Основные тезисы

Видеопрактика

Литература

Вывод.Авангардистские течения в европейском кинематографе ориентированы не на театр и литературу, а на живопись. Задачей авангардистских произведений является запечатление не реальности, а субъективных переживаний.

1. Аронсон, О. Бунюэль // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – М. : Российская политич. энциклопедия (РОСПЭН), 2003. – С. 99–100.

2. Босенко, В. Дрейер // Искусство. – 2002. – №12 (252). – 16–30 июня. – С. 5–7.

3. Бунюэль, Л. Мой последний вздох [Электронный ресурс] / Луис Бунюэль ; пер. с фр. А. Брагинского. – Режим доступа: http://reliquarium.by.ru/html/fiction/bunuel/remem.shml или http://kinocenter.ru/lib.html.

4. Бунюэль о Бунюэле / пер. с фр., предисл. К. Долгова. – М. : Радуга, 1989. – 384 с. : ил.

5. Вайль, Петр. В сторону рая : Барселона – Гауди ; Сантьяго де Компостела – Бунюэль // Гений места / Петр Вайль ; послеслов. Л. Лосева. – М. : Независимая газета, 2000. – С. 279–304. – (Эссеистика).

6. Галлеев, Б. Абстрактное кино // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – М. : Российская политич. энциклопедия (РОСПЭН), 2003. – С. 16–18.

7. Гусев, А. Субъективная камера в постклассическом зарубежном кинематографе (1960–2000) // Киноведческие записки. – 2006. – №79. – С. 217–248.

8. Добротворский, С. Киноавангард – нарушитель конвенции // Кино на ощупь: сб. ст. : 1990–1997 / Сергей Добротворский. – 2-е изд., доп. – СПб. : Сеанс, 2005. – С. 167–179.

9. Дуларидзе, Л. Бунюэль // Искусство. – 2002. – №18 (258). – 16–30 сент. – С. 5–8.

10. Кракауэр, З. От Калигари до Гитлера : Психологическая история немецкого кино / Зигфрид Кракауэр ; пер. с нем. ; вступ. ст. Р. Юренева. – М. : Искусство, 1977. – 320 с. : ил.

11. Куликова, И. С. Экспрессионизм в искусстве / И. С. Куликова. – М. : Наука. 1978. – 184 с.

12. Петровская, Е. Фотогения и фотографичность // Киноведческие записки. – 2000. – №47. – С. 144–148.

13. Ришар, Л. Кино // Энциклопедия экспрессионизма : живопись и графика ; скульптура ; архитектура ; литература ; драматургия ; театр ; кино ; музыка / Лионель Ришар ; пер. с фр. ; науч. ред. и авт. послеслов. К. М. Толмачев. – М. : Республика, 2003. – С. 299–338.

14. Руднев, В. «Золотой век» // Энциклопедический словарь культуры ХХ века : ключевые понятия и тексты / Вадим Руднев. – М. : Аграф, 2003. – С. 145–148.

15. Садуль, Ж. Луи Деллюк и французский импрессионизм // Садуль. Ж. Всеобщая история кино. Т. 4 (Первый полутом) : Послевоенные годы в странах Европы 1919–1929 / Жорж Садуль; пер. с фр. – М. : Искусство, 1982. – С. 52–155.

16. Садуль, Ж. Французское кино 1925–1929 годов // Садуль. Ж. Всеобщая история кино. Т. 4 (Второй полутом) : Голливуд и конец немого кино 1919–1929 / Жорж Садуль; пер. с фр. – М. : Искусство, 1982. – С. 281–340.

17. Садуль, Ж. Открытие немецкого кино // Всеобщая история кино. Т. 4 (Первый полутом) : Послевоенные годы в странах Европы 1919–1929 / Жорж Садуль; пер. с фр. – М. : Искусство, 1982. – С. 427–527.

18. Сиривля, Н. «Кащей Бессмертный» и «Нибелунги» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.kinoart.ru/1997/3/15.html.

19. Шенье-Жандрон, Ж. Сюрреализм / Жаклин Шенье-Жандрон ; пер. с фр. С. Дубина. – М. : Новое лит. обозрение, 2002. – 416 с. : ил.

