ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестантизм представляет собой буржуазную разновидность христианства. Он возник в XVI в. в результате мощного антифеодального и антикатолического движения в ряде европейских стран. Бесцеремонная продажа индульгенций католической церковью послужила поводом к открытому выступлению против нее немецкого богослова Мартина Лютера, который 31 октября 1517 г. прибил на двери храма в Виттенберге 95 тезисов против

учения о спасении заслугами святых, о чистилище, посреднической роли духовенства. В последующем Лютер отверг папскую власть, противопоставил авторитету иерархии священное писание и учение о том, что каждый христианин может спастись только верой в искупительную жертву Христа. Лютер перевел на немецкий язык Библию, выдвинул требования упростить обрядность, ликвидировать монашество, подчинить церковь светской власти. Все это отвечало интересам бюргерства, составившего под водительством Лютера и его сподвижника Меланхтона умеренное направление немецкой Реформации.

В реформаторское движение в Германии включались и крестьянско-плебейские слои, возглавляемые Томасом Мюнцером. Учение Мюнцера о «царстве божием на земле» фантастически предвосхитило общество без частной собственности и классовых различий. Вождями Реформации в Швейцарии были Ульрих Цвингли и Жан Кальвин, осуществившие наиболее радикальные преобразования культа и церковного устройства в интересах буржуазии. В реформе были заинтересованы и некоторые государи, настроенные против церковного землевладения, монашества, выплат крупных денежных средств папскому престолу и его вмешательства в их политику. Группа немецких князей в 1529 г. заявила «протест» против отмены Шпейерским рейхстагом их права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526 г. С этим событием связано происхождение термина «протестантизм», который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией, возникших в эпоху капитализма. Поражение народного крыла Реформации в Крестьянской войне 1525 г. в Германии, католическая реакция («контрреформация») и религиозные войны XVI— XVII вв. повлияли на становление ранних разновидностей протестантизма: лютеранства, кальвинизма, англиканства, меннонитов, квакеров и др.

Особенности вероучения. Борьба буржуазии с феодализмом на первом этапе была направлена против католической церкви, освящавшей феодальный строй. Учению о посреднической роли церковной иерархии, наделенной властью прощать грехи, раздавать благодать в таинствах, учить прихожан вере, устанавливать «добрые дела», реформаторы противопоставили личные отношения человека с богом, право

каждого верующего свободно читать и истолковывать Библию. Во всех конфессиях протестантизма Библия объявлена единственным источником вероучения, а предание отвергается либо используется лишь в той мере, в какой признается соответствующим писанию. Особое значение в этой связи приобрел перевод Библии на национальные языки.

Исключительно важная роль в протестантизме отводится догмату грехопадения человека и учению об оправдании. Согласно учению большинства конфессий протестантизма, первородный грех не только повредил природе человека, как учат православие и католицизм, но и целиком извратил ее. Спасение может прийти только как результат божественного вмешательства, «даром данной благодати». Основополагающим в вероучении большинства конфессий протестантизма является догмат о спасении одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (таинства, аскеза, добрые дела) считаются несущественными.

Реформаторы восприняли и переосмыслили также учение Августина, согласно которому бог заранее избрал одних людей к спасению, других — к гибели. Фаталистическая концепция предопределения, впрочем, не ущемляла буржуазной инициативы, так как была дополнена волюнтаризмом. Божественное решение, кто оправдан, а кто нет, рассматривается протестантскими богословами как нечто неизвестное людям в их земной жизни. В то же время личный успех, богатство, непреклонность к противникам, особые переживания «возрождения», осознание «прощения грехов» считались знаками божественного избрания.

Чрезвычайно важным в протестантизме является и принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу избранности и крещения получает и «посвящение», а потому в своем отношении с богом не нуждается ни в каких посредниках, имеет право на проповедь и совершение богослужения. Этот принцип снимает догматическое различие священника и мирянина. Согласно учению протестантов, церковь — это «невидимое общество святых, оправданных и возрожденных», которому может и не соответствовать видимая историческая церковь.

Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление культа, отверг молитву за умерших, поклонение богородице и святым, почитание мощей, икон и других

реликвий. В отличие от католического и православного учения о таинствах протестанты рассматривают их как символы духовного действия благодати или трактуют как обряды, назначение которых — напоминать об Иисусе Христе и спасении рода человеческого. На передний план в богослужении большинства направлений протестантизма выдвигается проповедь.

