Естественная монополия и методы ее регулирования

Существование естественных монополий представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию (структуру), при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей функционирования рынка. В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведенные данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, соответственно спрос на этом рынке в меньшей степени зависит от изменения цены.

Технологические особенности функционирования компаний на таких рынках формируют ситуацию субаддитивности затрат, при которой при росте спроса средние совокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно снижаются, а какое – либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы (Рис. 4.8.).

С, P

 
 

 

 


ACi

 

D

AC AC

Q

qi Q

Рис. 4.8. Субаддитивность затрат естественной монополии.

То есть, если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции остались высокими и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть издержки.

В подавляющем большинстве случаев такая экономическая ситуация характерна для отраслей с наличием сетевых структур, а именно коммуникаций и предприятий коллективного потребления: транспортировки нефти, газа, передачи электрической и тепловой энергии, магистральные перевозки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения средних издержек по мере объемов производства.

Конкуренция здесь сложна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек, то есть активы, воплощенные в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных линиях связи и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки. Продать такие активы будет практически невозможно, а потенциальная выручка от их реализации в случае демонтажа не покроет издержек. Хотя в последние годы, в мировой практике даже в этих сферах осуществляются попытки создания конкурирующих структур.

Изменение технологии доставки услуги или продукта до потребителя ослабляет и подрывает естественную монополию, и становится источником развития конкуренции на данном отраслевом рынке. Например, развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует монополию на продуктовую связь.

С одной стороны естественная монополия делает технически эффективным существование одного единственного производителя. Но опыт показывает, что злоупотребление с его стороны монопольным положением в форме завышения издержек или увеличения прибыли нередко снижает более высокую техническую эффективность. Причем это злоупотребление часто достаточно трудно распознать извне в силу того, что реальная эффективность деятельности единственного производителя известна лишь ему самому. Иными словами, к естественной монополии добавляется монополия информации.

Таким образом, нерегулируемая монополия даст то же рыночное равновесие, что и обычная монополия при MR=MC, P>MC. В данном случае будут наблюдаться чистые потери общества – потери «мертвого груза» вследствие сокращения выпуска - недопроизводства товара или услуги и завышения цен.

В результате в качестве возможных средств обеспечения приемлемого поведения естественной монополии представляются две альтернативы. Одной является государственная собственность, а другой – государственное регулирование, чтобы избежать вероятных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью. Регулирование естественной монополии возможно в нескольких вариантах, что объясняется сложностью воздействия на фирму из – за особенностей ее кривых издержек, так что единственного оптимального решения просто не существует. Рассмотрим ряд моделей государственного регулирования естественных монополий:

· Установление цены на уровне предельных издержек (оптимальный вариант свободной конкуренции)

Плюсом данного метода является обязательное удовлетворение спроса Q1., а также выполнение условия максимизации прибыли при Р=МС. Но данный метод ведет к потерям, так как из – за субаддитивности затрат естественного монополиста кривая предельных издержек расположена ниже кривой средних издержек на всем протяжении выпуска, и цена, равная предельным издержкам, оказывается выше средних издержек производства. Следовательно, государство должно дотировать естественную монополию в размере АС-МС. Кроме того, у монополии отсутствуют стимулы для сокращения издержек и применения передовых технологий.

 

С, P

 
 

 

 


РМ

 

 
 


К

Р2 D АС

Р1 МC

Q

QМ Q2 Q1

Рис. 4.9 Методы государственного регулирования естественной монополии.

· Установление цены на уровне средних издержек (Ценообразование Рамсея)

Установление фиксированной цены на уровне Р2= АС с обязательством для монополии полностью удовлетворить спрос Q2. В данном случае фирма не получает прибыли, но не несет и убытков, следовательно дотации в данном случае не требуется, но не достигается эффективность структуры выпуска, так как P>MC, то есть продукции, выпускаемой монополией, производится «мало». В данном случае у монополии также нет стимулов к снижению затрат, так как за снижением затрат последует снижение цены.

· Без установления фиксированной цены. (Конкуренция за рынок монополии Демзеца).

Государство организует конкуренцию за права по обслуживанию рынка естественной монополии (тендер) и предоставляет право производить данный вид продукции тому предприятию, которое обязуется вносить в государственный бюджет максимальную сумму платежа. Хотя цена может превышать уровень предельных издержек РМ, дополнительная прибыль поступает государству в виде платы доступа к рынку монополии, причем вся монопольная прибыль может быть изъята в государственный бюджет. Однако здесь есть опасность сговора между участниками тендерных торгов, в результате чего эффект устранения монопольной прибыли не достигается. Достоинством данного метода в том, что наблюдается минимум государственного вмешательства, есть стимул для естественной монополии снижать затраты, однако общество несет огромные чистые потери.