20. Kracauer, S. Von Caligari zu Hitler: Eine pcychologische Geschichte des deutschen Films / Siegfried Kracauer. – Frankfurt am Main Suhrkamp, 1993. – 479 s.

21. Deutsche Spielfilme von den Anfangen bis 1933 / Gunther Dahlke, Gunter Karl. – Berlin: Henschel Verlag, 1988.

 

1. Фильм «Андалузский пес» (1928) / Л. Бунюэль, С. Дали.

2. Фрагменты из х/ф «Кабинет доктора Калигари» (1919) / Роберт Вине; «Носферату, симфония ужаса» (1922); Последний человек» (1924) / Фридрих Вильгельм Мурнау; «Носферату, призрак ночи» (1978) / В. Херцог.

3. Фрагменты из х/ф «Скромное обаяние буржуазии» (1972) / Луис Бунюэль; «Бунюэль и стол царя Соломона» (2001), «Фламенко» (1995), «Танго» (1998) / Карлос Саура.

4. Отрывок из передачи цикла«Легенды мирового кино»(Телеканал «Культура», 2005): Луис Бунюэль.

5. Отрывки из передач цикла «От киноавангарда к видеоарту» (Телеканал «Культура», 2002): «Страх»; «Глаз в кино»; «Время изображения пришло!: хроника первого французского авангарда»; «Авангардисты поневоле».

6. Отрывок из д/ф «Дали и кино».

7. Отрывок из передачи «Три цвета французского авангарда» цикла «Документальная камера» (Телеканал «Культура», 2006).

 

 

Раздел 3. Американское кино 20-х годов

1. Крупнейшие режиссеры:

ü Флаэрти (Flaherty) Роберт(1884–1951), американский режиссер.

Родился в одном из маленьких городов штата Мичиган на границе США и Канады. Его отец, горняк и золотоискатель, часто уходил в длительные экспедиции и брал маленького Роберта с собой. В 1910 г., окончив колледж и начальные курсы горной школы, Флаэрти участвует в поисковых исследовательских походах, во время которых вел дневник. В Гудзоновом заливе он впервые снимает киноматериал из жизни канадских эскимосов, который во время монтажа был испорчен. Найдя субсидии для киноэкспедиции у одной торговой компании, Флаэрти осенью 1919 г. возвращается на Север и снимает будущий фильм «Нанук с Севера»,премьера которого состоялась в 1922 г. и принесла славу режиссеру. Картина явила не только выразительные сцены из неведомого цивилизованному миру почти первобытного быта северных народов, но и сформировала новый взгляд кинематографиста на реальность. Флаэрти не стремился к воспроизведению на экране мелких подробностей жизни своего героя, его волновала скрытая образная сущность внешне простых сцен бытия семьи Нанука. Поэтическая камера документалиста создает на экране величественную картину противостояния хрупкого, но наделенного могучей жаждой жизни человека и почти мистической грозной стихии Севера. Многие зрители и сегодня видят в фильме воплощение мифологической притчи о вечном конфликте Человека и Природы. Есть ли еще в истории кино пример, когда фильм, созданный в начале века, совершенно не поддается разрушающему воздействию времени?

Кинематограф свое существование начинал как хроникальный, но постепенно в глазах широкой публики на первое место стало выходить игровое кино. Нужно было появиться фильму «Нанук с Севера», чтобы стало понятно: фильм на документальном материале также может быть вполне самостоятельным художественным произведением. Не будучи ни профессиональным кинематографистом, ни ученым антропологом, Флаэрти показал, что существует другой подход, может быть не заменяющий традиционные художественные и научные методы, но претендующий на их синтезированиеили, по крайней мере, на создание нового направления, которое позднее получило название «визуальная антропология».Визуальная антропология оказалась своего рода синтезом двух новых социокультурных порождений XX века: антропологии, как современной философской дисциплины, и кинематографа. «В общем виде визуальную антропологию можно определить как комплексную (научную, творческую, организационную информационно-технологическую) деятельность, направленную на получение и внедрение в социальную практику аудиовизуальной информации о малоизвестных сторонах культуры с целью осуществления диалога культур» (Александров, Е. В. Визуальная антропология – путешествие на «машине времени» по чужим мирам // Обсерватория культуры. – 2006. – №2. – С. 61).

