Политические и правовые учения Нового времени. Н. Макиавелли, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Ж. Боден.

Политические и правовые учения эпохи Возрождения, Реформации и ранних антифеодальных революций.

Тема 16.

16.1. Политические и правовые учения Нового времени. Н. Макиавелли, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Ж. Боден.

16.2. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних антифиодальных революций (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк).

 

 

XVI век характеризуется большими политическими, экономическими, духовными изменениями. В ряде стран: Франция, Испания, Австрия, Англия... - складываются сильные дворянские монархии. Во многом общей становится культура Возрождения. Её основой был гуманизм - стремление ряда учёных и философов противопоставить церковно-схоластической учёности светские науки и образование. Светские (гуманитарные) науки изучали не бога, а человека, его отношения с другими людьми, стремления; использовали наблюдение, опыт; делали рационалистические выводы.

Важное значение приобрело и книгопечатание, изобретённое в середине XV века и повсеместно распространившееся в XVI веке.

Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.). 14 лет он исполнял обязанности секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики. После восстановления власти дома Медичи был посажен в тюрьму (по обвинению в заговоре). С 1512 по 1520 гг. последовала ссылка, во время которой были написаны знаменитые «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Макиавелли принадлежат и многие другие политические, исторические сочинения, художественных произведений. («О военном искусстве», «История Флоренции»). Его труды положили начало политико-правовой идеологии Нового времени. Учение Макиавелли свободно от теологии, основано на учении древности и современности. «Чтобы знать, что должно случиться, достаточно последить, что было... Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».

«Природа создала людей таким образом, что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть». Из-за этого люди не довольны. Соответственно в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Любое государство Макиавелли представляет как некое отношение между правительством и подданными, опирающиеся на страх или любовь последних. Впервые учёл мотивы специальной психологии, как важный факт политики.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Вслед за античными авторами отдавал предпочтение смешанной форме правления (из монархии, аристократии, демократии). Однако эту смешанную республику считал результатом согласования стремлений борющихся социальных групп.

Макиавелли стремился опровергнуть распространенное мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. « При избрании должностных лиц, например, народ делает несравненно лучший выбор, нежели государь». Мятежный народ можно уговорить словом - от тирана можно избавиться только железом.

Макиавелли призывал к уничтожению феодального дворянства. «Дворянами именуются те, кто праздно живёт на доходы со своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самым вредным из них являются те, которые помимо указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им подданных».

Большое значение придавал Макиавелли законодательству и праву. Считал что закон, прежде всего, должен исполнять тот, кто его издал. Нерушимость законов, он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнёт жить жизнью спокойной и довольной». Но для Макиавелли право - орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой власти служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы.

По Макиавелли единственным ремеслом подобающим повелителю является война, военная организация и военная наука, «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого». Для упражнении в этом искусстве он должен заниматься охотой (чтобы знать свою страну и привыкать к лишениям походной жизни) и изучать историю. Государь также должен заботиться о том, чтобы народ если не любил его, то хотя бы не ненавидел. Иначе он сам ни за что не удержится у власти. Признавая роль религии в воспитании граждан и поднятии боевого духа в армии, Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: «Дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии». Макиавелли считается одним из основоположников политологии.

Многие рекомендации, даваемые Макиавелли правителям, могут показаться данными совершенно безнравственным человеком. Но это не так, сам он писал что «Многие измыслили республики и княжества никогда не виданные и о которых на деле ничего не было известно. Но как велико расстояние от того как протекает жизнь в действительности, до того как должно жить, что человек, забывающий, что делается ради того что должно делать, скорее готовит свою гибель, чем спасение. Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей чуждых добра»

Методами осуществления власти Макиавелли, помимо военной силы, считал хитрость, коварство, обман. «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может». «Гибельно и опасно оставить в живых государя, лишённого престола». «Всегда в выигрыше оказывается тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо ещё уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером». «Не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо» Все эти рассуждения Макиавелли черпал из современной ему политической практики. Получилось так, республиканец Макиавелли, с искренним уважением писавший о народе, на деле создал практические пособия для диктаторов и тиранов. В частности, Бенито Муссолини находил в работах Макиавелли подтверждение своим идеям о сильной государственной личности, обоснование культа государства. Учёные считают, что произведения Макиавелли только выиграли бы, если не содержали поучения тиранам. (Далее по тексту хрестоматии стр. 89-101).

Политико-правовые идеи Реформации.

В XVI веке Европу охватило массовое движение против католической церкви (Реформация - преобразование, перестройка (лат.)) (повт. курс истории). Начало Реформации в Германии положил профессор Виттенбергского университета, доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.). Осенью 1517 г. он выступил с протестом против продажи индульгенций. В процессе дискуссий с католическим духовенством Лютер доказал, что спасение христианина не в церковных обрядах, а в глубокой вере в бога.

