Видеопрактика

Литература

Был прозван Бастером (на сленге – «нечто необыкновенное») самим Гарри Гудини, который был потрясен тем обстоятельством, как трехмесячному Китону удалось выжить и даже не покалечиться, когда он совершил случайный полет с лестницы.

Линдер был величайшим комиком мирового кино, оказавшим грандиозное влияние на развитие французской и мировой комедии. В 1964 г. его дочь Мод Линдер выпустила фильм «В компании Макса Линдера», обошедший экраны всего мира – в нем соединены три среднеметражные комедии этого актера, из них самая удачная – пародийные «Три мушкетера».

 

ü Маркс (Marx) братья: Чико (Леонард) (1886–1961), Харпо (Адольф Артур) (1888–1964), Граучо (Джулиус Генри) (1890–1977), Гуммо (Милтон) (1893–1977), Зеппо (Герберт) (1901–1979), американские актеры.

Родились в семье актеров водевиля и варьете. С ранних лет на сцене в амплуа комиков-эксцентриков, блестящих импровизаторов, агрессивных мастеров разговорного жанра. Начиная с середины 20-х гг. их фарсы завоевывают провинциальную эстрадную сцену, а затем Бродвей. К этому времени определились четко обозначенные комедийные маски братьев: карикатурная пародия на делового человека, постоянно недовольного окружающими, обрушивающего на зрителя непрерывный поток слов – у Граучо (Ворчуна); рыжего ирландского клоуна, обуреваемого манией уничтожения всего, что только попадется на пути – у Харпо (любителя арфы); меланхолическая маска печального коверного родом из итальянской «комедии дель арте» – у Чико (Малыша). Этому трио время от времени подыгрывал четвертый – Зеппо. Самый положительный из братьев, Милтон, рано покинул семейный бизнес и занялся самостоятельным делом.

Первым из фарсов(автором большинства из них был Граучо) стал спектакль «Я хочу сказать, что она есть» (1924), за которым последовали «Кокосовые орешки» (1925) и «Расписные пряники» (1928). Два последних представления обратили на себя внимание голливудских продюсеров и были перенесены на экран в 1929 и 1930 гг., а также были сняты «Обезьяньи проделки» (1930), «Лошадиные перья» (1931), наконец, одна из самых знаменитых работ братьев Марксантивоенная сюрреалистическая комедия «Утиный суп» (1933). К сожалению, этот фильм не имел успеха, и комики несколько смягчают регистр своего юмора в таких лентах, как «Вечер в опере» (1935), «День на скачках» (1936), «День в цирке» (1939), «Поезжай на Запад» (1940), «Большой магазин» (1941), «Ночь в Касабланке» (1946), в которых они пародируют популярные жанры американского кино. Кинематографическая карьера братьев Маркс завершается в конце 40-х гг. («Счастлив в любви»). После перерыва последний раз снялись вместе в фильме «История человечества» (1957). Лишь один Граучо продолжает активно работать на радио и ТВ, публиковать книги воспоминаний о себе и братьях. На церемонии вручения премии «Оскар» в 1974 г. он удостаивается почетной премии за творчество.

ü Ллойд (Lloyd) Гарольд (1893–1971), американский актер.

Сын неудачливого фотографа, был владельцем бильярдного зала, потом сменил множество странных профессий. Начал выступать в проходных ролях в спектаклях передвижных театров. В 1912 г. появился в одном из эпизодов фильма компании Т. А. Эдисона. Затем получает небольшие роли в фирмах «Кистоун» и «Юниверсл». В 1914 г. продюсер Х. Роуч предложил Ллойду сняться в серии короткометражных комедий, но организовать их прокат не удалось. Только через год актер, поработав у М. Сеннета и вернувшись к Роучу, выступил в серии «Одинокий Люк» (1915–1917), где подражал Ч. Чаплину.

В 1917 г. по просьбе Роуча изменил облик персонажа на молодого человека в шляпе-канотье и роговых очках – рядового клерка, продавца, соседа по дому, человека с улицы. Кроме того, Ллойд понял необходимость снимать комедии по профессионально разработанному сценарию, подчиняя трюк логике сюжета.