По приглашению главы английской школы документального фильма Дж. Грирсона Флаэрти приезжает в Англию и после совместной с Грирсоном ленты «Индустриальная Британия» (1932) снимает лучший свой фильм «Человек из Арана» (1934). Здесь вновь он обращается к жизни удаленных от цивилизации рыбаков на далеком острове в Северном море, предлагая зрителю увидеть за повседневными трудными буднями простых людей скрытый философский пафос вечного противостояния одухотворенной Жизни и слепой Стихии. Сокровенная тема Флаэрти раскрывается в неторопливом чередовании эпизодов борьбы рыбаков за существование, в образной пластике, в четких графических композициях. В 1934 г. фильм получил премию на МКФ в Венеции. Творчество Флаэрти осталось и по сей день притягательным художественным миром, где реальность преображается мощным талантом художника в невероятно емкие кинообразы, которые, сохраняя ауру естественной жизни, побуждают размышлять о Вечности.

ü Штрогейм (Stroheim) Эрих(1885–1957), американский режиссер, сценарист, актер, художник.

Родился в Вене, в небогатой еврейской семье и начинал свой путь в шляпной мастерской своего отца (согласно распространенному мифу, он происходит из аристократического рода Штрогеймов фон Норденвалей). Эмигрировав в США, Штрогейм перепробовал самые разные профессии, пока не попал в 1914 г. в Голливуд. Снимаясь в эпизодах в фильмах Д. У. Гриффита, он исполнял также обязанности ассистента режиссера и военного консультанта. В ряде лент, например, «Сердца мира» (1918) повторял придуманный им образ «гунна», жестокого и насмешливого прусского офицера с моноклем, – «человека, которого вы любите ненавидеть». После окончания войны уговорил хозяина «Юниверсл» К. Леммле дать ему постановку. Режиссерский дебют Штрогейма «Слепые мужья» (1919) имел успех как благодаря тщательности режиссуры, достоверности атмосферы и натуральности актеров, так и откровенности некоторых сцен. Сатирическое изображение европейской аристократии и высшего света, чье обаяние очаровывает наивных американок, которые хотели бы вырваться из пут викторианской морали, например, «Глупые жены» (1922), льстило американской публике, а глубина и сложность штрогеймовских персонажей выделяла его картины на фоне голливудской продукции. Вслед за трилогией о семейных отношениях, куда вошла и «Дьявольская отмычка» (1920), Штрогейм обращается к роману Ф. Норриса «Мак Тиг» и на гребне славы и признания ставит свой лучший фильм «Алчность» (1923–1925). Непримиримый конфликт с продюсером не помешал Штрогейму снимать мрачную историю моральной деградации главного героя и его жены в полном соответствии с оригиналом, добиваясь натуралистической достоверности деталей и атмосферы, сообщая им символическое звучание. Сатира на американский культ «просперити» и полное злого сарказма изображение обывателя сделали режиссера изгоем в глазах голливудских баронов. Непривычное сочетание сверхнатуралистической сочности с гротескным преувеличением превращало «Алчность» в метафору американского образа жизни и вызвало ярость «патриотов», назвавших картину «отвратительным эпосом сточных канав». Сверхдлинный фильм (42 части) был сокращен до 10 частей. Несмотря на скандал в связи с «Алчностью», Штрогейм смог поставить «Веселую вдову» (1925, по мотивам оперетты Ф. Легара), использовав сценарий как повод для злой сатиры на светское общество и его лицемерную мораль. Режиссер продолжил свою атаку на представленную Веной Габсбургов жизнь верхов в картине «Свадебный марш» (1928), а в «Королеве Келли» (1928) высмеял розовые идиллии и мифы Голливуда 20-х гг. Обе ленты заканчивали другие режиссеры, как и последний американский проект «Прогулка по Бродвею» (1932), который был переснят и вышел год спустя под названием «Хэлло, сестра!» (1933). А Штрогейм был вынужден переехать во Францию, появляясь в ряде фильмов в ролях злодеев и оставив несколько актерских шедевров, например, фон Рауфенштейн в «Великой иллюзии» (1937).В годы войны вернулся в США и снимался в антифашистских картинах, в том числе в «Северной звезде». Последняя крупная роль в кино – во многом перекликающийся с его собственной судьбой образ бывшего кинорежиссера, ныне дворецкого у стареющей звезды в фильме Б. Уайлдера «Сансет бульвар» (1950).

