Формы и виды злоупотребления доминирующим положением

Сам факт наличия у компании доминирующего положения не рассматривается в мировой практике как противоправное действие и не считается негативным явлением. В общем случае антимонопольные органы преследуют именно злоупотребление доминирующим положением и рыночной властью. В мировой практике при рассмотрении незаконного использования рыночной власти используются следующие термины: «монополизация рынка», «злоупотребление рыночной властью», «злоупотребление доминирующим положением».

Антимонопольное законодательство большинства стран, включая Россию, предлагает перечень запрещенных форм деятельности доминирующих предприятий. В Законе «О конкуренции»[58] запрещается доминирующим хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим положением на соответствующем рынке, в том числе включать в договор дискриминирующие условия, ставящие контрагентов в неравное положение, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, устанавливать монопольно высокие (низкие) цены, нарушать установленный нормативными актами порядок ценообразования.

Российское антимонопольное законодательство, в том числе по пункту определения и классификации злоупотреблений, отчасти впитало в себя опыт антимонопольного регулирования в развитых европейских странах и базируется в основном на принципах, изложенных в Амстердамском договоре Европейского Союза.

Существуют различия в подходах к пониманию злоупотребления доминирующим положением, принятых в ЕС и США.

Европейская система нацелена на мониторинг и регулирование поведения доминирующего субъекта, а не тех средств, с помощью которых он достигает господствующего положения. Антимонопольное регулирование EC сосредоточивает внимание преимущественно на рыночном поведении доминирующих предприятий, а контроль над структурой рынка, над распределением долей рынка между фирмами имеет меньшее значение[59].

В центре американских законов – те средства устранения конкурентов, какими фирмы добиваются лидерства на рынках, препятствуют или затрудняют проникновение других фирм на монополизированные рынки. Если монопольное положение приобретено незаконно путем поглощения или незаконного устранения конкурентов, то по отношению к такой фирме применяется антимонопольное регулирование. Целью антимонопольной политики в США является определение допустимости той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию[60].

Таким образом, нарушение закона Шермана должно включать в себя два элемента: обладание значительной рыночной властью в границах определенного рынка и преднамеренное приобретение, поддержание или использование такой власти для антиконкурентных целей. Монопольная власть (в противоположность законодательству ЕС) рассматривается как «неизбежное зло» из-за возможности последующего злоупотребления ею и веры в то, что она убивает инициативу других участников рыночного обмена. Доминирующему предприятию позволительно использовать свой размер в целях проведения конкурентной борьбы наиболее эффективными методами, но запрещается применять свою власть для снижения конкуренции посредством грабительского ценообразования, ценовой дискриминации, эксклюзивных соглашений и иных антиконкурентных способов.

Рассмотрим основные формы и виды злоупотребления доминирующим положением.

Таблица 7.2

Основные формы и виды злоупотребления доминирующим положением.