В протестантской идее бога мистифицируется общественная жизнь, положение человека в стихии капиталистического производства. Бог понимается как абсолютно произвольно действующая личность, строгий судья, осуждающий и оправдывающий грешника, партнер, требующий сознательного обращения к вере, инициативы и ответственности. Все это приводит к тому, что, с одной стороны, экономика, политика, семья и культура выводятся из-под формального религиозно-церковного санкционирования и регулирования. Но с другой стороны, все эти социальные сферы и всякая деятельность человека в своей мотивации приобретают религиозный смысл. «...Лютер,—писал К. Маркс, — победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека»5.

Лютеранская, или евангелическая, церковь. Движение, возглавляемое Лютером, вначале носило антифеодальный характер. Но борьба с крестьянски-плебейским крылом Реформации обусловила сближение лютеранства с феодальной реакцией, поставила его на службу немецким князьям, которые были объявлены главами национальных церквей. Провозгласив разрыв с католицизмом, лютеранство тем не менее сохранило некоторые общие с ним черты. Как и католицизм, оно признает авторитет «символа веры», имеет свои вероучительные книги: «Аугсбургское исповедание» (1530), «Книга согласия» (1580), катехизисы Лютера. На передний план в лютеранской концепции спасения выдвигается личное отношение человека к богу, «обращение» и «оправдание верой независимо от дел закона».

5 Там же. Т. 1. С. 422-423.

Отношение лютеранства к обществу обосновывалось учением о различении «двух царств»: правления духовного (благодать. Евангелие, вера) и правления мирского, временного (закон). Лютер требовал от христианина подчиняться светской власти, так как даже несовершенный и несправедливый мирской порядок делает возможной духовную свободу. Христианин вынужден служить обеим формам правления, так как является гражданином обоих царств, но не должен смешивать духовную и мирскую власть. Тем самым снимается вмешательство церкви в светские дела, но при этом сама мирская деятельность понимается и как служение богу.

Лютеранство сохраняет епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), остатки литургии. Оно признает два таинства: крещение (младенцев) и причащение. В лютеранских храмах нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства, алтарь, используется органная музыка и хоровое пение. Центральное место в лютеранском богослужении занимает проповедь.

Лютеранство — одна из самых многочисленных конфессий современного протестантизма, особенно влиятельная в ФРГ, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. В 1947 г. основан Всемирный лютеранский союз, объединяющий значительную группу лютеранских церквей. В СССР лютеранство сохраняется главным образом в Прибалтике. Лютеранские церкви в Эстонии, Латвии и Литве имеют свои руководящие центры. Одобряя социалистические общественные отношения, духовенство этих церквей осовременивает свои проповеди. Пытаясь преодолеть кризис религиозности, оно стремится подчеркнуть связь лютеранства с национальными и культурными традициями, акцентирует внимание на нравственных проблемах.

Кальвинизм. В кальвинизме нашли наиболее последовательное воплощение антикатолические требования буржуазии. В 1536 г. Ж. Кальвин издал в Базеле (Швейцария) свое главное сочинение «Наставления в христианской вере». В 1542 г. вышел его «Женевский катехизис». В отличие от лютеранства в кальвинизме нет общеобязательного символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Тем не менее в сочинениях Кальвина протестантская догматика приведена в теологическую систему. Доминирующее значение Кальвин придавал доктрине о предопределении. Согласно Кальвину, бог избрал одних

к вечному блаженству, других — к погибели. Человек спасается потому, что избран к спасению и получает дар веры. При этом кальвинизм требует от индивида инициативы: он должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен. Фаталистическая доктрина о предопределении неоднократно смягчалась кальвинистскими теологами. Богословы крупных реформатских церквей в настоящее время истолковывают предопределение как предузнание богом судьбы человека и как то, что на оправдание нельзя повлиять делами, его следует рассматривать как результат благодати. Однако некоторые секты настаивают на учении о предопределении каждого человека к спасению или гибели, нередко используя эту доктрину для обоснования реакционных социально-политических позиций.

Характерным для кальвинизма является учение о «мирском призвании» и «мирском аскетизме». Свидетельством возможной избранности может рассматриваться успех в предпринимательстве, профессиональной деятельности. Ради этого кальвинист должен отказываться от мирских наслаждений, расточительности, вести скромный образ жизни. Ф. Энгельс писал о протестантском мирском аскетизме, что весь его секрет состоит в буржуазной бережливости6.

