себя обществу (преодолеть свое одиночество героям Богарта дано очень редко – например, в «Африканской королеве» (The African Queen, 1951) Д. Хьюстона, – единственная премия «Оскар» за роль), но обязан своим возникновением прежде всего мастерству актера и психологизму его исполнения.
В 50-е гг. Богарт демонстрирует новые грани своего таланта в фильмах разных жанров, таких как «Одолеть дьявола» (1954) – как бы самопародия Богарта и Хьюстона на ленты «Мальтийский сокол» (1941), «Мятеж на «Каине», «Сабрина» (1954), «Босоногая графиня» (1954). Последний фильм с его участием – «Тем тяжелее падение» (1956).
– Дин (Dean) Джеймс (1931–1955), американский актер.
Его короткая жизнь и трагическая гибель стали для американской молодежи романтическим мифом и породили не имеющий аналогов культ Дина. Сама по себе его жизнь не выглядит чем-то исключительным: имел вполне заурядное детство, учился в Калифорнийском университете, выступал в театральной труппе некоего Джеймса Уитмора. Редкие выступления на телевидении и эпизодические роли в фильмах.
В 1951 г., приехав в Нью-Йорк, пытался устроиться в театр и получил-таки роль в пьесе «Смотрите на ягуара». Судьба привела его в знаменитую актерскую студию Л. Страсберга и Э. Казана, где он мог быть поближе к своему страстно почитаемому кумиру М. Брандо, чьей походке и манере держаться он пробовал подражать. Иногда появлялся в телепостановках, сыграл в бродвейском спектакле «Аморальный» (1954).
После того как прошел кинопробу на студии «Уорнер бразерс», снялся в трех фильмах, после чего погиб в автокатастрофе. В первой из этих картин «К востоку от рая» (1955) сыграл юношу, пытающегося завоевать любовь отца и вернуть мать, давно бросившую семью. Беспрецедентная искренность и эмоциональность героя, осознающего факт глубокой пропасти между поколениями и неспособного принять жизнь, как она есть, с ее лицемерием, эгоизмом и жестокостью, потрясли молодежь 50-х гг. и сделали актера как бы адвокатом поколения «новых потерянных». «Бунтовщик без причины» (1955) был принят также восторженно и закрепил успех новой звезды. В «Гиганте» (1956) Дин показывает эволюцию героя, завоевывающего положение в обществе и платящего за это одиночеством.
Трагический финал актера породил эмоциональный взрыв и сделал Дина объектом молодежного культа вплоть до наших дней. С девиза «Живи быстро, умри молодым» началась революция: битники, рок-н-ролльщики, хиппи и экзистенциалисты создали первую настоящую молодежную субкультуру. В 1976 г. появился телевизионный фильм «Джеймс Дин» по книге Дж. Баста, товарища Дина; актеру посвящены несколько документальных монтажных лент, а также картина Р. Олтмена «Возвращайся в «Файв энд Дайм», Джимми Дин, Джимми Дин» (1982).
– Бергман (Bergman)Ингрид (1915–1982), шведская актриса, работала в Голливуде и в Европе.
Актерскому мастерству училась в школе при Драматическом театре в Стокгольме. Получила известность в ролях романтических девушек из буржуазных семей в фильмах режиссера Густава Муландера. Наиболее известной картиной стала в тот период «Интермеццо» (1936), которая так понравилась в Голливуде, что продюсер Дэвид Селзник пригласил актрису на свою студию «МГМ». В 1942 г. Бергман стала кинолегендой ХХ века сыграв в мелодраме Майкла Кертица «Касабланка», где партнером был Хамфри Богарт, с которым у нее получился точный актерский дуэт по принципу контраста. За роль в триллере Джорджа Кьюкора «Газовый свет» (1944) она удостоилась «Оскара». Бергман стала одной из любимейших актрис Альфреда Хичкока, знаменитой «хичкоковской блондинкой», таинственной и притягательной. В «Завороженном» (1945) она сыграла врача-психиатра, которая обнаруживает, что ее начальник – такой же больной, как и пациенты, в «Дурной славе» (1946) – дочь нацистского шпиона, которая, чтобы доказать свою лояльность любимому, выходит замуж за жуткого злодея и помогает раскрыть «урановый заговор».
Творческий союз Бергман с Хичкоком, как и с Голливудом, разрушил итальянский режиссер Роберто Росселлини. Выйдя за него замуж в 1950 г., она переехала в Италию, родила троих детей (одна из дочерей – Изабелла Росселлини – стала потом актрисой). Здесь снималась в фильмах Росселлини: «Стромболи, земля Божья» (1950), «Европа-51» (1952), «Путешествие в Италию» (1954), вписав свою страницу в историю неореализма. Впоследствии работала с Жаном Ренуаром во Франции в фильме «Елена и мужчины», играла в английских театрах. За главную роль в «Анастасии» (1956) получила еще один «Оскар», а третий – за второплановую роль в «Убийстве в Восточном экспрессе» (1974).