В 20-е гг. он стал любимцем американского зрителя. В духе эпохи «просперити» в характере героя появляются упрямство, напористость и всепобеждающий оптимизм, который оправдывается в финале: выйдя победителем из множества сложных и смешных ситуаций, он завоевывает любимую девушку и место в обществе. Среди картин этого периода: «Бабушкин внучек» (1922), «Наконец в безопасности» (1923), «Женобоязнь» (1924), «Первокурсник» (1925), «Младший брат» (1927).

Великолепный спортсмен и средний актер, Ллойд обязан успехом комедийной выдумке и мастерству сценаристов и режиссеров (Х. Роуч, Ф. Ньюмейер, Т. Уайльд), профессионализму и бесстрашию, с которыми он исполнял опаснейшие трюки, а также бытовой достоверности атмосферы, окружавшей его персонажей.

Появление звука подорвало популярность комика, который пытается дополнить свои гэги звуковыми эффектами, но появляется все реже и реже, например «Безумие кино» (1932); «Кошачья лапа» (1934); «Млечный Путь» (1936); «Профессор Бивэйр» (1938); «Грехи Гарольда Диддлблока»/«Безумная среда» (1947). В 1952 г. Ллойд награжден специальной премией «Оскар» – как «мастер комедии и хороший гражданин». В 1962 г. он выпускает монтажную сборку эпизодов из своих фильмов под названием «Мир комедии Гарольда Ллойда», а год спустя – его продолжение «Смешная сторона жизни».

ü Китон (Keaton) Бастер (1895–1966), американский актер, режиссер, сценарист и продюсер. Настоящее имя – Джозеф Фрэнсис.

С трех лет выступал на эстраде в семейном акробатическом номере «Три Китона». К шести годам владел отличной акробатической техникой и с успехом участвовал в комедийных номерах. В 1917 г., после распада семейного трио, получил приглашение в ревю Шуберта, но вместо этого начал сниматься в комедиях известного комика Р. Арбакля (Фатти), первой из которых была «Мальчик из мясной лавки» (1917).

«Олух», первая комедия новой фирмы, переименованной в 1921 г. в «Бастер Китон продакшнз», уступала его прежним работам, но затем последовавшие картины («Одна неделя» (1920) и др.) укрепили репутацию Китона, не только исполнявшего главную роль, но и выступавшего в качестве соавтора сценария и одного из режиссеров.

Растущая популярность Китона, становящегося конкурентом Ч. Чаплина и Г. Ллойда, основывалась на несоответствии бесстрастной маски «человека, который никогда не смеется», и стремительно меняющихся драматических и комических ситуаций. «Великое каменное лицо», самый немой из комиков немого кино, он не только не был лишен эмоций, но и передавал тонкую гамму чувств своего персонажа с помощью выразительных движений, взглядов и едва уловимых изменений мимики. Изобретая и исполняя самые невероятные трюки, достигая при этом вершин пластической образности, Китон вносил в мир эксцентрической комедии непривычный смысл и содержание.

Исполненные горькой и тонкой иронии, его фильмы посвящены одинокому человеку, беззащитному в холодном и изначально враждебном мире цивилизации ХХ века. С 1923 г. Китон переходит к съемке полнометражных комедий, характеризующихся четкой структурой, продуманным монтажом, сложностью рискованных трюков и нарастающим ощущением непреодолимой пропасти между героем и окружающим его миром. Собранные вместе, эти картины: «Три эпохи» и «Наше гостеприимство» (1923); «Шерлок-младший» и «Навигатор» (1924) выходят далеко за рамки пародийных параллелей известных сюжетов или мифов и выражают трагическое мироощущение личности, ставшей заложницей технического прогресса и прагматического мышления. «Генерал» (1927), блистательная пародия на военную мифологию южан, оказывается последней великой картиной Китона.

В 30-е и 40-е гг. время от времени появляется на экране, но чаще выступает на сцене и в цирке. В последующие два десятилетия его можно увидеть в фильмах «Сансет бульвар» (1950), «Огни рампы» (1952), «Вокруг света в 80 дней» (1956), «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963), «Смешное происшествие на пути к Форуму» (1966). На церемонии вручения премии «Оскар» в 1960 г. был награжден специальной премией за «свои уникальные таланты, способствовавшие появлению бессмертных комедий на экране».