Ритуальная сторона кальвинизма отличается наиболее радикальным реформаторством: отброшены почти все внешние средневековые атрибуты культа (алтарь, иконы, свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Проповедь — центральный элемент богослужения, которое включает также пение псалмов и молитвы. Общины возглавляются выборными пресвитерами и пасторами. Современный кальвинизм представлен реформатскими и пресвитерианскими церквами, а также общинами конгрегационалистов, настаивающих на автономии и самоуправлении местных церквей. Стремление к интеграции, усилившееся в протестантизме с концаXIX в., привело к образованию Всемирного альянса реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианского вероисповедания (1875), и Международного союза конгрегационалистских церквей (1891). Последователей кальвинизма особенно много в Швейцарии, Голландии, Англии, Шотландии, ФРГ,

6 См. там же Т 2. С. 378

США. В СССР незначительное число реформатов имеется в Закарпатье и Прибалтике.

Англиканская церковь. Реформация в Англии началась по инициативе правящих кругов. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви, которая провозглашалась независимой от папы. В Англии были закрыты монастыри, а их имущество конфисковано. Вероучение англиканства представляет собой конгломерат католицизма, лютеранства и кальвинизма. Оно изложено в «Книге общинного богослужения» (1549) и «Символе веры» (1571), состоящем из 39 статей. Концепция спасения соединяет принцип спасающей силы церкви, унаследованный от католицизма, с лютеранским учением о спасении одной только верой. Англиканство сохранило пышный культ и епископат во главе с архиепископом Кентерберийским. Англиканские церкви существуют в Англии, Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и некоторых других странах. Сохраняя самостоятельность, они входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган — Ламбетские конференции, созываемые с середины XIX в.

Квакеры.В период Английской буржуазной революции XVII в. возникло «Христианское общество друзей внутреннего света». Его основатель ремесленник Джордж Фоке провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом» и в сердце верующего слышен голос, указывающий добро. За экстатические приемы достижения «общения с богом» последователи этого движения получили название квакеров, т. е. «трясунов». Считая священное писание единственным источником вероучения, а «озарение» — высшим проявлением веры, квакеры отвергли духовенство и внешний культ, провозгласили равенство всех членов общины. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с богом и проповеди. Прежние приемы достижения религиозного экстаза в настоящее время не практикуются. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде и некоторых других странах. Сохраняя верность пацифизму, квакеры осуждают насилие, войну, принимают активное участие в борьбе за мир.

Методизм. Движение возникло как попытка преодолеть религиозный индифферентизм в англиканстве в XVIII в. Название связано с требованием методического соблюдения предписаний религии. Отпочковавшись в 1791 г. от англиканской церкви, методисты упростили вероучение англиканства, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения верой методисты соединяют с учением о добрых делах и способности человека к нравственному самосовершенствованию. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет. Методизм распространен во многих странах, особенно в США, Великобритании и Австралии. В СССР существует Эстонская методистская церковь, имеющая небольшое число последователей,

Меннониты. Эта конфессия получила название по имени голландского проповедника Менно Симонса, который отстаивал необходимость крещения взрослых, требовал отказа от военной службы, присяги, суда. Учение меннонитов провозглашает религиозное равенство всех члеьюв общины, декларирует непротивление злу насилием. Из Голландии и Германии меннониты расселились по многим странам, включая Россию. В настоящее время их число невелико; они проживают в США, Канаде, Голландии, ФРГ и других странах. Международным органом меннонитов является Всемирная конференция. Общины меннонитов имеются в СССР.

Баптизм. Первые баптистские общины возникли в начале XVII в. в Амстердаме среди английских эмигрантов-конгрегационалистов. Это было радикальное протестантское течение, близкое к меннонитам, от которых они заимствовали принцип крещения взрослых. С этим связано и название конфессии, которое происходит от греч. «баптидзо» — погружать в воду, крестить. Баптисты формировались в основном из мелкой буржуазии и требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. Распространение баптизма начинается в Англии с 1612 г., а с 1639 г. баптизм появляется в Северной Америке. В XVIII—XIX вв. баптистские общины возникают во многих странах Европы. Баптизм — самая многочисленная конфессия протестантизма. Наиболее крупные баптистские организации созданы в США. В 1905 г. образован Всемирный союз баптистов.