Самой значительной работой последних лет ее жизни стала роль пианистки, матери трех дочерей в фильме соотечественника и однофамильца Ингмара Бергмана «Осенняя соната» (1978). Умная и здравомыслящая Ингрид не сразу поняла, что те черты, которые были ей так ненавистны в ее героине – жесткость, излишняя прямота, были свойственны и ей самой. Актриса утверждала, что ее мастерство основано на собственной интуиции. Она старалась вжиться в характер, по крупицам составляя образ. «Из жизни берешь больше, чем из головы». Кого бы не играла Ингрид Бергман, она всегда создавала образ прекрасной женщины.
– Хепберн (Hepburn) Кэтрин(1909–2003), американская актриса.
С 12 лет выступала в любительских спектаклях, повзрослев, работала в бродвейских театрах, в кино дебютировала в 1932 г. в фильме «Билль о разводе». Женщина редкой красоты, славящаяся неуживчивым характером и независимостью, Хепберн стала символом американки ХХ века с ее трезвым умом и стремлением к самостоятельности.Название фильма «Ранняя слава» (1933) оказалось пророческим – актриса получила за эту роль «Оскар». Успех сопутствовал Хепберн и в экранизациях американской классики «Маленькие женщины» (1934), и в современных комедиях «Воспитание «Бэби» (1937), «Отпуск» (1938). Несмотря на то, что она не прошла кинопробы на роль Скарлетт О’Хары в «Унесенных ветром», все же одной из первых женщин в Голливуде добилась права выбирать фильмы и режиссеров: «Филадельфийская история» Джорджа Кьюкора (1940).
В 1942 г. на картине «Женщина года» Хепберн встретилась со Спенсером Трейси, с которым снялась еще в девяти фильмах. Их роман, так и не ставший предметом для скандальных колонок в прессе, длился 25 лет, но, поскольку Трейси из этических соображений не мог уйти от жены и глухонемого сына, он и Хепберн отрицали интимную связь. Только после его смерти в своей книге «Спенсер и Кэтрин: интимное воспоминание» актриса поведала миру правду. Последний раз они снялись вместе в фильме Стенли Крамера «Угадай, кто придет к обеду?» (1967, «Оскар» за женскую роль).
Хепберн была также достойной партнершей Хамфри Богарта в «Африканской королеве» (1951), Питера О'Тула в «Льве зимой» (1968, премия «Оскар»), а на склоне жизни сыграла с Генри Фондой в фильме Марка Райделла «На золотом пруду» (1981), в котором актриса вышла из привычного образа строптивицы и обнаружила чисто женский лиризм, терпимость и миролюбие. До сих пор Хепберн является рекордсменкой среди актеров и актрис по общему числу номинаций премии«Оскар» – всего одиннадцать. Написала еще две книги мемуаров – о труднейших съемках «Африканской королевы» и мировой бестселлер с гордым названием «Я».
– Хепберн (Hepburn) Одри (1929–1993), американская актриса.
Настоящие имя и фамилия – Эдда ван Хемстра Хепберн-Растон. Родилась в Брюсселе, училась в английской балетной школе, выступала в варьете. В 1951 г. дебютировала в английском фильме «Смех в раю». Снималась в крошечных ролях в комедиях компании «Илинг», с успехом выступила в бродвейской версии «Жижи» по настоянию писательницы Колетт. Это помогло Хепберн получить приглашение сняться в романтической комедии У. Уайлера «Римские каникулы» (1953, премия «Оскар»).
Мастер работы с актерами, Уайлер безупречно расставил все психологические и комедийные акценты в сказочной истории принцессы, которая получает случайный шанс увидеть своими глазами жизнь обыкновенных людей и встречает настоящую любовь, возрождающую благородство в неудачнике-журналисте. Однако искренность, несомненное обаяние и аристократизм молодой актрисы, обладавшей магией уникальной личности, позволили Хепберн выйти далеко за рамки амплуа инженю. Новый успех на сцене в пьесе «Ундина» принес романтический союз с актером Мелом Феррером и роль Наташи Ростовой в экранизации «Война и мир» (1956), подтвердившую незаурядный драматический талант актрисы. К сожалению, ей приходилось сниматься и в романтических комедиях и мелодрамах, использовавших лишь ее необычную красоту и обаяние («Сабрина», 1954; «Любовь в полдень», 1957; «Зеленые поместья», 1959; «Завтрак у Тиффани», 1961), а также в мюзиклах, где вокальные и хореографические данные Хепберн приносили большой успех («Смешная мордашка», 1957).
