Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков. Даосизм.

Политико-правовая мысль Древнего Китая.

Тема 12.

12.1. Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков. Даосизм.

12.2. Конфуцианство.

12.3. Моизм.

12.4. Легизм.

 

 

 

Считается, что расцвет общественно-политической мысли Др. Китая относится к VI - III в. до н.э. Это время глубоких социально-экономических изменений, обусловленных появлением частной собственности на землю. Углубляются общественные противоречия, начинается борьба власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшая благодаря авторитету родовой знати, распадается на враждебные государства. В поисках выхода из кризиса выдвигаются различные программы, складываются несхожие общественно-политические школы. Последние основываются на религиозной мифологии, используют в целом одни и те же представления (о божественной природе неба...). Наиболее влиятельными политико-правовыми учениями стали даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Основателем даосизма является Лао-Цзы (полулегендарный мудрец VI в. до н.э.). Видимо был автором произведения «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). В основе учения лежит понятие «Дао» (буквально - путь). Оно заимствовано у китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба. У Лао-Цзы развенчивается культ «государя - сына неба», подчеркивается, что дао - это абсолютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит его мощью. Это естественная закономерность высшая добродетель. В отношении к дао все равны.

Дао - источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения смены всех явлений, вечный круговорот рождения и смерти. Человеку дао предстает в виде Закона управляющего миром. Даосы (мудрецы) объясняли существующие в обществе недостатки тем, что люди отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы скреплявшие их с землей, вместо мудрости стали полагаться на знания.

Необходимо надеяться на самопроизвольное действие дао:

«Небесное дао, - подчеркивал Лао-цзы, - напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято». Здесь дао выступает как естественное право непосредственного действия.

Одновременно прослеживается поощрение среднего достатка и умеренности. «Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи».

Лао-Цзы резко критиковал насилие, войны, армию. «Где побывали войска, там pacтет терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы... Победу следует отмечают похоронной процессией».

Недеяние даосизма означает и проповедь пассивности.

Даостской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии. Лао-цзы призывал к патриархальной простоте былого, к жизни в маленьких разобщенных поселениях, отказу от письменности, орудий труда и т.д.

Надежды на восстановление «естественности» Лао-цзы связывал с умными вождями наследственной знати. «Если знать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа caми становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится».

«Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

«В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».

Мистицизм даосизма породил интерес к нему самых разных социальных групп Использование даосами норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянами.

Современные ученые считают все же даосизм реакционной утопией, которая возникла основе взглядов родовой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим социально-имущественным расслоением. Не обладая реальной силой для борьбы новой аристократией, эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости. Свои имущественные дела хотели поправить за счет общинных традиций взаимопомощи.