Темы докладов
Литература
Литература
Литература
Дополнительная литература
Литература
ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ
Учебно-методический комплекс модуля
Кафедра литературы
Высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Алтайская государственная педагогическая академия»
История зарубежной литературы (новейшая зарубежная литература)
Специальность
050301.65 Русский язык и литература
код наименование
Барнаул
Для успешного выполнения поставленных заданий студенту необходимо
- ознакомиться с текстом художественного произведения;
- сделать из него цитатные выписки в дневник чтения;
- прочитать материалы, изложенные в учебнике/учебном пособии, обращая внимание на факты биографии писателя;
- внимательно прочитать и законспектировать (по необходимости) предложенную в списке к практическому занятию критическую и исследовательскую литературу;
- обратить внимание на терминологический минимум занятия, по необходимости обратиться к словарю литературоведческих терминов, выписать и выучить термины;
- уметь полно ответить на каждый вопрос, вынесенный на практическое занятие, опираясь на знание художественного текста и изученного в ходе подготовки к занятию материала.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _1_
Тема:
Постмодернизм как художественный метод и литературное направление
(наименование темы)
Продолжительность _4_ часа
План практического занятия
1. Объективные предпосылки (исторические, литературные) возникновения постмодернизма в зарубежных литературах. Временные рамки явления. Термин «постмодернизм»
2. Главные признаки постмодернизма:
а) интертекстуальность как семиотическое понимание реальности:
- функции цитаты; гипертекст (коллаж как его вариация, отличие коллажа постмодернистского от модернистского);
- особое положение автора;
- видение и познание мира постмодернистами. Структура мира. Виртуальная реальность;
б) игра как антимиметическая стратегия. Ситуация «языковой игры» и «литературной игры». Семантика игры, её специфика
3. Сделать выписки из работ И. Ильина (№ 7), В. Руднева (№10), Н. Маньковской (№ 12), Р. Барта (№ 2)
1. Анастасьев Н. «У слов долгое эхо» // Вопросы лит. 1996. №4
2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1983
3. Зарубежная литература ХХ века. М., 2000
4. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопр. Лит. 1996. №3
5. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения // ИЛ., 1996. № 2
6. Зверев А. Черепаха Квази // Вопр. Лит. 1997. № 3
7. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
8. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. 1992. №2
9. Носов С. Литература и игра // Новый мир. 1992. № 2
10. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1998
11. Славицкий В. После постмодернизма // Вопр. лит. 1991. №11 –12
12. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000
13. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998
14. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992
15. Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ века. М., 1988
16. Андреев Л. Каким должен быть курс истории литературы // Вопр. лит. 1998. №3
17. Гаспаров М. Несколько параллелей // Лит. Учеба. 1991. № 5
18. Степанян К. Постмодернизм – боль и забота наша // Вопр. лит. 1998. № 5
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _3_
Тема:РОМАН МИШЕЛЯ ТУРНЬЕ «ПЯТНИЦА, ИЛИ ЛИМБ ТИХОГО ОКЕАНА»
КАК РОМАН-МИФ
Продолжительность _2_ часа
План практического занятия
1. Влияние Ж.-П. Сартра, Г. Башляра, К. Леви-Стросса на концепцию мира и человека в творчестве М. Турнье
2. «Робинзон Крузо» Д. Дефо как претекст романа М. Турнье. Полемика писателя с Д. Дефо по вопросу западноевропейской цивилизации и отношении к «дикарям».
3. Значение карт Таро в композиции романа М. Турнье.
4. Символические образы в «Пятнице…» и библейские реминисценции.
5. Тема слияния Робинзона с природой. Обряд инициации. Мистический культ Солнца.
6. Сочетание психологизма и мифологизма в романе М. Турнье. Художественный синтез мифологизма и жизнеподобия в «Пятнице…» как одна из черт современного романа.
1. Турнье М. Пятница, или Лимб Тихого океана (любое издание)
2. Делёз Ж. Мишель Турнье и мир без Другого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб., 1999.
