О социальном наследии, которое оставил нам двадцатый век.

Значение Необратимые социальные процессы Последствия в реальной жизни детей и в развитии системы образования.  
1.Социально - политическое   Ослабление влияния партии власти (Ком. партии Советского Союза) на идеологию общественной жизни многонационального населения,   уничтожение в образовательных учреждениях Всесоюзной пионерской и комсомольской организации
2.Гражданско-правовое В силу социально - экономических проблем возникли трудности в исполнении Конституционного права граждан на всеобщее среднее образование, уход большой массы учащихся из школы, которые оказались на улице, без присмотра, с трудом выживающих, родителей
3.Социально – педагогическое Уход из активной роли многих социальных институтов воспитания подрастающего поколения. разрушение системы общественного воспитания, которая нивелировала роль родителей и семейного воспитания.

 

Надо вспомнить, что конец ХХ века принёс нам необратимые социальные процессы, и что возникли проблемы, которые не могли не сказаться на жизни детей.

Не имея времени для более подробного рассмотрение причин, позволю себе кратко обозначить последствия этих изменений в реальной жизни детей и в развитии системы образования.

Первое - Будучи на совещании исследователей детского движения в 1989 году в Москве я имела возможность слышать о результатах исследований по заданию Комитета внутренних дел СССР, где генерал докладывал, что достоверно установлено: в тех республиках и регионах, где переставали существовать пионерские отряды и дружины, резко возрастала преступность несовершеннолетних.

Второе - С распадом Союза осуществление права на образование и даже права на жизнь стало большой проблемой, дети, стали уходить из семьи и школы, чтобы самим искать выход из сложившейся ситуации. Государственные органы тоже искали средства для осуществления Конституционального права граждан на всеобщее образование, при этом даже были приняты беспритендентные поправки к Закону о снижении уровня обязательного общего образования до 9-летнего.

Третье - Произошло разрушение системы общественного воспитания, которая на тот момент имела определяющую, ведущую и даже подавляющую роль, потому что эта система почти полностью свела на нет роль семьи во влиянии на своего ребёнка. В начале 90-ых, когда подростков, например, задерживала милиция, они, в лучшем случае, просили вызвать классного руководителя. Не находилось ни родителей, ни другого значимого для подростка человека, которому он хотел бы доверить свою беду.

Анализ многочисленных фактов приводит нас к выводу, вследствие сложившихся условий, общественная и государственная системы оказались бессильны перед стихийно возрастающей свободой детей и молодёжи, перед вредным влиянием криминальной среды. Как важно никогда не забывать о том, что события социальной жизни всегда и в первую очередь сказываются на судьбах наших детей, и как необходимо учитывать это, прежде, чем совершать разрушительные действия и в семье, и в обществе. Дети взрослеют, и ещё долго социальная система будет нести на себе отпечатки воспитания поколений 90-ых – двухтысячных. А нам с вами приходится учитывать причины проблем, возникающих в социальной жизни уже их детей.

(3)Опыт социально – педагогической деятельности

Советской школы

Период События
1. 20-30 годы Жизненно важные инновации в образовании: Метод проектов, Школа жизни, поиски педологов и т.п.  
2. 40 годы Рост числа сиротских учреждений, которые многое давали для развития детей-сирот.  
3. 50 годы Создание ресурсной базы для организации полезных занятий детей во внеурочное время, возникает целая система внешкольных учреждений.  
4. 60 годы В штат ОУ вводятся организаторы работы с детьми и молодёжью по месту жительства, появляются заместители директоров школ по воспитательной работе.  
5. 70 годы Создание социально-педагогических комплексов и открытие клубов по месту жительства.  
6. 80 годы Ставки старших вожатых чаще всего заменяются педагогами-организаторами, зарождается служба индивидуального сопровождения.  
7. 90 годы Идёт коренная перестройка во взглядах на воспитательную работу в школе , Введение в ОУ должности социального педагога

 

Теперь о том, какой же опыт образовательных учреждений лёг в основу развития социально-педагогической деятельности?

Надо заметить, что школа во все времена строила свою работу в соответствии с социальными условиями жизни детей. Считаю целесообразным рассмотреть примеры такого реагирования Советского государства и самой школы, как социально-педагогического организма. Нам надо при размышлении о сущности нашей профессии изучать предшествующий социальный и педагогический опыт, чтобы учитывать его возможности и издержки.