 

3. Первый звуковой фильм – «Певец джаза» (1927).

Фильм Алана Кросленда имел оглушительный успех и неудивительно – это была первая звуковая картина. Премьера фильма состоялась в октябре 1927 г. в Нью-Йорке. Огромные очереди желающих посмотреть фильм (а главное – услышать живые голоса актеров) вытянулись к кассам кинотеатров. Студия «Уорнер Бразерс» сделала безошибочный выбор и добилась беспрецедентного коммерческого успеха для того времени.

Сюжет мюзикла неприхотлив. Это рассказ о судьбе сына кантора, который не может сделать выбор между синагогой и шоубизнесом. На главную роль был приглашен Эл Джолсон – бродвейская звезда. Его гонорар по тем временам составил фантастическую сумму – 75 тыс. долларов, но участие знаменитого певца в фильме оказалось залогом успеха. Песни (особенно хит Ирвинга Берлина «Blue Skies»), исполненные Джолсоном, на следующий день после премьеры распевала вся Америка. Выход фильма в прокат был омрачен гибелью в автомобильной катастрофе Сэма Уорнера, из-за похорон которого никто из его братьев-продюсеров не смог присутствовать на премьере.

 

1. Вайль, П. Золотые ворота : Лос-Анджелес – Ч. Чаплин ; Сан-Франциско – Д. Лондон // Гений места / Петр Вайль ; послеслов. Л. Лосева. – М. : Независимая газета, 2000. – С. 11–32.

2. Добротворский, С. Человек, который никогда не смеялся [Бастер Китон] // Добротворский, С. Кино на ощупь : сб. ст., 1990–1997 / С. Добротворский. – 2-е изд., доп. – СПб. : Сеанс, 2005. – С. 268–273.

3. Козак, А. Человек, которого принято ненавидеть. Киноодиссея Эриха Штрогейма // Культура. – 2002. – 22–28 августа. – С. 12.

4. Комики мирового экрана / под ред. Р. Юренева. – М. : Искусство, 1966. – 288 с.

5. Рогова, В. «Бродяга и джентльмен, поэт и мечтатель» [Чарли Чаплин] // Искусство в школе. – 2004. – №3. – С. 55–57.

6. Романенко, А. Феномен Чаплина // Искусство в школе. – 2002. – №5. – С. 48–55.

7. Цивьян, Ю. О Чаплине в русском авангарде и о законах случайного в искусстве // Новое лит. обозрение. – 2006. – №5 (81). – С. 99–114.

 

1. Фрагменты из д/ф «Чаплин сегодня» (2004): «Золотая лихорадка» (1925), «Великий диктатор» (1940).

2. Фрагмент из х/ф «Огни большого города» (1931) / Ч. Чаплин.

3. Фрагменты из д/ф «Чарли: жизнь и искусство Чарли Чаплина» (2007) / Ричард Шикель.

4. Отрывок из передачи «Ч. Чаплин – Лос-Анджелес» цикла «Гений места»(Телеканал «Культура», 2006)/ П. Вайль.

5. Отрывки из передач цикла «Легенды мирового кино»(Телеканал «Культура», 2004, 2007): Чарльз Спенсер Чаплин; Братья Маркс.

6. Отрывок из передачи цикла «От киноавангарда к видеоарту»(Телеканал «Культура», 2002): «Эксцентрика века».

7. Отрывки из передач цикла «Комедианты» (Телеканал «Культура», 2005): Макс Линдер, Гарольд Ллойд, Бастер Китон.

8. Фрагменты х/ф с участием Бастера Китона: «Электрический дом»; «Гостиная. Спальня. Ванная».

9. Фрагмент из д/ф «Нанук с Севера» (1922) / Р. Флаэрти.

10. Отрывок из передачи «Александр Сокуров и «Человек из Арана» РобертаФлаэрти» цикла «Фильмы моей жизни» (Телеканал «Культура», 2004).