Отношение Лютера к светской власти основано на представлении, что человек живёт в двух сферах: в сфере «Евангелия» (религиозная сфера, отношение к царству небесному) и в сфере «закона» (царство земное, государство). В сочинении «о светской власти» (1523 г.) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из подлинных христиан (т.е. истинно верующих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе. Но злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому бог учредил два правления -духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых).

Однако устами апостолов бог велел подчиняться любой власти, без которой не возможно существование человечества: «Поскольку весь мир зол, и среди тысячи едва ли найдёшь одного истинного христианина, то люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защищать женщин и детей, накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы». Но светская власть не диктует законы душам: «Всё, связанное с верой, - свободное дело, и к этому никто не может принуждаться... Делом совести каждого является то, как он верит или не верит».

В 1524 г. началось восстание крестьян в южной и средней Германии. Одним из вождей стал Томас Мюнцер (~ 1490 - 1525 гг.). Идеи Реформации он развил весьма радикально, призвав к установлению народной власти.

В 1555 г. Аугсбургским религиозным миром завершилась война католиков и лютеран на территории Германии. Лютеранство стало равноправной католичеству религией по принципу: «чья страна, того и вера». (К терминологии: Протестантизм приняли ряд Германских княжеств и городов; скандинавские государства. В 1529 г. католики добились на 2-х Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных. Несколько князей и представителей городов подали императору протест. Протестанты - приверженцы церквей и религиозных учений, созданных Реформацией).

Практически лютеранство стало предпосылкой для более радикальных религиозно-политических течений Реформации. Так Жанн Кальвин (1509 - 1564 гг.) основал в Женеве новую церковь. Община верующих управлялась выборной консисторией (пресвитеры, проповедники, диаконы). По словам Макса Вебера, в кальвинизме наиболее чётко отражены положения протестантской этики, составившей «дух капитализма». Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения. Тем не менее, учение призывало к активной деятельности: ибо, если человек обречён на неудачу, то ему ничто не повредит сверх предопределённого; с другой стороны, никто не может точно узнать, «избран» он или нет. В XVI – ХVII вв. кальвинизм распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, североамериканских колониях.

В борьбе против протестантства развернулась Контрреформация. Тридентский собор (1545 - 1563 гг.) определил меры борьбы с Реформацией, во многом опираясь на учение Ф. Аквинского. Испанским дворянином Игнатием Лойолой было основано «Общество Иисуса», вскоре превратившегося в монашеский орден иезуитов. В 1540 г. в папской булле об утверждении Устава ордена он был назван «боевой отряд воинствующей церкви». Лойола говорил: «Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное, мы должны немедленно согласиться с этим!».) Слепое повиновение и строгая дисциплина иезуитов использовались для политических интриг с целью восстановления влияния католицизма. «Кому дозволена цель, тому дозволены и средства». Практической теорией иезуитов стал «макиавеллизм». Однако в 1559 г. произведения Макиавелли были осуждены римским папой и вскоре внесены в «Индекс запрещённых книг». Интриги иезуитов вызвали повсеместное негодование. Временами орден запрещался и Ватиканом.

Становление единой централизованной монархии во Франции во 2-ой половине XVI века было осложнено религиозными войнами между католиками и гугенотами (фр. Кальвинисты), в ходе которых усилились попытки крупных феодалов отстоять независимость от королевской власти.

После Варфоломеевской ночи (1572 г.) в среде гугенотов появились произведения монархомахов (тираноборцев), осуждавших тиранию короля преимущественно с позиций феодальной аристократии. Они требовали ограничения власти короля сословными учреждениями, предоставления народу права смещать и выбирать монархов, призывали к сопротивлению тиранам. «Когда мы говорим о народе, то понимаем под этим словом не весь народ, а лишь его представителей: герцогов, принцев, оптиматов и вообще всех деятелей на государственном поприще». Восстания допустимы лишь под руководством должностных лиц аристократии. «Берегитесь господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению дворянства». Кроме монархов-протестантов (Гетман, Ланге, Без ...) за ослабление королевской власти выступали и монархомахи - католики, в т.ч. иезуиты. Причём некоторые монархомахи порицали Макиавелли, приписывая ему защиту тирании. В целом, монархомахи представляли реакционно-феодальное направление. Однако ряд произведений вышел за эти рамки.