20-30-ые годы. В ответ на новый общественный порядок жизни много новых решений родилось в стенах школы. К сожалению, особенно яркие инновационные всплески тогда быстро и трагически закончились для педагогов, поэтому и в предшествующее двадцатилетие мы старались аккуратно вводить инновации, чтобы не навредить нашим специалистам, вовлекая их в творчество.

40-ые. Анализируя опыт многочисленных детских домов военных лет, мы понимаем, что тогда почти везде дети сами обеспечивали свой быт. А сегодня они находятся на всём готовом и привыкают к потребительству, нам надо ещё хорошо думать, чтобы научиться предупреждать нежизнеспособность выпускников сиротских учреждений. Результат наших с вами размышлений сегодня будет представлен.

Опыт педагогов по решению жизненных проблем ребёнка всегда влиял на решения государственных органов, так во второй половине ХХ века шло усиление социально-педагогической функции образовательных учреждений.

50-е годы - государство повсеместно поднимает производственные предприятия на создание ресурсной базы для организации полезных занятий детей во внеурочное время, возникает целая система внешкольных учреждений. Сегодня же в рамках новых решений по экономии бюджетных средств ставится вопрос: «А нужны ли специальные бесплатные учреждения для одаренных детей»? Мы - то знаем, что нужны, потому что, иначе эти дети станут талантливо «куролесить» на улицах. Какие ещё нужны разумные доводы, чтобы сохранить дополнительное образование?

60-ые годы, «в период оттепели» происходит оживление свободы в молодёжной среде. Более яркое предъявление потребностей в музыке, в одежде, в поведении. Нам надо учесть опыт тех лет и сегодня более продуктивно строить контакты с «неформальными молодёжными объединениями», которые уводят в свой круг наших учащихся. А уводят потому, что мы не используем всех воспитательных возможностей в работе с детскими коллективами так, как это сделали в 60-ые годы.

В 70-ые годы в регионах буквально расцветают социально-педагогические комплексы, которые объединяют территориально все государственные учреждения и предприятия. Кто-то помнит лозунг: «Школа – центр воспитательной работы». Сегодня же школе трудно установить связи с другими организациями по созданию ресурсной базы для воспитательной работы, и не все ещё школы работают в тесном контакте с клубами по месту жительства. Нам надо искать невскрытые резервы.

В 80-ые годы повсеместно в школах по единым нормам продолжает расширяться воспитательная служба. Но сегодня набор должностей в производственном плане в каждой школе строится индивидуально и часто слабо мотивирован администрацией, то есть не могут в школе объяснить, почему сделан тот или иной выбор специалистов, поэтому часто приходится убеждать педколлектив в необходимости социального педагога.

В 90-ые годыинтенсивно шла перестройка во взглядах на воспитательную работу. Самые большие энтузиасты - демократы заявляли, что школа должна учить, а воспитанием пусть занимается семья.

Другие активно и огульно отрицали прежний опыт, а сами создавали воспитательные новации, при этом основная масса детей всё же оставалась не у дел.

Были и третьи, немногие классные руководители, которые без лозунгов и речей спокойно продолжали контролировать успеваемость и поведение детей, названивать по телефону родителям, своевременно реагируя на их проблемы, пропадая все каникулы с классом в поездках и на экскурсиях.

В это время проявились и стойкие бескорыстные руководители детского движения, они создавали детские творческие и общественные объединения, в которых дети осваивают опыт общения, личностного роста в деятельности по интересам, находят друзей. Но их всегда было меньше, чем требуется в жизни.

А жизнь заставляла в началеХХI века усиливать социально – педагогическую функцию в работе каждого классного руководителя, учителя и администратора в системе образования, специалистов медицинских учреждений и органов УВД, социальной политики. Возникают даже отдельное ведомство по работе с молодёжью. И всё же надо констатировать, что все эти решения не успевали за ростом проблем социальной жизни несовершеннолетних, росла преступность среди них и власти вводили в государственных учреждениях всё новых специалистов, в том числе и социального педагога.

(4) Оглядываясь назад, можно отметить три пути становления профессии «социальный педагог»