Тема 2. Особенности мышления и биологические представления первобытного человека.

Темы практических занятий

Тема 1. Развитие науки как целостный процесс. (Форма проведения – семинар). Вопросы к теме:

1. Формы развития науки.

2. Причины развития науки.

3. Вненаучные факторы развития.

Тема 2. Биология эпохи Возрождения. (Форма проведения – семинар). Вопросы к теме:

1. Социально-политические условия в Европе эпохи Возрождения

2. Коперниканская революция, ее причины и последствия.

3. Научные парадигмы и знания о живой природе в Европе эпохи Возрождения.

Тема 3. Биология раннего буржуазного общества. (Форма проведения – семинар). Вопросы к теме:

1. Социально-политические условия в раннебуржуазных государствах XVII – XVIII вв.

2. Картезианская эпоха.

3. Эпоха Ньютона и Лейбница.

4. Развитие систематики. Классические и неклассические системы природы.

5. Возникновение естественной истории.

Тема 4. Наука зрелого буржуазного общества. (Форма проведения – семинар). Вопросы к теме:

1. Социально-политические условия в Европе XIX века.

2. Развитие естественных наук.

3. Возникновение дарвинизма: причины и следствия.

Тема 5. Наука зрелого буржуазного общества. (Форма проведения – семинар). Вопросы к теме:

1. Теоретический уровень научного познания, его сущность и структура.

2. Формы логического познания. Основные логические процессы.

3. Научное понятие, его структура, свойства и функции. Операции с понятиями.

4. Научный термин. Принципы, регулирующие употребление научных терминов. Определение. Требования, предъявляемые к определению.

5. Законы формальной логики. Типические нарушения законов логики.

6. Методика ведения научной дискуссии.

7. Теоретические основания биологии. Понятие научной парадигмы.

8. Проблема, гипотеза и теория как формы научного познания.

9. Критерии научности. Развитие критериев научности от античности до наших дней.

 

1.6. Тематика контрольных работ

Тема 1. История биологии как наука. Развитие науки как целостный процесс.

1. История биологии как наука. Предмет истории биологии.

2. Формы развития науки и структура процесса познания. Понятия эволюции, революции, научной формации.

3. Источники и условия развития науки. Роль общества в управлении наукой.

4. Особенности мышления первобытного человека.

5. Биологические знания первобытного человека.

Тема 3. Возникновение науки. Наука рабовладельческого строя.

1. Проблема возникновения науки.

2. Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах.

3. Социально-политические условия, основные научные парадигмы и знания о живой природе в античности.

Тема 4. Наука средних веков и эпохи Возрождения.

4. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в феодальной Европе.

5. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в феодальной Европе.

Тема 5. Наука буржуазного общества.

6. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в раннебуржуазных государствах XVII – XVIII вв.

7. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в эпоху зрелого буржуазного общества (XIX в.).

Тема 6. Методология биологии (1).

4. Природа научного познания. Понятия методики и методологии. Базовые принципы научной методологии.

5. Эмпирический уровень научного познания, его сущность и структура. Методы эмпирического исследования. Проблема научного факта.

6. Теоретический уровень научного познания, его сущность и структура.

7. Формы логического познания. Основные логические процессы.

8. Научное понятие, его структура, свойства и функции. Операции с понятиями.

9. Научный термин. Принципы, регулирующие употребление научных терминов. Определение. Требования, предъявляемые к определению.

Тема 7. Методология биологии (2).

1. Законы формальной логики. Типические нарушения законов логики.

2. Методика ведения научной дискуссии.

3. Теоретические основания биологии. Понятие научной парадигмы.

4. Проблема, гипотеза и теория как формы научного познания.

5. Критерии научности. Развитие критериев научности от античности до наших дней.

 

 

1.7. Учебно-методическое обеспечение

1.7.1. Литература

Основная

Зеленов Л.А. История и философия науки: [электронный ресурс] учеб. пособие для магистров, соискателей и аспирантов / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. – 472 с.

 

Дополнительная

Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. М., 1960. Т. I, II.

Юсуфов А.Г. История и методология биологии: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2003.