Ценообразование
Завышенное ценообразование Используется доминирующим субъектом в случае минимального риска потери потребителя, то есть при отсутствии для них какой-либо альтернативы данному товару. Сложность заключается в определении завышенной цены. Завышенное ценообразование было определено Европейским судом как «не обоснованное никакими экономическими причинами установление слишком высокой цены на товары». Только административные органы, занимающиеся проблемами конкуренции, могут определить, соответствуют ли установленные цены вышеизложенному требованию (обычно цены на розничные товары сравниваются с их себестоимостью). Если такая процедура невозможна, устанавливаются «разумные» цены путем анализа цен на товары на других товарных рынках или у конкурентов.
    Заниженное (грабительское) ценообразование Установление недостаточной цены в экономической практике называется грабительским ценообразованием или «хищническим», когда для усиления власти и создания барьеров входа доминирующая фирма назначает цену ниже уровня средних и даже средних переменных издержек фирм конкурентного окружения. Для фирм – аутсайдеров политика грабительского ценообразования ведет к разорению и вытеснению с рынка. Грабительские цены – это инвестиции в будущую рыночную власть. Эта политика может использоваться доминирующей фирмой для «расчистки» рынка, поглощения конкурентных фирм и превращения доминирующей фирмы в монополию, и как следствие, к последующему повышению цен на товар ввиду отсутствия конкуренции. Если после вытеснения конкурентов с рынка низкий уровень барьеров входа приведет к проникновению на рынок новых конкурентов, то грабительское ценообразование может превратиться в ценовую войну.
    Ценовая дискриминация[61] Ценовая дискриминация, осуществляемая в форме скидок, может быть расценена как злоупотребление доминирующим положением, если скидки искусственно занижают цену, или устанавливаются с целью «закрепления» потребителей, побуждая их приобретать продукцию или пользоваться услугами данного производителя. Считаются совершенно недопустимыми финансовые скидкипри покупке товаров, предлагающие покупателю финансовые льготы в случае приобретения продукции исключительно у данного производителя. Согласно постановлению Комиссии ЕС в статье 86 «нарушениями законодательства считаются случаи, когда компания, предоставляя финансовые скидки, навязывает потребителю договор или обговаривает какие-либо условия, согласно которым последний приобретает товар исключительно у предприятия, занимающего доминирующее положение. Однако важно, что при этом доминирующее предприятие предлагает привлекательные с финансовой точки зрения возможности для потребителя с тем, чтобы последний покупал продукцию только у данного предприятия. При этом не важно, какими средствами это достигается».
Отказ в поставке товаров или услуг
Отказ вести торговые дела в случае сотрудничества контрагентов с конкурентами Доминирующая фирма отказывается сотрудничать с покупателем до тех пор, пока тот не перестанет приобретать продукцию у непосредственных конкурентов. Цель подобных отказов – установить контроль на релевантном торговом рынке. Так как подобный тип поведения приводит к устранению конкурентов на рынке, такие действия считаются антиконкурентными[62].
Наличие сговора между фирмами Цель сговора - вытеснение с рынка одного из конкурентов или наказание за отклонение от установленной общей линии поведения.
    Дискриминационные условия доступа Дискриминационный доступ к уже существующей инфраструктуре представляет собой ограничение доступа потребителей к энергетическим или телекоммуникационным сетям, функционирующих в рамках естественных монополий. Предприятие, занимающее доминирующее положение, имеет право определять и устанавливать технологические соответствия и уровень оплаты, необходимый для подключения в данную сеть. В единственном случае, когда это технически невыполнимо, доминирующее предприятие имеет право отклонить просьбу о доступе в свою сеть.
Вертикальные ограничения Вертикальные ограничения – это ситуации, при которых фирма, действующая на одной стадии технологической цепочки (продавец - производитель), налагает на поведение другой фирмы (покупателя) целый комплекс ограничительных положений и лишает ее свободы выбора. Цель – укрепление рыночной власти, вытеснение конкретного конкурента с рынка или завоевание рыночной власти на ином рынке.
Навязывание принудительного ассортимента Считается злоупотреблением, когда доминирующее предприятие, поставляя необходимую его партнеру продукцию, навязывает своим потребителям еще и другие товары. То есть, предприятие, занимающее доминирующее положение, сбывает товар, который не пользуется соответствующим спросом и, используя свое доминирующее положение на релевантном рынке, пытается распространить свое влияние на соседний рынок.
  Обязательства по эксклюзивной поставке Возникают, когда субъект рынка обязуется (по собственному желанию или нет) закупать продукцию исключительно у предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке. То есть, вводится запрет со стороны производителя закупать товар у непосредственных конкурентов, что создает условия ограничения доступа на рынок конкурирующих товаров.
«Английские» условия договора Во многих соглашениях значится, что предприятие, заключившее договор на приобретение продукции, в случае смены партнера должно оповестить своего нынешнего партнера обо всех условиях нового договора, чтобы последний мог приспособить к изменившимся условиям свои цены. Такие условия называются «английскими» и считаются незаконными, если их вводит предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке. Введение подобных обязательств, предоставляет доминирующему предприятию возможность получать конфиденциальную информацию о действиях конкурирующих компаний и действовать таким образом, чтобы не допустить конкурентов на рынок.
  Ограничение возможностей партнера по ведению поставок на другой территории Дистрибьюторские соглашения предполагают ограничения в предоставлении прав торгово-посредническим предприятиям на осуществление торговой деятельности в пределах установленной территории. Результатом, с одной стороны, является сокращение конкурентного поля торговых организаций, с другой - розничный торговец на определенной территории становится чистым монополистом по продаже определенной продукции. Также головная компания может предоставить возможность своим дистрибьюторам конкурировать по ценам и в области технологии продаж на определенной территории.

Таким образом, основными способами злоупотребления доминирующим положением является:

· Прямое или косвенное навязывание несправедливых цен, а также других неприемлемых условий и обязательств.

