Лекция № 8.

Лекция № 7.

Тема: Литература США

Произведения современных американских писателей в «литературном» ряду американской литературы: традиции и новаторство. Тим О'Брайен (1946). Обращение к реалиям современной жизни, к теме войны в романе «На Лесном Озере» (1994).

Писатель дебютировал в нач. 70-х гг книгой воспоминаний о своём полуторагодичном пребывании в действующей армии в Южном Вьетнаме «Если я погибну на поле боя, положите меня в гроб и отправьте на родину» (1973). Спустя год вышел его «вьетнамский» роман «Северное сияние». Обе книги явились подступами к главному пр-ю ТОБ. Хотя в своём творчестве он, исчерпав «вьетнамскую» тему обращался и к проблемам современности («Ядерная война», роман, 1985). Так он пытался осмыслить реалии атомного века с точки зрения рядового «человека с улицы». Но роман не вызвал сколько-нибудь значимого резонанса, и ТОБ вернулся к теме Вьетнама 60-х гг..

Роман «На Лесном озере» - продолжение «вьетнамианы»..

Поджанр пр-я определяют как «шаги по следам. Текст романа - поток сознания автора. Исподволь автор создаёт свою версию на известную тему «солдат дома».

Цитатность произведения (Сервантес, Достоевский, Чехов, Фрейд, факты из биографий известных политиков, выдержки из монографий солидных психоаналитиков). Судьба Уэйда оказывается встроена в контекст судеб цивилизации, в структуру всемирной истории. ТОБ интересует зыбкая грань, которая отделяет реальный факт от сознательного и бессознательного его искажения в памяти и воображении.

Роман-палимпсест Т. Корагессана Бойла «Восток есть Восток» (1990). Название романа создаёт эффект узнавания: намекается на строки Р. Киплинга о Востоке и Западе, которым «не встретиться никогда». Однако КБ важно, что это узнавание ложно. Главная темаромана: встреча Востока и Запада, их контакт, столкновение, сближение, диалог. И возможен ли контакт такого рода? → и сам роман, и его жанровая форма диалогична.

Роман как палимпсест.

Новое в решение проблемы «Восток - Запад».

Особенности поэтики романа. Эми Тан. Роман «Клуб радости и удачи»: особенности жанровой формы, способ выражения авторского «я».

«КРИУ» - роман в новеллах-монологах, написанных от имени немолодых китаянок, приехавших в Америку из Китая в 1949 г., и их дочерей, родившихся уже в США. Новеллы имитируют средневековые китайские повести о любви. Чередование монологов - чередование разных жизненных философий. Четыре фабулы романа. Центральная сюжетная линия.

Тема: Славянские литературы

Милан Кундера (1929) (Чехия). Постмодернистский деконструктивистский роман «Бессмертие» (1992 – пер. на русс. яз.) как «роман, рождённый из жеста», «роман возможностей». Основные темы романа. «Литературность» произведения. .

Автор как комментатор. Описание хронотопа романа. Основные темы произведения.

Милорад Павич (Сербия), роман «Хазарский словарь» как роман-энциклопедия, словарь, кроссворд. Мифологическая модель мира в постмодернистском произведении М. Павича. Версификация как основа построения текста произведения. Интенциональность и интертекстуальность постмодернистских произведений.

Круг интересов Павича как писателя.

МП пишет в традиционной для ПМ-й литературы технике палимпсеста, когда герои, сюжеты, цитаты, кочуют из пр-я в пр-е и в новом контексте обретают новую жизнь.

Роман «Хазарский словарь» (1984) – «первая книга ХХI века», пр-е, которое существует на бумаге и на CD-ROMе (т.е. его можно читать в компьютерной версии, перемещаясь по истории хазарской полемики, как по ИНТЕРНЕТу, с помощью мышки в индивидуально выбранном направлении. Пособия к текстовым редакторам становятся ключом к пр-м МП → пр-я складываются в один огромный текст).

«ХС» перведён на многие языки мира. Его определяют как роман-лексикон. Основа романа. Существование романа одновременно в нескольких версиях.

Главный компонент романа – миф об Адаме.