При большом числе участников и отсутствии сговора в долгосрочном периоде достигается результат Рамсея: цена устанавливается на уровне средних издержек, величина прибыли равна нулю.

Роль государства помимо организации конкурентных торгов заключается в установлении минимальных стандартов качества поставляемых услуг (товара), иначе снижение цены будет достигнуто за счет одновременного понижения качества товара.

· Ценовая дискриминация на рынке естественной монополии

При проведении государством политики ценовой дискриминации на рынке естественной монополии происходит установление двух уровней цен: для одних потребителей и Р2 = МС для других потребителей. Таким образом, услуга (товар) предоставляется любому покупателю, кто готов оплачивать, по крайней мере, величину предельных издержек. Доход от цены для первой категории потребителей покрывает совокупные издержки (VC+FC) выпуска товара, так что нет необходимости в субсидировании потребителя второй категории ( ). Этим достигается эффективное решение, так как совокупный выпуск здесь равен конкурентному уровню, при котором P=MC, в результате прибыль будет нулевая, но и убытков нет.

· Нелинейное ценообразование

В данном случае цена меняется в зависимости от объема покупки, так что средние расходы покупателя на единицу товара тоже меняются. Предусматривается введение двухчастного тарифа:

- постоянная часть е =FС/n, где FC – постоянные издержки, n – число покупателей;

- переменная часть m =f(Q), зависит от объема покупки Q.

Совокупные издержки производства товара тогда будут равны C(Q)=FC+mQ

Общие расходы покупателя составят величину е +mQ

Причем каждая дополнительная единица товара оплачивается по предельным издержкам.

Основными методами государственного регулирования естественных монополий за рубежом являются:

· Конкуренция за монопольный рынок

Организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны и на локальном рынке[24] на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть) либо принадлежат государству, либо создаются за его счет, а содержатся и управляются частной компанией.

При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных или заемных средств. Контракты заключаются на различные сроки, которые тем продолжительнее, чем больше средств компания вкладывает в производство. Обычно срок действия концессии достаточен для полной окупаемости вложений, после чего система может быть выкуплена государством. Концессии типичны для организации водоснабжения, железнодорожных перевозок, телефонной связи. Конкуренция за концессию должна быть меньше, чем за аренду, так как здесь участие в конкурсе обуславливается наличием у участника собственного капитала или доступа к кредиту. Повторные конкурсы обычно не ведут к замене арендаторов[25].

Одним из способов создания конкуренции на рынке естественной монополии является дезинтеграция, то есть принудительное организационное разделение сетевого обслуживания и поставки конечных продуктов путем полного выделения из компании или раздельного ведения счетов, так как не представленный на рынке конечных продуктов владелец сети уже не заинтересован отказывать ее пользователям[26].

· Регулирование нормы прибыли[27].

Осуществляется путем ограничения нормы прибыли на основе ограничения надбавки на издержки. Компаниям разрешается получать чистый посленалоговый доход в определенных пределах. Все аспекты деятельности компаний – тарифы, инвестиции, прибыльность – подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов.

Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать несправедливой дискриминации, поэтому тариф должен устанавливаться по каждому виду продажи или по характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним общих издержек на основе какого – либо принципа, например, объемов производства, величины прямых и постоянных издержек, получаемых прибылей[28].

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: определения текущих издержек, оценки инвестиций и задания нормы прибыли на инвестиции. Так комиссии по тарифам должны следить, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствие покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг. Оценка инвестиций – один из сложнейших аспектов, так как капитальные вложения можно оценивать по – разному: в ценах приобретения за вычетом амортизации, в ценах восстановления. Также важным является вопрос: какая часть инвестиций была осуществлена оправданно. Нижней границей допустимой прибыли служит стоимость капитала, а верхней – доход на инвестиции с той же степенью риска в предприятиях конкурентных отраслей.

· Регулирование верхнего предела ценообразования.

Регулирование осуществляется путем установления верхнего предела цены, который фирмы не должны превышать при продаже продукции. Основной принцип построения цены – возмещение издержек плюс «разумная» прибыль. Под «разумной» прибылью понимается такая норма прибыли, которая выше процента, получаемого по правительственным облигациям, но ниже средней нормы прибыли во всей обрабатывающей промышленности. Часто регулирующие комиссии устанавливают лишь общую норму прибыли для компаний, представляя последним широкую свободу разработки конкретных тарифов на свою продукцию при условии непревышения установленных общих лимитов.