· Заключение контрактов, в соответствии с которыми на одного из участников соглашения налагаются обязательства, не относящиеся к предмету данного договора.

· Применение неравнозначных условий в отношении идентичных сделок, что ставит одного из участников соглашения в невыгодное положение по сравнению с конкурентами.

· Ограничение производственного, рыночного, технического развития, ущемляющие интересы потребителей.

Злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке как форма проявления рыночной власти хозяйствующими субъектами являются наиболее типичным и распространенным нарушением антимонопольного законодательства на протяжении всего периода его существования. На их долю в 2005 г. приходилось более половины рассмотренных ФАС России[63] и его территориальными управлениями заявлений (3587).

Если анализировать структуру злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке по системе ФАС России в 2005 г., то навязывание контрагенту невыгодных условий договора является наиболее характерным нарушением - 34,7% всех нарушений. Данный вид нарушений наиболее часто встречается в отраслях энергетики, транспорта, ЖКХ. Другим распространенным нарушением является несоблюдение установленного нормативными актами порядка ценообразования - 9,4%. Основная часть нарушений за последние годы вызвана отсутствием согласованных тарифов на регулируемые виды услуг с региональными энергетическими комиссиями, с администрациями субъектов РФ или муниципальных образований. Таким злоупотреблением промышляют естественные монополии: водо-, газо-, энергоснабжение, отдельные виды транспорта и связи, услуги портов и аэропортов. Мониторинг 230 цен на различные виды товаров и услуг, проводимый антимонопольными территориальными управлениями, показывает, что более 30% предприятий, занимающих доминирующее положение, периодически завышают цены на товары и услуги. Хотя в реальной практике выявление фактов установления монопольно – высокой цены – редкое явление -5%, что объясняется сложностью выявления данного вида злоупотребления.

Один из способов сохранить и преумножить свою рыночную власть – создание препятствий доступа на рынок хозяйствующим субъектам составил 8,2% общего количества нарушений. Необоснованный отказ доминирующего хозяйствующего субъекта - естественных монополий от заключения договора с отдельными заказчиками при наличии возможности безубыточного производства или поставки товара -13%. В целом подавляющая часть злоупотреблений доминирующим положением (около 80%) в 2002-2005 гг. была допущена субъектами сферы естественных монополий[64].

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните сущность экономической власти с позиции стратегической концепции фирмы.

2. Объясните сущность экономической власти фирм с позиций контрактной концепции фирм.

3. С помощью какой информации экономисты определяют степень экономической власти фирм?

4. Европейский Суд Справедливости высказал мнение, что необоснованно высокий уровень цены доминирующей фирмы считается злоупотреблением своим исключительным положением. Американский апелляционный суд, исследуя дело Eastman Kodak, пришел к выводу: завышение цены само по себе не является антиконкурентным действием, потому что, вероятно, нет более лучшего и надежного способа привлечь на указанный рынок конкурентов. Объясните разницу в подходах приведенных систем законодательства.

5. К каким последствиям на рынках приводят различные виды злоупотребления доминирующим положением?

6. Как вы считаете, возможны ли положительные последствия злоупотреблений доминирующим положением фирм для конкурентов, потребителей и государства? Если да, то каких форм и видов?

Тест:

