Политико-правовые учения Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, Л.И. Петражицкого.

 

Борис Николаевич Чичерин (1828 - 1904) - профессор Московского университета (см.: «История политических учений» (1869 - 1902) - 5 тт.; «Собственность и государство» - (1881 - 1883) - 2 тт.; «Курс государственной науки» - (1894 - 1898) - в 3–х частях; «Философия права» (1900)

Большое внимание уделялось свободе личности. «Источник права не в законе, а в свободе». Необходимым проявлением свободы является собственность. Задача права – не уничтожить разнообразие, но сдерживать его в должных пределах, «мешая естественному неравенству перейти в неравенство юридическое, мешая свободе одного посягать на свободу других». «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц». Государство - «есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага». Основными элементами государства являются: 1 -власть, 2 - закон, 3 - свобода, 4 - общая цель. «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от произвола»... Высшая стадия идеи развития государства - конституционная монархия, «...в России монархия сделалась исходной точкою и вожатаем всего исторического развития народной жизни». «Там, где господствует упорная притеснительная система, не дающая места движению и развитию, там революция является как неизбежное следствие такой политики. Это вечный закон всемирной истории».

Чичерин различал 3 вида либерализма: уличный («своеволие»), оппозиционный («наслаждение самим блеском оппозиционного положения»), охранительный («в примирении начала свободы с началом власти и закона»).

Чичерин — один из основателей юридической (государственной) школы русской историографии. История России - смена юридических форм общества (родовой -вотчинный - государственный строй). Движущая сила истории - монархия, которая в интересах общества ранее закрепощала сословия, а, достигнув исторических целей, раскрепощала их.

Габриэль Феликсович Шершеневич (1863 - 1912) - профессор Казанского и Московского университетов, (см. «История философии права» (1904 - 1905), «Наука гражданского права в России» (1893), «Курс торгового права» (1899), «Общая теория права»(1910- 19120в 4 - х выпусках, «Общее учение о праве и государстве (1911). Много работ по конкретным проблемам теории права: «Общее определение понятие о праве» (1896), О чувстве законности»(1897).

Философия права, по Шершеневичу, изучает право в двух аспектах: право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Понятие права включает в себя только положительное, действующее право.

К существенным чертам права относятся: 1 - право предполагает поведение лица, 2 - право обладает принудительным характером, 3 - право всегда связано с государственной властью. Тем не менее, Шершеневич доказывал опасность дуализма - «исторически сложившегося права и умопостигаемого». Противопоставление действующего права и права «идеального ведёт к удвоению правового порядка, смешению права с другими социальными нормами».

Понятие права Шершеневич строго разграничивал с понятием нравственности. «Что общего между ветхозаветным принципом возмездия и новозаветным началом прощения врагам?» все нравственные понятия исторически обусловлены.

Шершеневич считал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное. Каноническое и международное право. «Писаная конституция есть фиксирование общественного взгляда на взаимное отношение элементов государственной власти...» Некоторые признают (ошибочно) конституцию правом 2и ожидают от неё тех гарантий, какие связаны с правом. Тогда как она может дать только гарантии, какие заключаются в общественном мнении». Также церковные международные каноны поддерживаются лишь силой определённого общественного мнения. Шершеневич поддерживал Иеринга в том что «право есть хорошо понимаемая политика силы». Право - это «равнодействующая двух сил, из которых одна имеет своим источником интересы властвующих, а другая - интересы подвластных». Единственно верным путём развития государства он считал реформы. Разграничивал понятия «правовое» и «конституционное» государство. Правовое - это теоретическая конституция, а конституционное - это средство для осуществления политики реформ в цивилизованном обществе. Шершеневич считал очень важным изучать догму и технику права. Его теория права, созданная на основе формально-догматического метода, важна и сегодня, (см.: «Общая теория права», переиздание -1995 г.)

Процесс становления психологии как самостоятельной отрасли знаний повлиял на становление новых направлений в теории права. Психологическую теорию права разработал Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1931) - профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. После 1917 г. он возглавил кафедру социологии в Варшавском университете. (См.: «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» - 1907 г.). Право, по Петражицкому, коренится в психике индивида. Источник права - эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий и назвал «эмоциональная теория», противопоставляя её иным психологическим трактовкам права.

Эмоции могут быть моральные и правовые. «Наше право есть не что иное, как закреплённый за нами, принадлежащий нам как наше добро, долг другого лица». Соответственно он безгранично расширял понятие права (к правовым нормам - правила игр, вежливости, этикета...) Тем не менее - это одна из первых попыток проследить формирование юридических норм в правосознании. «Интуитивных прав столько, сколько индивидов». Соотношение интуитивного и официального права зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия - «царство интуитивного права по преимуществу». Но недопустимо возведение интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов масштаб для оценки действующих законов. Реформы - законодательства надо проводить на основе научных знаний. Следовательно, нужно создать особую научную дисциплину - политика права (т.е. философия права делится на теорию и политику). «Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упразднённым».

Определённые аспекты этих взглядов развивали Г.Д. Гурвич, П.А. Сорокин, М.А.Рейснер.

В целом обозначенные тенденции близки либеральной политико-правовой идеологии. Несколько «в стороне» стоит учение Петражицкого, привлекающее внимание многих политических партий.