Неокантианские теории права.

 

Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924) - известный правовед, глава идеалистической школы в русской философии права. Он был профессором Московского университета, основателем и первым деканам Русского юридического факультета в Праге, представителем Религиозно - философского общества им. В. Соловьева в Праге. (См.: «Введение в философию права. Кризис современного правосознания», 1909; «Об общественном идеале», 1917). Новгородцев автор статьи «О путях и задачах русской интеллигенции» в знаменитом сборнике «Из глубины» (1918-1921), где подчёркивал: «... и нет сейчас вопроса более жгучего, как вопрос о судьбах нашей интеллигенции». Одним из вариантов его решения могла быть: «... целительная сила, исходящая из святынь народной жизни и народной культуры», которая «может снова сплотить воедино рассыпавшиеся части русской земли.

Вот то общее дело, в котором интеллигенции и народу надлежит быть вместе, и в котором самое противопоставление интеллигенции и народа должно исчезнуть или, по крайней мере, утратить свою остроту».

...Новгородцев стремился соединить теоретические положения Канта и Гегеля с политико-правовыми идеями своего времени. Новгородцева считают одним из основателей концепции «возрожденного» естественного права и представителем нормативно - этической концепции права. Тема всей жизни и научной деятельности Новгородцева - поиск и обновление общественного идеала. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал создаётся каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве бесконечного совершенствования личности.

Относительный идеал зависит не только от конкретного лица, но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса, движения, партии...) и ориентирован всегда на создание какого - либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность, солидарность и т. п.).

Общественно - политический идеал (относительный) по Новгородцеву выражался в требовании правового государства (в к. XIX - н. XX в.).

Далее он обосновал понятие «право на достойное человеческое существование», которое должно иметь юридическое значение. В этом случае на наших глазах совершается один из обычных переходов нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессивное развитие права». Новгородцев призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия.

Богдан (Фёдор) Александрович Кистяковский (1868 - 1920), юрист, философ и теоретик права и государства, социолог. ( См.: «Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» (1916); ст. в сб. «Вехи» - « В защиту права (интеллигенция и правосознание)»).

По Кистяковскому понятие права сводится к четырём основным определениям: государственно-организационному, социологическому, психологическому, нормативному. Кроме этих 4-х «теоретических понятий он определил «технические понятия», к которым относил юридико-догматическое и юридико-политическое понятия. Государственно-организационное (государственно-повелительное) - « есть то, что государство приказывает считать правом». Социологическое понятие права - представляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий круг национальных, бытовых, экономических и других отношений. Психологическое понятие рассматривает своим объектом «правовую психику». Нормативное понятие признает право как «совокупность норм заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой». И, наконец, «...с точки зрения юридической догматики право представляет собой совокупность правил, указывающих, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновение интересов или столкновение представлений о праве и неправе». Что касается юридико-политического понятия права (политики права), то это - совокупность правил, помогающих находить и устанавливать какие - либо устойчивые нормы в общественной жизни, тем самым, закрепляя за ним правовой характер. В целом, концепция Кистяковского ориентирована на изучение права как части культурного творчества людей, т.е. на исследование права в сфере оценок и целей.

...Кистяковский отождествлял конституцию и правовое понятие государства. Государство и право ранее развивались независимо друг от друга, постепенно государство стало признавать своей важной обязанностью заботу об охране права, «...право перестраивает государство и превращает его в правовое явление или в создание права». Таким «созданием права» м. б. признано только «современное конституционное или правовое государство». Особо критически Кистяковский исследовал современное ему российское правосознание. Обратимся к статье «В защиту права», «...право - по преимуществу социальная система и притом единственная социально-дисциплинирующая система. ... русская интеллигенция никогда не уважала права. ... Притуплённость правосознания русской интеллигенции отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом нашего застарелого зла - отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа».

«... Правосознание нашей интеллигенции и находится на стадии развития, соответствующей формам полицейской государственности. Все типичные черты последней отражаются на склонностях нашей интеллигенции к формализму и бюрократизму».

« Мы нуждаемся в дисциплине внешней, именно потому, что у нас нет внутренней дисциплины».

«Путем ряда горьких испытаний русская интеллигенция должна прийти к признанию наряду с абсолютными ценностями - личного самоусовершенствования и нравственного миропорядка - также и ценностей относительных - самого обыденного, но прочного и ненарушимого правопорядка».

Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множественности методов в изучении права. «Для права недостаточно духовной активности со стороны только законодателя, судьи и администратора. Каждый гражданин должен быть духовно деятельным в области права и по-своему творить его». Т.е. объединяющим все понятия права фактором он считал философию культуры...