Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах.

Выводы: 1.В отличие от других видов искусства кино имеет доподлинно известные место и дату рождения. 2.С самого своего рождения кино обладало такими качествами, как демократичность и доступность. 3. Практически все существующие виды искусства связаны с кино: кино – синтетический вид искусства. Практически каждый вид искусства так или иначе повлиял на развитие кино, «поделился» своими выразительными средствами, приемами. Но эта связь не только односторонняя.

Зрелищные (игровые) искусства:хореография, театр, эстрада, цирк, кино, телевидение.

Все классификации предельно условны.

Традиционные искусства:

– мусические (в качестве материала – сам человек): литература, музыка, пение, танец, театр, цирк, пантомима);

– технические(в качестве материала – естественные, природные материалы): живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, дизайн.

Техногенные искусства:фотоискусство, радиоискусство, телевидение, кино, видео-арт, медиа-арт, нет-арт.

Экранные искусства: телевидение, кино, видео-арт, медиа-арт, нет-арт.

3.2. Аудиовизуальная (экранная) культура –область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение,видео, системы мультимедиа). Аудиовизуальная культура – способ фиксации и трансляции культурной информации.

 

3.3. Кинематограф – составная часть массовой культуры.Массовая культура – это культурная ситуация, соответствующая определенной форме социального устроения. Одно из основных направлений массовой культуры – индустрия досуга, включающая массовую художественную культуру («развлекательные» жанры кино; телевидение;шоу-индустрия и т. д.), массовые постановочно-зрелищные представления. Кино как зрелище.В своей вековой эволюции киноискусство разрывалось между противоположными началами – зрелищностью и повествовательностью. Кино в начале своей истории – массовая ярмарочная забава, балаганное зрелище. В ХХI веке возрождение зрелищности кино (электронные средства монтажа, техническое переоснащение кинозалов). Повествование – территория телевидения (сериалы).

 

3.4. Кинематограф – составная часть медиакультуры(от лат. media – средство, посредник). Медиакультура – это со­вокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-историчес­кого развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Все виды медиа (аудиалъные, печатные, визуальные, аудиовизуальные) включают в себя культуру передачи ин­формации и культуру ее восприятия; медиакультура может выступать и системой уровней развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д.

3.5. Кинематограф – одно из средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация –это процесс распространенияинформации (знания, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. д.) с помощью средств печати, радио, кино, телевидения,Интернета на большие рассредоточенные аудитории. Массовая коммуникация – это социально-ориентированный опосредованный вид общения; его главной функцией является не просто информирование, но и соединение рассредоточенных индивидов в социальной среде.

Информация, которая содержится в художественном произведении, – это не бытовая информация. У художественной информациисвоя специфика. В ее рамках коммуникация – не просто общение, но и получение сообщения, а в искусстве это сообщение особого рода. Его особостьсвязана с тем, что существует возможность рассмотрения художественного произведения как знака. Основное качество художественнойинформации, которое выделяет российский философ М. С. Каган: «непереводимость в любую другую знаковую систему, невозможность ее «перекодирования» даже на другой художественный язык». Действительно, если научная информация легко переводится в любую другую систему, то художественная на это не способна.

Для выражения всего богатства художественного содержания искусству недостаточно одного языка. Ему необходим и музыкальный, и пластический, и живописный, и другие языки, позволяющие раскрыть разные стороны поэтической действительности. А отсюда выводится необходимость в целой серии знаковых систем.

Предметом семиотики являются любые объекты, которые могут рассматриваться в каче­стве языка. «Язык – это знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, хранение и пе­редачу информации и т. п.». У истоков семиотики – труды философов начала XX века Ч. Пирса и Ф. де Соссюра, первыми исследовавших природу языка, в результате чего начинает складываться новая научная дисциплина, изучающая все знаковые системы. Как самостоятельная наука семиотика возникла в 50-е годы на пересечении структурной лингвистики, кибернетики и теории информации. Это был период, когда интенсивно развивались массовые средства коммуникации, особенно печать, радио, кино и телевидение. Большой вклад в развитие науки о знаковых системах культуры внесли многие отечественные и зарубежные исследователи: А. Базен, Р. Барт, М. Бахтин, В. Библер, Ж. Бодрийяр, Л. Выготский, К. Леви-Строс, Ю. Лотман, Ю. Кристева, Ж. Пиаже, Ю. Тынянов, У. Эко, Р. Якобсон, М. Ямпольский и др. «Всякая система, служащая целям коммуникации, – утверждает культуролог Ю. М. Лотман, – может быть определена как язык».

Содержание культуры находит выражение в языке. Всякий разговорный язык – система знаков, или код, с помощью которого люди общаются, выражают или передают друг другу информацию. Существуют и другие знаки и системы знаков: язык жестов, дорожные знаки. Языкомв широком смысле называют не только разговорный вербальный язык, но любую систему знаков, которая может использоваться людьми в информационно-коммуникативных целях.

Культура – мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация. Явления культуры – это знаки и совокупности знаков (тексты; например, кинотекст), в которых закодирована социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл.Основные типы знаков и знаковых систем: естественные (дым, приметы погоды, следы зверей); функциональные знаки (очки, поступки); иконические знаки (знаки-рисунки); конвенциональные знаки (сигналы и индексы); вербальные знаковые системы (естественные языки); знаковые системы записи.