Вероучение баптизма основано на лютеранстве и кальвинизме. Особое значение придается личной вере. Крещение рассматривается как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины (приближенные) допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление (причащение) рассматриваются как обряды, символизирующие веру и духовное единение с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности. Провозглашая принцип всеобщего священства, допуская всех членов церкви (в последнее время и женщин) к проповеди, баптисты, однако, имеют постоянных служителей культа. Общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают дьяконы и проповедники.

Во второй половине XIX в. баптизм распространяется в России, первоначально на Украине и в Закавказье, среди крестьян и мелкой буржуазии. В 70-х годах XIX в. в России появляется также близкое к баптизму течение евангельских христиан, которые преимущественно обращались к новозаветным текстам. Верхушка баптистов и евангельских христиан поддерживала царизм, враждебно отнеслась к Великой Октябрьской революции, противилась социалистическим преобразованиям. Под давлением успехов социалистического строительства, изменения социальной ориентации верующих руководство баптистов и евангельских христиан перешло в середине 20-х годов на лояльные позиции.

В результате слияния баптистов и евангельских христиан, к которым присоединилась и часть пятидесятников, в 1944—1945 гг. возник Союз евангельских христиан-баптистов СССР. В 1963 г. в его ряды вошли близкие к баптизму братские меннониты. Во главе этого объединения стоит избираемый съездом Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов СССР (ВСЕХБ) с резиденцией в Москве.

ВСЕХБ через старших пресвитеров (по областям, группам областей, республикам) руководит деятельностью местных общин, представительствует в международных организациях, издает журнал «Братский вестник», осуществляет подготовку проповедников (заочные библейские курсы). ВСЕХБ является членом Всемирного союза баптистов, Всемирного совета церквей и других международных организаций. Евангельские христиане-баптисты отмечают крупные христианские праздники, связанные с личностью Христа, и имеют свои праздники — «день жатвы» и «день единства». Главные обряды — крещение, хлебопреломление (совершаемое один раз в месяц) и рукоположение (пресвитеров). Богослужение состоит из проповедей, молитв и пения религиозных гимнов.

В начале 60-х годов из ВСЕХБ выделилась группировка, возглавляемая Советом церквей ЕХБ(СЦЕХБ). Ее руководители заняли экстремистские позиции, потребовали усилить религиозное воспитание детей и молодежи, нарушали советское законодательство о религиозных культах. В настоящее время многие общины этого направления отказались от антиобщественной деятельности и регистрируются в качестве самостоятельных общин. Наряду с ЕХБ в СССР сохраняются отдельные общины «чистых баптистов», отказавшихся от союза с пятидесятниками

Адвентизм. В начале 30-х годовXIX в. в США от баптизма отпочковалось религиозное течение адвентизм (лат. adventus — пришествие). Его возникновение связано с усилением эсхатологических настроений в среде американской мелкой буржуазии, особенно разорившихся фермеров. Этому способствовали неурожаи вследствие стихийных бедствий, охвативших ряд штатов. В такой обстановке впечатляющим оказалось выступление баптистского проповедника Уильяма Миллера, который выпустил в 1833 г. книгу о втором пришествии Христовом. Преемники Миллера, учитывая провал его пророчеств, как правило, не называли точных сроков «второго пришествия», ограничившись утверждением, что в 1844 г. Христос вступил в «святая святых» небесного храма, после чего в «царство небесное» могут попасть только избранные, адвентисты. При этом социальные и стихийные бедствия рассматриваются как признаки близящейся катастрофы.

Адвентистское вероучение, во многом сходное с баптизмом, отличается в то же время от догматики баптизма и других конфессий христианства своей эсхатологией, особенно решением вопроса о посмертной судьбе человека. Адвентисты не считают душу бессмертной и учат, что она умирает и воскресает вместе с телом. Тем не менее они утверждают, что каждый человек «записан» у бога, которому ничего не стоит его воскресить. Согласно адвентистской доктрине, воскрешенные богом праведники получат «жизнь вечную», сначала в «тысячелетнем царстве Христа» на небе, а потом на обновленной земле, тогда как грешники будут воскрешены только для того, чтобы после «страшного суда» подвергнуться вместе с Сатаной окончательному уничтожению (что и означает в адвентистском понимании ад).

