Право как формальное равенство.
Сущность права.
Тема 1.
Тема 24. Основные политические и правовые идеи ХХ века.
Тема 21. Политическая и правовая идеология в России XIX в.
Тема 20. Политическая и правовая идеология в Западной Европе в первой половине XIX века.
Тема 19. Политико-правовые учения в России XVII - XVIII вв.
19.1. Политические и правовые учения в России.
19.2. Отечественные политико-правовые учения в период укрепления абсолютизма.
19.3. Политико-правовые учения второй половины XVIII в.
20.1. Буржуазная политико-правовая идеология (1-я половина XIX в.)
20.2. Ранний социализм (1-я половина XIX в.)
21.1. Политико-правовые учения в России (1-я половина XIX в)
21.2. Либеральные политико-правовые доктрины. Социалистические политико-правовые теории.
Тема 22. Политические и правовые учения в Западной Европе во второй половине XIX – начале ХХ вв.
22.1. Буржуазные политико-правовые учения.
22.2. Социалистическая и коммунистическая идеология.
22.3. Основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и ХХ века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.)
Тема 23. Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX – начале ХХ вв.
23.1. Социологические концепции права. Марксистские политико-правовые учения.
23.2. Неокантианские теории права.
23.3. Религиозно-нравственная философия.
23.4. Политико-правовые учения Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, Л.И. Петражицкого.
24.1. Неолиберализм и консерватизм.
24.2. Концепции плюралистической демократии, социального государства, политики всеобщего благоденствия.
24.3. Теории демократического социализма и естественного права.
24.4 Социологическая юриспруденция, нормативизм, реалистические концепции права.
24.5. Современная западная политическая наука.
1.1. Право как формальное равенство.
1.2. Право как свобода.
1.3. Право как справедливость.
Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т. е. является результатом сознательного, (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий. (2 кг картофеля=2 кг гвоздей,)
Так, уравнивание разных объектов по числовому основанию (для определения счета, веса и т. д.) абстрагируется от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых).
В этом русле сформировалась математика, где составление и решение уравнений играет ключевую роль и где равенство доведено до абсолютной абстракции количественных определений.
Правовое равенство не столь абстрактно, как числовое равенство в математике. Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом и состоит специфика правового равенства и права вообще.
Правовое равенство — это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права и на них принцип правового равенства не распространяется.
По поводу равенства существует множество недоразумений, заблуждений, ошибочных и ложных представлений. В их основе, в конечной счете, лежит непонимание того, что равенство имеет рациональный смысл, логически и практически возможно в социальном мире именно и только как правовое (формально-правовое, формальное) равенство.
Исходные фактические различия между людьми, рассмотренные (и регулированные) с точки зрения абстрактно-всеобщего правового принципа равенства (равной меры), предстают в итоге в виде неравенства в уже приобретенных правах (неравных по их структуре, содержанию и объему прав различных индивидов—субъектов права). Право как форма отношений по принципу равенства, конечно, не уничтожает (и не может уничтожить) исходных различий между разными индивидами, но лишь формализует и упорядочивает эти различия по единому основанию, трансформирует неопределенные фактические различия в формально-определенные неравные права свободных, независимых друг от друга, равных личностей.
Правовое равенство и правовое неравенство (равенство и неравенство в праве) предполагающие и дополняющие друг друга правовые определения и характеристики и понятия, в одинаковой степени противостоящие фактическим различиям и отличные от них. Принцип правового равенства различных субъектов предполагает, что приобретаемые ими реальные субъективные права будут неравны. Благодаря праву хаос различий преобразуется в правовой порядок равенств и неравенств, согласованных по единому основанию и общей норме.
Признание различных индивидов формально равными — это признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага, конкретные объекты и т.д., но это не означает равенства уже приобретенных конкретных прав на индивидуально-конкретные вещи, блага и т. д. Формальное право — это лишь правоспособность, абстрактная свободная возможность приобрести — в согласии с общим масштабом и равной мерой правовой регуляции — свое, индивидуально-определенное право на данный объект. При формальном равенстве и равной правоспособности различных людей их реально приобретенные права неизбежно (в силу различий между самими людьми, их реальными возможностями, условиями и обстоятельствами их жизни и т.д.) будут неравными: жизненные различия, измеряемые и оцениваемые одинаковым масштабом и равной мерой права, дают в итоге различия в приобретенных, лично принадлежащих конкретному субъекту (в этом смысле — субъективных) правах. Такое различие в приобретенных правах у разных лиц является необходимым результатом как раз соблюдения, а не нарушения принципа формального (правового) равенства этих лиц, их равной правоспособности. Различие в приобретенных правах не нарушает и не отменяет принципа формального (правового) равенства.
Формы проявления равенства как специфического принципа правовой регуляции носят социально-исторический характер. Этим обусловлены особенности таких форм в различных социально-экономических формациях, на разных этапах исторического развития права, изменения объема и содержания, места и роли принципа правового равенства в общественной жизни.