Данная модель поощряет режим затратного ценообразования, так как установление тарифа на базе фактических издержек позволяет перекладывать затраты на потребителей. Кроме того, у компании нарушаются стимулы к капиталовложениям, компании перекладывает издержки с одного сегмента рынка на другой, поэтому во многих странах сферы и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните, почему индивидуальная линия спроса совершенного конкурента горизонтальна.

2. Почему фирма – совершенный конкурент не получает экономическую прибыль в долгосрочном периоде?

3. Почему линия предложения фирмы начинается именно из точки безубыточности?

4. Почему даже монополист может функционировать в долгосрочном периоде без экономической прибыли?

5. Почему фирма - несовершенный конкурент работает на эластичном участке спроса?

6. Почему у фирмы – несовершенного конкурента отсутствует функция предложения?

7. Приведите ряд отрицательных последствий вследствие существования монополии помимо треугольника Харбергера.

8. В некоторых случаях последствия для общества вследствие существования монополии неоднозначны. Объясните данный факт.

9. Как Вы считаете, в чем причина существования X- неэффективности в современных монополиях?

10. Объясните свойство субаддитивности затрат.

11. Объясните, почему необходимо государственное регулирование естественной монополии?

12. В чем заключаются достоинства и недостатки каждого метода регулирования функционирования естественных монополий?

Тест:

.

1. Совершенную конкуренцию как рыночную структуру имеют рынки: a) ценных бумаг и иностранной валюты; b) продуктов питания; c) стали.  
2. В монополии: a) доля каждой фирмы незначительна; b) функция спроса на продукцию фирмы горизонтальна; c) фирма является «ценоназначателем».  
3. Для фирмы, которая максимизирует прибыль и имеет рыночную власть справедливо: a) установление цены, равной предельным затратам; b) установление цены выше предельной выручки; c) установление цены, при которой эластичность спроса больше чем эластичность предложения.  
4. Равновесие конкурентной фирмы характеризуется: a) Р=МС=АС; b) minАС=Р=MR=MC; c) MR=MC.  
5. Монополист несет убытки, если: a) МС<АС; b) МС<Р; c) Р<АС.  
6. Если рыночная цена ниже AVC, то фирма – совершенный конкурент: a) работает безубыточно; b) закрывается и покидает отрасль; c) сокращает выпуск и повышает цену продукции.  
7. Кривая предложения фирмы: a) это часть линии долгосрочных предельных издержек, лежащая выше точки выхода фирмы с рынка; b) это часть линии долгосрочных предельных издержек, лежащая выше точки безубыточности; c) это часть линии долгосрочных средних издержек, лежащая выше точки выхода фирмы с рынка.  
8. Рыночная линия спроса на рынке совершенной конкуренции: a) горизонтальна; b) имеет отрицательный наклон; c) вертикальна.  
9. Если у фирмы – совершенного конкурента minAVC<P<minAC, то фирме: a) следует покинуть рынок; b) фирма находится в точке безубыточности; c) у фирмы есть возможность поправить положение сокращая издержки.  
10. Если монопольное положение достигнуто благодаря разработке, созданию и выведению на рынок принципиально нового товара, активному внедрению достижений научно – технического прогресса, эффективной хозяйственной стратегии, то это: a) естественная монополия; b) продуктовая монополия; c) протекционистская монополия.  
11. Если предприятия фирмы обладают производственной самостоятельностью, но не имеют сбытовой самостоятельности, при этом появляется единый агент сбыта, через которого осуществляется общий сбыт продукции предприятий, то предприятия входят в:. a) картель; b) синдикат; c) концерн.  
12. Монополия, возникшая в результате сделок: слияния и поглощения является: a) экономической; b) организационной; c) естественной.  
13. Естественная монополия характеризуется тем, что: a) с ростом объема производства средние затраты в длительном периоде снижаются на широком диапазоне изменения объемов выпуска продукции; b) с ростом объемов производства предельные затраты в коротком периоде равны общим; c) она возникает стихийно, а о создании искусственной монополии договариваются конкретные фирмы.  
14. «Чистые потери» от монополии: a) представляют потери потребителей; b) представляют потери производителей; c) складываются из сумм, которые не достались производителям и потребителям.
15. «Чистые потери» от монополии тем выше: a) чем выше эластичность спроса по цене; b) тем ниже эластичность спроса по цене; c) чистые потери не зависят от показателя эластичности.  
16. Разница между реальным уровнем издержек монополиста и эффективным уровнем издержек называется: a) «треугольником Харбергера»; b) X– неэффективностью Лейбенстайна; c) «чистыми потерями» общества.  
17. Государство вынуждено датировать естественную монополию в случае: a) предельного ценообразования; b) ценообразование Рамсея; c) конкуренции Демзеца.  
18. В случае конкуренции за монопольный рынок при организации концессии: a) организуется аукцион; b) активы (сеть) либо принадлежат государству, либо создаются за его счет, а содержатся и управляются частной компанией; c) фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных или заемных средств.  
19. Регулирование верхнего предела ценообразования стимулирует фирмы: a) перекладывать издержки на потребителей; b) внедрять инновации в технологический процесс; c) применять рыночные методы ценообразования.  
20. Нижней границей допустимой прибыли при регулировании нормы прибыли в естественной монополии служит: a) размер заработной платы; b) средневзвешенная стоимость капитала; c) доход на инвестиции с той же степенью риска в предприятиях конкурентных отраслей.