Например, трактат Этьена де Ла Боэси (1530 - 1563 гг.) «Рассуждение о добровольном рабстве» (написан ≈ в 1548 г.; издан гугенотами после Варфоломеевской ночи). Автор описывает постыдное и бедственное положение народа и страны под игом тирании. Тирания возникает различными способами (договор, сила, наследование) и держится привычкой народа к рабству. Это рабство добровольное. Сила тирана в том, что он, создавая себе приближённых и сторонников, раскалывает народ: «В конечном счёте оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же, сколько и тех, которым дорога свобода». По Ла Боэси, государство - это объединение тиранов, из которых высшие опираются на низких и в то же время при случаи грабят их. «Секрет и основа» тирании - в организованной иерархии связанных общей выгодой с тираном и между собой прислужников тирании, каждый из которых стремится «обеспечить себе долю в добыче и быть самым маленьким тиранчиком при большом тиране».

... Религиозные войны мешали развитию общества. Так Франция была поделена на ряд воюющих лагерей. В этот период с обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов выступил Жанн Боден (1530 - 1596 гг.). Он был юристом по образованию, депутатом третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа; выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении «Шесть книг о государстве» (изд. на фр. яз. В 1576 г., на латыни - в 1584 г.) Боден впервые в истории политико-правовой мысли сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная ни какими законами власть над, гражданами и подданными». Выше носителя суверенной власти — только бог и законы природы. Кроме того, суверенитет, прежде всего это независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства.

Во многом Боден следует Аристотелю...

Государство он определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них вообще, на основе суверенной власти. Как отличал ещё Цицерон, государство именно правом отличается от шайки разбойников, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир; на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - это совокупность именно семей, а не отдельных лиц; в ином случае народ просто вымрет.

Боден отвергал деление форм государства на правильные и неправильные, не верил в возможность смешанной формы правления. Он особо отмечал зависимость различных форм государства от исторических и природных особенностей разных стран и народов (На севере - храбрые с сильным войском; на юге - развит ум и науки...).

Не одобрял Боден ни демократию, ни аристократию. Лучшей формой государства считал монархию. «Кроме Бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим Богом, как его наместники, дабы править другими». Боден считал, что первоначально все государства созданы завоеванием. Лишь постепенно они превратились в «законные монархии».

Мудрым учреждением королевской монархии он считал Генеральные штаты. В целом, главная заслуга Бодена - изучение суверенитета как признака государства. Наиболее существенным после XVI века изменением прав верховной власти стало изъятие из полномочий носителя суверенитета, перечисленных Боденом, «права войны» запрещённой в середине XX века основными документами ООН. Но и сегодня актуальны выводы Бодена о том, что 1 - суверенитет присущ только государству как неотъемлемое качество верховной власти в стране (суждение «суверенитет личности или - нации» - публицистическая метафора); 2 - суверенитет не ограничен (формулировки об «ограниченности суверенитета» в конституциях СССР и союзных республик были основаны на смешении понятий «суверенитет» и «компетенция»; в Конституции 1977 г. утверждалось, что на одной и той же территории - два государства: СССР и - союзная республика); 3 - неделимость суверенитета (на этом основано различие между федерацией и конфедерацией).

Боден стал одним из первых критиков «Утопии» Томаса Мора. Он оспаривал главную идею Мора, подчёркивал, что государство, основанное на общности имущества «было бы прямо противоположно законам Бога и природы».

Томас Мор (1478 - 1535 гг.), известный адвокат, плен парламента, судья, помощник шерифа в г. Лондоне. Во время поездки во Фландрию в составе посольства написал книгу, опубликовав её в 1516 г.: «Весьма полезна, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона». (Текст; учебник под ред. Лейста стр. 230 - 236; Комментарии).

Сочинение написано в форме диалога, от лица мореплавателя.

В начале дано резкое осуждение кровавого законодательства Англии. Во 2-ой части предложено описание острова Утопия (греч. «Место, которого нет»). Идеи раннего коммунизма последовательно изложены автором. «Утопия» принесла Т. Мору всемирную славу. Король Генрих VIII назначил его лордом-канцлером. Но разрыв Генрих VIII с римским папой стал одной из причин отставки Т. Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Вскоре он бал казнён по обвинению в государственной измене за отказ присягнуть королю как главе церкви. В 1886 г. Т. Мор канонизирован церковью как пострадавший за веру.

Идеи Т. Мора получило развитие в произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568 - 1639 гг.). Доминиканский монах 27 лет провёл в тюрьмах, написав в числе других произведений «Город Солнца» (См. уч. Лейста стр. 234 - 236).

Итак в XVI веке обозначились правовые и политические основы гражданского общества (идея равенства людей; государство, как общественное явление...). Появилось множество рациональных концепций. В то же время ранние коммунисты теоретически доказывали недостаточность формального равенства людей.