Из различных направлений адвентизма наиболее распространены «адвентисты седьмого дня» (АСД), ведущие активную пропаганду своего вероучения и создавшие строго централизованную организацию. Основательница этого движения Елена Уайт провозгласила «откровение» о праздновании субботы вместо воскресенья, выдвинула запреты на потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, а также на использование ряда медикаментов. «Санитарная реформа» такого рода должна по замыслу руководителей АСД подчеркнуть отличие

«избранных» от погибающих грешников и подготовить тело человека к воскресению. Общины АСД организованы в международном масштабе. Они возглавляются Генеральной конференцией АСД (с 1863 г.). Культ адвентистов подобен баптистскому, отличаясь от последнего празднованием субботы и обрядом взаимного омовения ног, который проводится перед хлебопреломлением в одну из суббот каждого квартала Обязательной для адвентиста является уплата десятины со всех доходов в пользу организации. Адвентизм проникает в Россию в 80-х годах XIX в. Наибольшее распространение получило учение «адвентистов седьмого дня», объединенных в самостоятельные общины. Кроме того, в Молдавии и западных областях Украины имеются общины «адвентистов-реформистов», деятельность которых носит антиобщественный характер.

Свидетели Иеговы. В 1872 г. в США возникло «Международное общество исследователей Библии». Его руководители впоследствии провозгласили, что «второе пришествие Христа» уже совершилось в 1914 г., но незримо. В 1931 г. они объявили о создании «теократической организации» «Свидетелей Иеговы». Вероучение иеговизма значительно отличается от других конфессий христианства. Иеговисты отрицают троицу и учат о единственном боге — Иегове. Христа они считают высшим, сверхъестественным существом, сотворенным богом. После своего воплощения в человеческий образ и воскресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных — «свидетелей Иеговы», готовит на Земле войну с восставшим против бога Сатаной. Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны — «армагеддон», в результате которой Сатана и его сторонники (сатанисты) погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире — едином теократическом государстве во главе с Христом.

Как и адвентисты, «свидетели Иеговы» отрицают бессмертие души, признавая воскресение верных последователей Иеговы. Их идеологи противопоставляют грядущую теократию светскому государству, которое объявляется частью земного тела Сатаны, призывают своих последователей считать себя «послами теократического царства», освобожденными от обязанностей, мешающих служить Иегове. Прежде всего они подчеркивают «сатанинский» характер социалистических государств. Такая ориентация руководства «свидетелей Иеговы», превратившая эту секту в активный отряд мировой реакции, пришлась по вкусу империалистическим кругам. Хотя «свидетели Иеговы» сравнительно немногочисленны, они пользуются значительной финансовой поддержкой. Их журналы издаются на многих языках огромными тиражами. Штаб этой строго централизованной организации, имеющей ответвления во многих странах мира, находится в Бруклине (предместье Нью-Йорка, США). Во главе его стоит президент, пользующийся неограниченной властью. В СССР есть немногочисленные группы «свидетелей Иеговы», руководители которых, следуя указаниям Бруклинского центра, ведут антиобщественную деятельность.

Пятидесятники. Протестантское движение, получившее название «пятидесятники», было порождено социальными противоречиями империализма в США в началеXX в. и оттуда распространилось в другие страны. В основе вероучения этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» (2; 1—18) миф о сошествии, на апостолов «святого духа» на пятидесятый день после пасхи. Ссылаясь на этот миф, пятидесятники утверждают, что каждый истинный христианин может получить видимые «дары святого духа»: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на иных языках (глоссолалия) и др. Пятидесятни-

ки близки по своему вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают мистическое общение с богом, «рождение свыше», «крещение святым духом». Они верят, что «освятившийся» человек может стать орудием сошедшего на него святого духа. Для пятидесятников характерны экзальтация на молитвенных собраниях, вера в пророчества и видения, культ пророков, проповедь близкого второго пришествия Христа)

Пятидесятники разделены на множество направлений. Наиболее крупные объединения — «Церковь бога», «Ассамблеи бога», «Объединенная пятидесятническая церковь» — распространены в США и Латинской Америке. С 1947 г. существует Всемирная пятидесятническая конференция. Некоторые пятидесятники отвергают троицу, признают единого бога, которого отождествляют с Христом. B СССР сторонники этого направления называют себя «евангельскими христианами в духе апостолов». Наиболее распространенным направлением пятидесятничества в СССР являются «христиане евангельской веры», признающие троицу. Кроме того, имеются небольшие группы пятидесятников, практикующих изуверские обряды («христиане Сиона», или «мудашковцы»).