 

ü Чаплин (Chaplin) сэр Чарльз Спенсер (1889–1977), американский актер, режиссер, сценарист, продюсер, композитор.

Родился в Лондоне, в семье актеров варьете. С 1897 г. выступал в мюзик-холле, в 1907–1912 гг. – в театре Ф. Карно, где в совершенстве овладел искусством пантомимы, пластики, выразительности движений. Дар импровизации и меткие бытовые зарисовки предопределили успех Чаплина в Англии и во время американских гастролей 1910–1912 гг. В декабре 1913 г. он подписал контракт с американской кинокомпанией «Кистоун», где стал сниматься у М. Сеннета. В 1914 г. дебютировал в эксцентрической комедии «Зарабатывая на жизнь». Исполняя роли хлыщеватых мерзавцев, он присматривался к работе сеннетовских режиссеров, анализируя характерные черты американской комической школы и системы комедийных масок, основанных на несоответствии жизненной роли персонажа и его внешности. Появившись в 12 лентах, Чаплин снимает самостоятельно комедию «Застигнутый дождем» (1914). В 1915 г. он уходит в фирму «Эссеней», где в поставленных им по собственным сценариям фильмах постепенно возникает образ бродяги Чарли. Завоевав в комедиях Сеннета невиданную популярность, Чаплин не сразу преодолевает инерцию бездумной эксцентриады. Все же материал его лент приближается к реальной жизни, а условные персонажи приобретают черты реальных людей, переживающих подлинные радости и горести. В фильмах «Бродяга» (1915), «Завербованный» (1915), «Банк» (1915) новый внешний облик героя-оборванца соответствует его человеческой сущности и социальному положению – одинокого и беззащитного аутсайдера, отвергнутого миром. В 1916 г. Чаплин подписывает контракт с фирмой «Мьючуэл», обеспечив себе творческий контроль и право снимать не более 12 фильмов в год. В лучших фильмах, таких как «Тихая улица» (1917), «Иммигрант» (1917) и «Собачья жизнь» (1918), «На плечо» (1918), завершается эволюция образа маленького человека, олицетворяющего бесправный мир обездоленных, которому противостоят богатство, насилие и лицемерие современной цивилизации.С каждой новой работой Чаплина требования комедии положений приводились во все большее соответствие с требованиями драматического конфликта добра и зла, бедности и богатства, справедливости и «общественного порядка» – драматизм уравновешивал эксцентриаду, смеху сопутствовали слезы, например в фильмах «Малыш» (1921), «Пилигрим» (1923). Один из учредителей прокатной компании «Юнайтед Артистс» (1919), Чаплин стремился к полной независимости и в 1923 г. основал «Чарльз С. Чаплин филм корпорейшен». Необходимость этого шага подтвердили проблемы с прокатом драмы «Парижанка» (1923), направленной против ханжества и аморальности консервативного общества. Последующие фильмы Чаплина 20-х гг., такие как «Золотая лихорадка» (1925), «Цирк» (1928), демонстрируют зрелый талант художника, подчинившего свой комедийный дар и выразительные возможности жанра высокой цели осмысления и выражения трагических конфликтов века материального прогресса и духовного одичания. В 30-е гг. осознание бесплодности усилий «одинокого искателя» в фильмах «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1936) стало кульминацией темы маленького человека, прологом к неизбежному протесту и эволюции героя, который вырос из своей маски Чарли. Эта эволюция составляет смысл сатирической комедии «Великий диктатор» (1940), где Чаплин появляется в ролях двух полярных персонажей – еврея-парикмахера и диктатора Хинкеля и завершает картину прямым призывом к простым людям не подчиняться насилию. В годы маккартизма Чаплин снял пессимистический философский этюд «Мсье Верду» (1947), впервые показав поражение маленького человека. Изгнанный из США после завершения работы над лирической драмой «Огни рампы» (1952), Чаплин отвечает сатирой на Америку в годы Маккарти «Король в Нью-Йорке» (1957). Последний фильм Чаплина «Графиня из Гонконга» (1967) разочаровывает его поклонников. В 1972 г. посетил США, чтобы получить еще одну специальную премию «Оскар» – «за неоценимое влияние, оказанное им на превращение кино в искусство ХХ века». В 1975 г. королевой Великобритании Елизаветой II возведен в рыцарское достоинство (сэр).