1. Экономическая власть фирмы это: a) завышенные цены, существенная доля на рынке, положительная экономическая прибыль в долгосрочном периоде; b) способность достигать определенных, поставленных перед собой целей и значений приведенных показателей, способность посредством своего стратегического поведения влиять на развитие рынка; c) а) и б) верно.  
2. Понятие экономической власти характерно для: a) активной фирмы; b) пассивной фирмы; c) для фирмы в фазах экономического роста.  
3. Монопольная власть фирмы: a) тождественна экономической власти фирмы; b) это частный случай экономической власти фирмы; c) это власть доминирующей фирмы на рынке.  
4. Если коэффициент Бейна равен 0, то: a) фирма получает положительную экономическую прибыль; b) фирма монополистический конкурент находиться в состоянии равновесия; c) фирма ценовой лидер функционирует в рамках модели «ценового зонтика».  
5. Допустим, фирма реализует ананасы на овощном рынке города и кисло - молочную продукцию на рынке молочных продуктов, тогда власть фирмы будет больше: a) на рынке молочных продуктов; b) на овощном рынке; c) власть будет одинакова, так как оба товара являются товарами конечного потребления.  
6. Если индекс Лернера L=0, то фирма: a) имеет наибольшую власть и является монополистом на рынке; b) имеет наименьшую власть и является монополистическим конкурентом; c) власть у фирмы отсутствует и фирма является ценополучателем.  
7. Чем выше доля фирмы, тем: a) выше рыночная власть фирмы; b) ниже рыночная власть фирмы; c) рыночная власть не зависит от рыночной доли фирмы.  
8. Если показатель согласованности ценовой политики фирм принимает значение близкое значение к 1, то это может соответствовать: a) заключению картельного соглашения, то есть абсолютной рыночной власти; b) независимому поведению фирм; c) модели ценового лидера.  
9. Если коэффициент Тобина фирмы из года в год увеличивается, то это свидетельствует об: a) увеличении капитализации и экономической власти фирмы; b) уменьшении капитализации и экономической власти фирмы; c) увеличении капитализации и уменьшении экономической власти фирмы.  
10. Если господствующий субъект релевантного рынка дает возможность другим предприятиям влиять на условия рыночной конкуренции до тех пор, пока это не станет ущемлять его собственные интересы, то он является: a) монополистом; b) фирмой – лидером; c) олигополистом, функционирующим по Курно.  
11. Количественные показатели доминирующего положения отражаются в определении: a) Доминирующее положение - ситуация, при которой предприятие обладает экономической властью, позволяющей предотвращать эффективную конкуренцию и действовать, не принимая во внимание своих конкурентов, покупателей и продавцов. b) Доминирование - это положение, при котором предприятие, в силу рыночной доли, владея техническими знаниями, доступом к сырьевым и финансовым ресурсам, имеет возможность устанавливать цены или контролировать производство или распределение значительной части продукции на рынке. c) Доминирование – это ситуация на рынке, когда какое-либо предприятие, действующее либо самостоятельно, либо совместно с несколькими другими предприятиями, обладает возможностью контролировать, соответствующий рынок конкретного товара или услуги.  
12. В Законе «О конкуренции»[65] в статье. 5 размер доли хозяйствующего субъекта на рынке, начиная с которого компания должна доказать антимонопольному органу, что она не занимает на рынке доминирующего положения составляет: a) 65%; b) 60%; c) 50%  
13. Для предотвращения входа новых фирм доминирующая фирма использует абсолютное преимущество в издержках когда: a) устанавливает цену на уровне чуть ниже издержек на единицу продукции у фирмы- аутсайдера; b) производит большой объем выпуска, обеспечивающий положительную отдачу от масштаба. c) а) и b) неверно.  
14. Фирма выберет стратегию максимизации прибыли вместо стратегии предотвращения входа, когда: a) сегодняшняя ценность потока прибыли, при незначительной угрозе входа > сегодняшней ценности потока прибыли, при максимизации прибыли; b) сегодняшняя ценность потока прибыли, при незначительной угрозе входа < сегодняшней ценности потока прибыли, при максимизации прибыли; c) сегодняшняя ценность потока прибыли, при незначительной угрозе входа = сегодняшней ценности потока прибыли, при максимизации прибыли.  
15. Возможность проводить политику ограничивающего вход ценообразования выше: a) чем больше уровень МЭВ по отношению к размеру рынка и чем больше эластичность спроса; b) чем меньше уровень МЭВ по отношению к размеру рынка и чем меньше эластичность спроса; c) чем больше уровень МЭВ по отношению к размеру рынка и чем меньше эластичность спроса.  
16. Факт наличия у компании доминирующего положения законодательством ЕС: a) не рассматривается в мировой практике как противоправное действие; b) считается негативным явлением; c) преследуется антимонопольным законодательством.  
17. Европейская система нацелена на мониторинг: a) средств устранения конкурентов, какими фирмы добиваются лидерства на рынках; b) поведения доминирующего субъекта; c) способов контроля фирм над структурой рынка.  
18. Если для усиления власти и создания барьеров входа доминирующая фирма назначает цену ниже уровня средних и даже средних переменных издержек фирм конкурентного окружения, то данный вид злоупотребления относится к: a) ценовой дискриминации; b) завышенному ценообразованию; c) грабительскому «хищническому» ценообразованию.  
19. Если доминирующая фирма ограничивает доступ к существующей инфраструктуре в силу отсутствия технических возможностей, то: a) данное ограничение является дискриминационным условием доступа; b) не является злоупотреблением доминирующего положения; c) является отказом в поставке товра.  
20. Если субъект рынка обязуется не по собственному желанию закупать продукцию исключительно у предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке, то данный вид злоупотребления является: a) ограничением возможностей партнера по ведению поставок на другой территории; b) «английским» условием договора; c) обязательством по эксклюзивной поставке.