Помимо рассмотренных протестантских конфессий есть и другие течения протестантизма, одни из которых существуют несколько столетий (например, вальденсы, моравские братья, гернгутеры), другие сложились в XIX в. (мормоны, «Христианская наука»), третьи являются продуктом углубляющегося кризиса капиталистического общества и появились сравнительно недавно. Возникновение новых течений в протестантизме и дробление старых продолжаются, но наряду с этим действуют и объединительные тенденции.

Экуменическое движение. Социальные и политические позиции протестантских церквей. В настоящее время идеологи протестантизма обращаются к поиску новых форм, способных упрочить положение протестантских организаций, противостоять секуляризации. Всемирная миссионерская конференция в Лондоне в 1910 г. положила начало экуменическому движению, преследующему цель преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с социальными проблемами современности. Состоявшаяся в 1948 г. в Амстердаме Всемирная ассамблея церквей образовала руководящий орган экуменического движения — Всемирный совет церквей (ВСЦ) с резиденцией в Женеве. Ситуация в экуменическом движении обусловливается неоднородностью социально-политических ориентации и вероисповедных традиций входящих в него организаций. Членами ВСЦ являются протестантские, православные и древние восточные церкви из капиталистических, развивающихся и социалистических стран. В их число входят шесть христианских организаций из СССР: Русская и Грузинская православные церкви, Армянская церковь, евангелическо-лютеранские

церкви Латвии и Эстонии и Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов.

Протестантские церкви занимают различные социально-политические позиции. Лютеранские, кальвинистские теологи, как правило, отрицают возможность построения единой социальной доктрины, основанной на Библии, защищающей один определенный общественный строй. В то же время они подчеркивают важность христианской нравственности для оценки общественных явлений. Декларативное разграничение религии и политики способствовало приспособлению протестантских конфессий к различным общественным условиям. В то же время некоторые движения в протестантизме стремились выводить из своего вероучения определенные социальные установки. Социально-политическая дифференциация среди верующих и духовенства нашла отражение в противоречивости социально-политических и 'геологических учений в современном протестантизме. Богословы и церковные руководители протестантских церквей в капиталистических странах в той или иной форме оправдывают капитализм. В 60-х годах выдвигаются либерально-модернистские концепции, подвергающие критике отдельные стороны капиталистического общества: теология развития, теология надежды, политическая теология, феминистская теология и т. п. На Женевской конференции «Церковь и общество» в 1966 г. была предпринята попытка заменить устаревшие социальные концепции так называемой теологией революции, претендующей на христианское осмысление революционного процесса. Однако эта социальная концепция, дающая превратное представление о содержании и движущих силах революции, не получила признания и не стала программой, выполняющей объединительную функцию. Ассамблеи Всемирного совета церквей в Упсале (Швеция) в 1968 г., Найроби (Кения) в 1975 г. и Ванкувере (Канада) в 1983 г. также продемонстрировали неспособность разработать приемлемую для большинства социальную программу, засвидетельствовали о серьезных расхождениях социально-политических позиций церквей.

В конце 70-х — начале 80-х годов активизируются консервативные и фундаменталистские организации, особенно среди протестантов в США, выступающие с позиций антикоммунизма и антисоветизма, освящающие империалистическую политику. Используя в широком масштабе средства массовой информации, прежде всего теле-

видение, реакционеры из фундаменталистских организаций (Б. Брайт, Дж. Фолуэлл и др.) отстаивают «божественность» права частной собственности и неограниченного предпринимательства, изображают историю и современное общество ареной борьбы бога с Сатаной, в которой всякий компромисс является грехом, оправдывают гонку вооружений, привлекают библейские представления о конце света, втором пришествии Христа, «армагеддоне» и т. п. для обоснования политической конфронтации с социалистическими странами. Ультраконсервативные протестантские организации, призывающие к борьбе за всемирную гегемонию США как страны, особо «избранной богом», оказывают определенное влияние на реакционных политиков. В то же время многие протестантские церкви в капиталистических и развивающихся странах озабочены поиском путей сохранения мира, предотвращения войны, призывают к разрядке международной напряженности, разоружению, выступают против планов милитаризации космоса. Это отчетливо проявилось на VI ассамблее ВСЦ в Ванкувере. В СССР и других социалистических странах большинство протестантских церквей занимает лояльные позиции, одобряет социализм и строительство коммунизма, активно борется за мир.