Видеопрактика

Литература

Виго остался крупнейшим мастером мирового кино, который оказал своими небольшими и скромными лентами грандиозное влияние на весь последующий кинопроцесс в мире. Во Франции существует престижная кинематографическая премия имени Жана Виго.

– Карне (Carné) Марсель (1909–1996), французский режиссер.

Родился в семье краснодеревщика, работал страховым агентом. В 1928 г. – ассистент оператора Ж. Периналя на съемках фильма «Новые господа» Ж. Фейдера. Через год – ассистент режиссера Р. Клера в фильме «Под крышами Парижа». В 1929 г. вместе с М. Санвуазеном создал любительский документальный фильм «Ножан – воскресное Эльдорадо».

Лучшие работы Карне появляются в конце 30-х – начале 40-х гг., в период его сотрудничества с поэтом-сюрреалистом и кинодраматургом Жаком Превером. Начиная с 1938 г., направление, представленное фильмами КарнеПревера и названное последним «поэтическим реализмом», доминирует в кино Франции.

Поэтический реализм выражает характерное для предвоенных лет ощущение конца эпохи, разочарование в обществе и бессилие личности перед лицом грядущих катаклизмов. Лишь бескорыстная любовь мужчины и женщины, соединенных на короткий миг случаем и тут же разделенных роком, пытается противостоять всеобщему падению и деградации, которую олицетворяют демонические персонажи. Нежность, психологизм, образность, с какими показывается эта любовь, сообщают удивительную достоверность условным сюжетам и персонажам лент «Набережная туманов» (1938), «Северный отель» (1938) и «День начинается» (1939).

Символом пробуждения человеческого духа, метафорическим вызовом злу становится поставленный в годы оккупации фильм-легенда «Вечерние посетители» (1942). А законченная накануне освобождения картина «Дети райка» (1944), при всей философской глубине и горечи размышлений о судьбе художника, чьи великие победы в искусстве оплачены трагедиями в его реальной жизни, звучит апофеозом человеческому таланту и красоте души. В главных ролях: Л. Барро, М. Казарес, Орлетти.

После прокатной неудачи фильма «Врата ночи» (1946) Карне и Превер расстаются. Разногласия с продюсерами оборачиваются простоем или необходимостью браться за случайные темы и слабые сценарии. Тем не менее, в 50-е гг. в активе Карне – новаторский по драматургии фильм «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (1951), мастерская экранизация романа Э. Золя «Тереза Ракен» (1953), которая возвращает к центральному для режиссера конфликту между личностью и мещанским обществом, не способным понять индивидуальность. Режиссер пытался посмотреть беспристрастно на молодежь, отвергающую мир отцов и всякую мораль вообще («Обманщики» (1958)). Не принятый поколением «новой волны», Карне стремится найти иные темы и заговорить на новом языке, но терпит неудачу.

 

ü Выдающиеся актеры:

Габен (Gabin) Жан (1904–1976), французский актер.

Начав трудовую жизнь в 14 лет, через пять лет уже выступал на сцене «Фоли-Бержер», затем в других мюзик-холлах и ревю, а в 1930 г. дебютировал в кино – в музыкальной комедии «Каждому может повезти». Известность Габену принесла роль простого и мужественного героя в фильме Ж. Дювивье «Мари Шапделен» (1934). В последующих лентах Дювивье актер развивает тип романтического героя, обреченного судьбой на неудачи, но сохраняющего благородство, достоинство и непокорный духв фильмах «Знамя» (1935) и «Пепе ле Моко» (1937). А в картине «Славная компания» (1936) персонаж Габена становится более заземленным, его «плебейский» демократизм отражает дух перемен, связанных с Народным фронтом.

Наиболее полно талант актера раскрывается в фильмах Ж. Ренуара: «На дне» (по мотивам пьесы М. Горького, 1936); «Великая иллюзия» (1937); «Человек-зверь» (по Э. Золя, 1938). Воплощая жизнелюбие, здравый смысл и нравственную силу низов, персонажи ренуаровских фильмов раскрываются с глубиной и мощью, не известной до того кинематографу Запада. Однако в «Человеке-звере» герой Габена оказывается затравленной жертвой обстоятельств, за которыми просматривается уродство социальной системы. Исполнение двух ролей в лентах М. Карне «Набережная туманов» (1938) и «День начинается»(1939) завершает эволюцию персонажей актера и становление габеновского «мифа». Тихий пафос безнадежного противостояния миру зла делает габеновского аутсайдера поистине величественной, несмотря на трагизм, фигурой, а ненавязчивая, внешне незаметная манера исполнения позволяет актеру передавать все психологические нюансы и эмоциональную динамику роли.

В годы войны Габен снимается лишь в двух голливудских незначительных фильмах и возвращается на родину. Обращение к «прежнему» Габену приносит успех драме Р. Клемана «По ту сторону решетки»/«У стен Малапаги» (1949), но понемногу актер переходит на возрастные роли. Его новые персонажи – по-прежнему сильные духом, человечные и готовые к борьбе с несправедливостью – чаще всего уже завоевали свое место под солнцем и защищают «устои» (фильм «Сильные мира сего» (1958)). Хотя Габен позволяет себе сниматься и в мелодрамах («Случай доктора Лорана» (1957)), и в экранизациях классики («Отверженные» (1958)), и – особенно успешно – в криминальных картинах: «Мелодия из подвала» (1963); «Сицилийский клан» (1969); «Двое в городе» (1973). «Поздний» Габен сыграл в великом множестве разнообразных фильмов, но его имидж будет всегда связан с простыми и великодушными парнями из предвоенных лент.

 

1. Божович, В. Жан Ренуар и французское кино // Искусство. – 1997. – №14 (38). – С. 7–9. – №15 (39). – С. 8–9.

2. Божович, В. И. Сцена и экран : о значении театральных мотивов в фильме «Дети райка» // Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. – М. : Наука, 1992. – С. 207–231.

3. Гачев, Г. «Дети райка» – Франция // Национальные образы мира : курс лекций / Георгий Гачев. – М. : Академия, 1998. – Национальные образы мира в кино. – С. 331–340.

4. Добротворский, С. Горизонтальный мир Жана Ренуара // Кино на ощупь : сб. ст. : 1990–1997 / Сергей Добротворский. – 2-е изд., доп. – СПб. : Сеанс, 2005. – С. 130–133.

5. Жан Виго / пер. с фр., сост., коммент. А. В. Брагинского ; предисл. С. И. Юткевича. – М. : Искусство, 1979. – 264 с. : ил. – (Мастера зарубежного киноискусства).

6. Превер, Жак. Дети райка : киносценарии /сост., пер. с фр. Л. Дуларидзе. – М. : Искусство, 1986. – 320 с. : ил.

7. Сокольская, А. Марсель Карне / А. Сокольская. – Л. : Искусство, 1970. – 216 с. : ил. – (Мастера зарубежного киноискусства).

 

1. Фрагменты из передач цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура»): Жан Ренуар; Жан Габен; Мишель Морган; Марсель Карне.

2. Фрагменты из х/ф: «Дети райка» (1944) / Марсель Карне; «Золотая карета» (1953), «Французский канкан» (1954) / Жан Ренуар; «Большие маневры» (1955) / Рене Клер; «Аталанта» /Жан Виго.

3. Фрагменты из д/ф: «История французского кино от Жана-Люка Годара» (1995) / Жан-Люк Годар, Анн-Мари Мельвиль.