После выступления в роли монахини в драме «История монахини» (1959) и кризиса в отношениях с Феррером, который хотел руководить ее карьерой, пытается перейти на новое амплуа, но вынуждена появляться в прежнем («Шарада»,1963;«Как украсть миллион», 1966). Ее лучшей ролью в эти годы становится Элиза Дулиттл в киноверсии мюзикла «Моя прекрасная леди» (1964). После второго замужества исчезает с экрана и возвращается лишь во второй половине 70-х гг., когда тяжелая болезнь уже не позволяет ей работать в полную силу. Последний фильм с участием Хепберн – «Всегда» (1989). Посмертно награждена на оскаровской церемонии 1993 г. гуманитарной премией имени Джина Хершолта.
1. Александровский, Л. Брандемониум [Марлон Брандо] // КиноПарк. – 2004. – №8 (87). – С. 14–23.
2. Артюх, А. Нуар : голос из прошлого // Искусство кино. – 2007. – №5. – С. 93–101.
3. Березницкий, Ян. Как создать самого себя : заметки о людях и фильмах американского кино [Марлон Брандо и Элиа Казан] / Ян Березницкий. – М. : Искусство, 1976. – 200 с. : ил.
4. Брандо, Марлон. Песни, которым учила меня мать / пер. с англ. Е. Богатыренко // Киносценарии. – 2005. – №4-6. – 2006. – №1. – №2. – №3. – №4.
5. Буров, А. Кинобиография Хамфри Богарта // Искусство кино. – 2007. – №2. – С. 61–69.
6. Добротворский, С. Материал, из которого сделаны сны, или У истоков черного романтизма [«Гражданин Кейн» и «Мальтийский сокол»] // Кино на ощупь : сб. ст. 1990–1997 / Сергей Добротворский. – СПб. : Сеанс, 2005. – С. 312–317.
7. История зарубежного кино : учеб. / отв. ред. В. А. Утилов. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 568 с. – (Academia XXI).
8. Кушниров, М. Орсон Уэллс // Искусство.– 2003. – №8(272). – 16–30 апр. – С. 2–4.
9. Найман, А. 50-е: потеря невинности // Premiere. – 2004. – №70. – С. 68–71.
10. Толстяков, Г. Цвета нуара / Г. Толстяков, Е. Петровская // Синий диван. – М. : Три квадрата, 2004. – Вып. 4. – С. 238–246.
11. Харли, К. Азбука нуара / Кевин Харли, Андрей Бердин // Total Film. – 2006. – №3(25). – С. 54–61.
12. Эко, У. «Касабланка», или Воскрешение богов / пер. с итал. // Киноведческие записки. – 2000. – №45. – С. 53–56.
1. Отрывки из передач цикла «Легенды мирового кино»(Телеканал «Культура», 2005): Рита Хейворт; Одри Хепберн; Кэтрин Хепберн; Ава Гарднер; Джек Леммон; Тони Кертис; Лолита Торес; Берт Ланкастер; Грейс Келли; Орсон Уэллс; Билли Уайлдер; Хамфри Богарт; Ингрид Бергман; Фрэнк Синатра.
2. Фрагменты из х/ф: «Римские каникулы» (1953) / У. Уайлер; «Завтраку Тиффани» (1961) / Б. Эдвардс; «Моя прекрасная леди» (1964) / Д. Кьюкор.
3. Фрагменты из х/ф: «Мальтийский сокол» (1941) / Д. Хэммет; «Касабланка» (1942) / Майкл Кертиц.
4. Фрагменты из х/ф:«Трамвай «Желание» (1951) / Элиа Казан; «Последнее танго в Париже» (1975) / Бернардо Бертолуччи.
5. Отрывок из передачи цикла «Культ кино» (Телеканал «Культура», 2005):Элиа Казан.
6. Фрагменты из х/ф:«Сансет Бульвар»(1950) / Билли Уайлдер; «Бунтовщик поневоле» (1955) / Н. Рей.
7. Фрагменты из х/ф «Гражданин Кейн» (1941) / Орсон Уэллс.
8. Отрывок из передачи цикла «Великие романы XX века»(Телеканал «Культура», 2004): Пол Ньюмен.
9. Фрагменты из д/ф : «Легенда Мэрилин Монро»; «Тайна смерти Мэрилин Монро» (2006) / Т. Митчелл.
10. Фрагменты из д/ф «Сага о потерянном гении» / автор – Иван Трацевский; режиссер – Вера Федорова; Телерадиокомпания «Регион–Тюмень».