Методология биологии как наука

Биология XX века

Биология зрелого буржуазного общества (XIX в.)

Социально-политические условия развития науки в XIX в. Формирование "двойственной идеологии", позитивизм О. Конта, появление субъективно и объективно идеалистических систем. Реформа образования.

Успехи физики XIX в. и их значение для биологии и экологии. Открытие закона сохранения энергии и "великое объединение".

Биология XIX в. Труды Ж. Кювье по систематике и классификации животных. Становление сравнительной анатомии, палеонтологии и стратиграфии. Креационистские представления Ж. Кювье и его исторический спор с Ж. Сент-Илером. Доказательства катастрофизма. Основные труды школы Кювье по геогонии и палеонтологии. Принципы корреляции органов и условий существования. Концепции нептунизма и вулканизма.

Научная деятельность Ж.Б. Ламарка и возникновение ламаркизма. Законы Ламарка. Принципы градации и упражнения органов. Значение ламаркизма для биологии XIX в.

Изобретение ахроматического микроскопа (Эйлер) и становление цитологии в первой половине XIX в. Работы Пуркинье, Биша, Броуна, Геккеля. Клеточная теория: основные постулаты. Значение клеточной теории в науке XIX века. Представления о природе протоплазмы. Батибий Геккеля. Проблема ультраоптических индивидов.

Возникновение дарвинизма. Особенности формы классического дарвинизма в связи с историческими условиями его возникновения. Значение дарвинизма для науки XIX в. Дарвинизм и кризис систематики во второй половине XIX в.

Развитие физиологии, биохимии и биофизики. Работы Гете и К. Бернара. Разрушение виталистических мифов: работы Велера, Бертло, Фишера, Крофт-Гилля. Публичная дискуссия: Бертло против Пастера. Закон сохранения вещества и энергии в биологии.

Возникновение экологии как самостоятельной научной дисциплины. Работы А. Гумбольта, Геккеля, Мебиуса, Бэра, Рулье. Экономические предпосылки возникновения функциональной экологии (работы Гензена).

Возникновение генетики. Работы Г. Менделя. Теория пангенеза: работы Ч. Дарвина, Нэгели, Вейсмана. Открытие кариокинетического процесса (Чистяков) и установление роли ядра в клетке (Геккель). Переоткрытие законов Менделя на рубеже XIX и XX вв. Хромосомная теория наследственности и теория зародышевой плазмы. Работы Вейсмана, Моргана, Де-Фриза.

 

Основные черты развития биологии в XX веке. Двадцатый век как эпоха НТР (НТП). Ускорение развития науки. Дифференциация. Формирование пограничных наук. Связь науки и производства, науки и идеологии.

Особенности развития науки в СССР. Феномены Н.И. Вавилова и Т.Д, Лысенко.

 

Предмет методологии науки, ее цели и задачи. Структура методологии. Методология как технология научного поиска и как наука о процессе познания. Представления о методике и методе. Гносеология. Базовые принципы методологии: объективности, познаваемости, диалектического характера процесса познания и практики, как основы познания и критерия истины.

 

12. Научное познание: эмпирический уровень

Сущность эмпирического уровня научного познания и его структура.

Чувственное познание как первый компонент эмпирического уровня научного познания. Природа и особенности чувственного познания. Понятия ощущения, восприятия и представления. Мышление наглядными образами.

Первичное теоретическое осмысление (дискурсивная обработка) – второй компонент эмпирического уровня научного познания. Сущность дискурсивной обработки: первичная классификация наблюдаемых явлений действительности и перевод наглядных образов в понятийную форму (протокольные предложения). Концепция конвенциализма.

Классификация методов эмпирического познания. Наблюдение как специально организованное чувственное познание действительности. Невооруженное и вооруженное (приборное) виды наблюдения. Формы вооруженного наблюдения: с использованием приборов первого и второго родов. Требования, предъявляемые к наблюдению. Концепция инструментализма.

Эксперимент как метод эмпирического исследования, основанный на вмешательстве в естественное протекание процессов. Преимущества и недостатки экспериментального метода по сравнению с наблюдением. Полевой и лабораторный разновидности эксперимента, их сравнительная характеристика. Моделирование как особая разновидность эксперимента. Требования, предъявляемые к эксперименту.

Проблема факта. Представление о теоретической нагруженности факта: факт как результат взаимодействия наблюдения и объяснения.

 

13. Научное познание: теоретический уровень

Сущность теоретического уровня научного познания и его структура. Формы логического познания: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – элементарная единица теории. Структура понятия, его объем и содержание. Свойства и функции понятия. Язык науки и научная терминология. Принципы, регулирующие употребление научных терминов. Определение. Требования, предъявляемые к определению. Теория как система понятий. Суждение как форма мысли и связь понятий. Виды суждений. Умозаключение как форма мысли и связь суждений. Виды умозаключений.

Основные законы формальной логики: закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Требования, вытекающие из законов формальной логики. Основные логические ошибки: подмена тезиса, противоречие в определении, основное заблуждение, круг в доказательстве, невытекание. Понятие паралогизма.

Методика ведения дискуссии. Представление о "джентльменской" и "хамской" манере ведения дискуссии. Споры "для истины" и споры "для победы". Понятия пропонента и оппонента. Уловки, применяемые в дискуссии. Уловки логического характера (софизмы). Уловки социально-психологического характера. Уловки организационно-процедурного характера. Требования, предъявляемые к поведению людей во время спора.

Основные логические процессы: обобщение, абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Представление о теоретических основаниях биологии. Философские основания. Значение философских оснований (принципов) для теоретических областей биологии. Собственные основания биологии: принцип естественного отбора, принцип борьбы за существование, адаптационная парадигма, принцип условий существования, принцип корреляции органов.

Методологические приемы: принцип сомнения (Р. Декарт), принцип сочувствия (С.В. Мейен), историзма и актуализма (униформизма), холизма и редукционизма.

Представление о теории как о методе. Понятие парадигмы. Значение парадигм для развития науки.

Проблема, гипотеза и теория как формы научного познания. Проблема как научный вопрос. Структура проблемы, требования, предъявляемые к ее постановке. Гипотеза как предположительное решение проблемы: проблема монизма и плюрализма. Представление о гипотетико-дедуктивном методе (Р. Декарт). Способы выдвижения гипотез.

Теория как система доказанного знания. Критерии научности. Красота теории, внутренняя непротиворечивость, соответствие фактам, способность к развитию как критерии научности. "Бритва" У. Оккама. Проблема "смысла" теории, принципы верификации, фальсификации, когеренции и конвенционизма по К. Попперу. Подтвержденность на практике как критерий научности.