Задачи:

 

№1. Фирма Альфа и Зет являются монополистами на своих рынках. Индекс Лернера для фирмы Альфа равен -1/6, для фирмы Зет -1/4. Известны средние издержки фирм: АСа=14+55qa; АСз=26+35qЗ. Функция спроса одинакова на обоих рынках и равна Q=25-0,5P. Какая из фирм получит большую совокупную прибыль в долгосрочном периоде?

 

№2. Продавая оборудование по 120 ден. ед. за единицу, фирма монополист максимизирует свою прибыль. Если ценовая эластичность спроса при указанной цене равна -1,5, то какую величину при этом составляют предельные издержки и предельная выручка?

 

№3. В задачах №8 и №9 главы 4 рассчитайте индекс Лернера и оцените рыночную власть фирмы.

 

№4. В таблице приведены данные об объемах продаж четырех ведущих предприятий отрасли.

Предприятие
Объем реализации, тыс. руб.

Рассчитайте отраслевой индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана и средний по отрасли индекс рыночной власти Лернера, если показатель ценовой эластичности спроса на рынке составляет -1,25.

№5. Фирма, действующая на рынке напитков, максимизирует прибыль, продавая товар по цене 80 ед. По оценкам менеджеров компании рыночный спрос на их марку таков, что при повышении цены до 120 ед. объем продаж упадет в 5 раз. Оцените рыночную власть фирм.

 

№6. В таблице приведены данные об объемах реализации продукции, о ценовой эластичности спроса и о показателях согласованности ценовой политики b, касающиеся олигополистических рынков двух стран.

  Рынок страны А Рынок страны Б
Эластичность спроса -3 -1,5
b 0,2 0,06
Фирма Объем реализации, шт. Объем реализации, шт.

Рассчитайте индекс концентрации Херфиндаля –Хиршмана и индекс власти Лернера для рынка каждой страны. Изменится ли уровень индексов Лернера, если при расчете не учитывать показатели согласованности ценовой политики?

 

№7. Рассчитайте показатель согласованности ценовой политики фирм в отрасли, показатель ценовой эластичности спроса и отраслевой индекс Лернера, используя данные таблицы:

Фирма
Доля фирмы, %
МС, долл. 6,08 6,24 6,56 6,72

 

№8.По статистические данным, описывающим зависимость индекса Лернера от рыночной доли фирмы, рассчитайте показатель ценовой согласованности фирм.

 
Рыночная доля фирмы, si 0,064 0,223 0,273 0,182 0,073 0,05 0,04
Индекс Лернера L 0,1 0,2 0,35 0,15 0,11 0,045 0,038

 

№9. На рынке действуют четыре фирмы, каждая из которых контролирует 25% рыночных продаж в условиях взаимодействия по Курно. Пакеты акций всех фирм можно продать втрое дороже номинала. Акционерный капитал каждой фирмы составляет по номиналу 100 млн. долл., сумма прибыли 23%. Нормальная прибыль для отрасли составляет 8% на акционерный капитал. Известно, что эластичность рыночного спроса -2. Определите возможные показатели монопольной власти. Интерпретируйте полученные результаты.

 

№10. На рынке действуют 5 фирм, данные об их объемах продаж, ценах и предельных издержках приведены в таблице. Рыночная цена единицы товара составляет 5 тыс. руб. На основе данных определите показатель согласованности ценовой политики фирм и показатель ценовой эластичности спроса.

Фирма
Объем продаж, тыс. шт.
МС, тыс. шт. 3,55 3,625 3,7 3,775 3,85

Вопросы для дополнительного самостоятельного изучения:

1. Практика доминирования в мировой экономике.

2. Стратегия доминирующих фирм в России.

3. Положительные аспекты злоупотреблений доминирующим положением.

4. Формы и виды злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов в российской экономике.

5. Абба П. Лернер. Понятие монополии и измерение монопольной власти.

6. Джон С. Мак – Ги. Хищническое снижение цен: дело компании Standard Oil (Нью - Джерси)