 

ü Чаплин Джералдина(р. 1944), американская актриса.

Дочь Ч. С. Чаплина. Снялась в маленьких эпизодах в фильмах отца «Огни рампы» (1952) и «Графиня из Гонконга» (1967). Училась в Королевской Лондонской балетной школе в 1962–1964 гг. Кинокарьера Дж. Чаплин началась с французской ленты «Прекрасным летним утром» (1964), где она выступила в дуэте с Ж.-П. Бельмондо. Известность пришла к ней после фильма Д. Лина «Доктор Живаго» (1965), хотя в роли Тони актриса еще не раскрыла свой потенциал. Творческую судьбу Чаплин определил испанский режиссер Карлос Саура, предлагавший ей главные роли почти во всех своих картинах в 1968–1979 гг. В этом союзе произошло совпадение оригинальной индивидуальности актрисы и художественного мира режиссера. В первой их совместной ленте «Мятный коктейль» (1968) Чаплин сыграла сразу двух героинь, контрастных по облику и характеру, существующих в атмосфере реального и воображаемого. Подобные «двойные» роли, образы-отражения она создала в фильмах Сауры «Выкорми ворона» (1975) и «С завязанными глазами» (1978).

В 80-е гг. актриса в основном снималась в Европе. 90-е гг. не одарили Чаплин главными ролями, она больше появляется в эпизодах, играя своих персонажей с присущим ей мастерством: «Век невинности» (1993) М. Скорсезе, «Одиссея» (1997) А. Кончаловского. Событием в жизни актрисы стало участие в кинобиографии отца, поставленной Р. Аттенборо, – «Чаплин» (1992), где она исполнила роль собственной бабушки. Актриса востребована и в современном кино. Недавняя блестящая работа в фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» (2002).

 

2. Великие комики мирового кино:

ü Линдер (Linder) Макс (1883–1925), французский актер, один из крупнейших кинокомиков мира.

Настоящие имя и фамилия – Габриель Левьель. Свой псевдоним придумал, взяв имя у одного и слегка измененную фамилию – у другой, и под этим псевдонимом добился первых успехов: студия «Патэ» предложила ему сниматься в комедиях вместо уехавшего в Италию популярного Андре Дида. Персонаж «Макс» – элегантный субтильный господин из буржуазного класса, вечно попадающий в комические ситуации, близкий к персонажам театральных пьес Этьена Лабиша «Макс ищет невесту», «Макс находит невесту», «Макс женится» (1910), «Макс и теща» и мн. др. Он чрезвычайно органичен именно для немого кино, переносил в ранний кинематограф традиции французского буржуазного водевиля.

Перед Первой мировой войной Линдер завоевывает невероятную популярность во всей Европе: становится «королем комедии», встречи с которым ищет тогдашний «Шарло» (на французский манер) – Чарли Чаплин, называвший себя его учеником.После окончания Первой мировой войны едет сниматься в США: «Макс в Америке», «Макс в такси» (1917), «Макс на корабле», 1916 и др., однако возвращается во Францию в связи с ухудшением здоровья, которое у Линдера всегда было хрупким, и пишет вместе с Абелем Гансом сценарий фильма «На помощь!» (1923). В это время искусство кинокомедии сильно продвигается вперед, и Линдер не может конкурировать с Чаплиным, Бастером Китоном, Гарольдом Ллойдом, стремительно приобретающими славу – такую же, какая была у него перед войной.