3. Башляр Г. Вода и грёзы: Опыт о воображении материи. М., 1998
4. Башляр Г. Земля и грёзы воли. М., 2000
5. Башляр Г. Избранное: поэтика пространства. М., 2004
6. Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993
7. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994
8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., 2002
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _4_
Тема: РОМАН-АЛЛЕГОРИЯ РОБЕРА МЁРЛЯ «МАДРАПУР»
Продолжительность _2_ часа
План практического занятия
1. Особенности жанра произведения (использование фантастики, приёмы детективного жанра (какие, как использованы).
2. Композиция произведения
3. Метафорический смысл, аллегория в произведении. Хронотоп. Категория времени и ее восприятие человеком. Художественное пространство, его организация
4. Система персонажей. Экстремальность ситуации как способ самораскрытия персонажей
5. Система символов в произведении. Центральный символ – круг
6. Философско-этические темы в произведении
7. Авторская позиция и способы её выражения
8. Трансформация реалистического метода повествования
9. Составьте библиографический список по творчеству Р. Мёрля
Задание. Из Словаря литературоведческих понятий и терминов выписать определения «детектив», «фантастика»; выявить их основные признаки
1. Р. Мёрль, Мадрапур (любое издание)
2. Филиппова П.В. Неомифологический роман Робера Мёрля «Мадрапур» // Филологический анализ текста: сб. науч. тр. Вып. 4. Барнаул, 2003. С. 138 - 146
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _5_
Тема:«ОБЕЩАНИЕ НА РАССВЕТЕ» РОМЕНА ГАРИ
КАК КЛЮЧЕВОЙ ТЕКСТ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ
(наименование темы)
Продолжительность _2_ часа
План практического занятия
1. Определите разновидность романа Р. Гари «Обещание на рассвете»: «тотальный» роман, «роман воспитания»… (продолжите парадигму, обосновав новые включения).
2. Отметьте особенности хронотопа произведения. Выделите основной принцип («дар») изображения действительности в нём.
3. Какие эпизоды, на ваш взгляд, являются основными в произведении? Назовите их, определите их смысл.
4. Выявите метафоричность и мифологичность повествования. Опишите литературный «пласт» в произведении Гари. Назовите основные приемы повествования. Определите роль литературной мистификации.
5. Герой-повествователь романа – герой-маргинал. Нравственный выбор героя.
6. Образ матери в романе.
7. Составьте библиографию по теме «Творчество Р. Гари».
1. Гари Р. Обещание на рассвете (любое издание) или // Иностранная литература 1993, №2
2. Прокофьева Н. Мистификатор // Смена. 2001. №6
3. Панкеев И. О том, как два писателя друг друга убили // Книжное обозрение. 1995. № 16
4. Бланш А. «… я неправильно разыгрывал свои карты…» (о жизни и творчестве французского писателя Ромена Гари) // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12. С. 294 – 251
5. Хачатурян Н. Иносказания Р. Гари // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12. С. 206 – 214
6. Гари Р. О творчестве: Выдержки из интервью // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12
7. Бондарчук Д. Гари/Ажар – двое в одном // Иностранная л-ра. 2001. № 12
8. Горбачёва М. Герои «экзистенциального приключения» // Иностранная литература 2001. № 12
9. Романова А. Поэзия маргинальности // Иностранная литература. 2001, № 12
1. «Творческий путь Ромена Гари»
2. Авторская мифология в романе Р.Гари «Обещание на рассвете»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _6_
Тема:«БИОГРАФИЧЕСКИЙ» РОМАН ПИТЕРА АКРОЙДА
«ПОСЛЕДНЕЕ ЗАВЕЩАНИЕ ОСКАРА УАЙЛДА»
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
План практического занятия
1.Определите жанр произведения. Как в романе сочетаются биография и автобиография (фактография). Роль мистификации в создании текста. Биография-симулякр. Артистическая игра с материалом. Импровизация
2. Истолкуйте название романа (травестия стереотипа – игра смыслов обозначена заглавием)
3. Основная коллизия романа
4. Соотношение автора (П. Акройда) и героя-повествователя
5. Мир глазами автора и мир глазами героя-повествователя (Оскара Уайлда): особенности хронотопа
6. Реализация «эстетической» программы героя-повествователя в мире
7. Обозначив особенности формы произведения и его содержания, докажите, что роман П. Акройда – постмодернистский текст
8. Составьте библиографию по творчеству П. Акройда