Задачи:

№ 1. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат предприятия (ТС) от выпуска представлена в таблице. Если цена 5 тыс. руб., то ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы предприятие

a) прекратило производство данного товара;

b) покинуло рынок.

 

Выпуск продукции в ед. времени, шт. Q ТС

№2.Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функция общих затрат имеет вид ТС=0,1q2+15q+10. Какой объем производства продукции выберет фирма, если цена товара 25 ден.ед..

 

№3.Известно, что рынок бензина в стране Х находится в условиях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается уравнением. Q= 200-20Р. Средние издержки типичной бензоколонки равны АСi=5+(qi-5)2. Какое число бензоколонок должно действовать в отрасли в долгосрочной перспективе?

№4.Найдите функцию предложения конкурентной фирмы в длительном периоде, если ее функция затрат имеет вид LAC=q2+1

 

№5. Функция общих затрат некоторой фирмы TC=100+4Q-Q2+0,2Q3. Определите точку закрытия фирмы.

 

№6. В конкурентной отрасли по производству матрешек действует 100 одинаковых фирм, каждая из которых имеет функцию краткосрочных общих издержек ТС=0,5q2+10q+5. Каков вид функции краткосрочного предложения для фирмы и для рынка в целом? Каковы параметры рыночного равновесия в коротком периоде при функции рыночного спроса: Q= 1100-50Р. Какова при этом прибыль каждой из фирм?

 

№7. В отрасли с совершенной конкуренцией функция издержек каждой фирмы имеет вид ТС=q3 - 4q2 +8q. Функция рыночного спроса имеет вид: Q= 2000-100Р. Определите равновесную комбинацию цены и выпуска на рынке, а также число фирм в длительном периоде.

№8.Функция спроса монополиста имеет вид QD=16-Р, а функция общих затрат ТС=14+Q2. По какой цене монополист будет реализовывать свою продукцию, и какую он получит прибыль?

№ 9. Монополия максимизирует выручку при целевой прибыли не ниже 1500 млн. руб. Известны функция спроса на продукцию монополиста Р=304 - 2Q и функция затрат ТС= 500 + 4Q + 8Q2. Определите оптимальный объем выпуска при данной прибыли и выпуск, при котором прибыль монополии максимальна.

 

№10. Товар А производится в условиях естественной монополии. Функция издержек фирмы – монополиста равна: ТС=100+Q. Спрос на продукцию отрасли составляет: QD=250-5P. Государство рассматривает три варианта политики по отношению к естественной монополии:

· не регулировать деятельность естественного монополиста;

· установить цену Рамсея;

· сформировать в отрасли десять независимых компаний, при этом известно, что переменные издержки каждой компании возрастут на 25%, но цена в отрасли понизится до уровня средних издержек.

Определить оптимальную политику государства с точки зрения максимизации общественного благосостояния.

 

№11. Производственная функция естественного монополиста равна Q=4*K1/2*L1/2. Цена использования единицы труда составляет 40 руб. Цена использования единицы капитала 50 руб. Спрос на товар, производимый отраслью, равен: QD=400-1/2*P. Фирме доступны следующие комбинации объемов ресурсов:

Определите, какую комбинацию труда и капитала выберет фирма в случае, если:

· государство не регулирует ее поведение;

· государство установило цену, максимизирующую общественное благосостояние;

· государство ограничило доходность фирмы уровнем 5% от стоимости используемых капитальных ресурсов;

· государство ограничило доходность фирмы уровнем 5% от стоимости используемых капитальных ресурсов;

· государство установило социально-приемлемую цену Рамсея

К L
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Вопросы для дополнительного самостоятельного изучения:

1. Основные тенденции государственного регулирования естественных монополий в России.

2. Основные тенденции государственного регулирования естественных монополий в западных странах. Возможен ли опыт «заимствования»?

3. Особенности расчета тарифов на услуги коммунального хозяйства в России.

4. Реструктуризация естественных монополий в России: состояние и перспективы.

5. Сочетание монополии и конкуренции в естественно монопольных структурах в российской экономике.