Социалистическая и коммунистическая идеология.

 

Политико-правовая теория Карла Маркса(1818 - 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Французский социализм стал одним из источников марксизма. Считается, что коммунистом Маркс стал в Париже, где жил в 1843 - 1845 г. г. Значительная часть «Манифеста коммунистической партии» совпадает с составленным сен - симонистами «Изложением учения Сен - Симона», при замене Марксом и Энгельсом слова «эксплуатация» на термин «борьба». Основные положения политико-правовой теории марксизма были известны в литературе 20 - 40-х г. ХIХ в. Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры на переходный период; идея отмирания государства при коммунизме.

Большое значение Маркс и Энгельс предавали развитию классовой сущности государства и права. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства»(1884 г.) Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Здесь же была изложена типизация государств по их классовой сущности: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Существенные новшества в идею диктатуры пролетариата Маркс внес в работе «Критика Готской программы» (1875) Маркс рассматривал две фазы коммунистического общества, на первой из которых «в обществе, основанном на началах коллективизма, «сохранится» узкий горизонт буржуазного права в связи с распределением по труду. На второй, высшей, фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения «по потребностям», отпадёт надобность в праве и государстве.

Мысли о возможности «легальной» пролетарской революции подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса - во «введении» к «Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г.» К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г.

Все же основа политико-правового учения марксизма - в идее отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе. Энгельс считал, что пролетариат отправит государство «в музей древностей, радов с прялкой и бронзовым топором».

... Наиболее ярким теоретиком социальной демократии второй половины ХIХ в. был публицист и адвокат Фердинанд Лассаль(1825 - 1864). В 1863 г. он создаёт первую рабочую социалистическую партию «Всеобщий германский рабочий союз». В отличие от Маркса Лассаль был против насильственной коммунистической революции. В книге «Программа работников» он писал, что нравственная природа государства, его истинное и возвышенное предназначение состоит в развитии рода человеческого по направлению к свободе. История человечества — это борьба с природой, нищетой, невежеством, бедностью, бессилием, неволей всякого рода. «Постепенное преодоление этого бессилия - вот развитие свободы, которое составляет история». Для освобождения от господства буржуазии Лассаль считал необходимым отменить имущественный ценз и завоевать всеобщее избирательное право. Это - «единственное средство улучшить материальное положение рабочего сословия».

Государство из «ночного сторожа» должно превратиться в «социальное государство, посредством неограниченного кредита помогающее рабочим создавать производственные товарищества.

... В противоположность теориям гос. социализма и коммунизма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. В целом, анархизмом называется отрицание гос. власти, замена его общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком этого направления социалистической идеологии XIX в. был Пьер Жозеф Прудон (1809 - 1865). См.: «Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти" (Париж, 1840).

Естественной формой жизни людей, по Прудону, является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и результатами труда, договорах, трудовой собственности, свободных объединениях трудящихся. «Управление людей людьми есть рабство... Власть фатально стремится к деспотизму». «Правительства есть бич божий для наведения порядка в мире». «Бог и король, церковь и государство - все они телом и душой вечные контрреволюционеры».

«Политика есть наука о свободе: власть человека над человеком, какую бы форму она ни принимала, есть угнетение. Высшая степень совершенства общества заключается в соединении порядка с анархией, т. е. В безвластии».

Прудон сторонник ненасильственной социальной революции; доказывает, что просвещение само собой разрушает авторитет власти. В ряде работ предполагает «научное управление» обществом: «Наука управления должна быть сосредоточена в одной из секций академии наук, постоянный секретарь её является само собой премьер - министром».

«Никаких партий больше, никаких авторитетов больше, неограниченная свобода людей и граждан: вот в трех словах все наше политическое и социальное мировоззрение!» (См.: «Исповедь революционера»).

Каспар Шмидт (1806 - 1856). Его книга «Единственный и его собственность» (опубликована под псевдонимом Макс Штирнер) оказала большое влияние на развитие анархизма. Будучи левогегельянцем он утверждал, что жизнь - борьба за самоутверждение личности. Государство - убийца и враг самобытности. Мы, государство и я - враги». Штирнер, как и Прудон, отвергал коммунизм, критиковал буржуазное общество. Общественный идеал Штернера («союз эгоистов») по существу не отличался от обоснованного Прудоном идеала федеративной ассоциации свободных и равных автономных («само - законных») людей...

Повторение: идеи М.А. Бакунина, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, П.Л. Лаврова, И. Ткачева.