Субъект ------------ Объект

Информационное противоборство. Основные исторические этапы.

Информационные агентства

1. «Киодо Цусин»

Представляет собой объединение 64 японских газет и корпорацию NHK.

Ежедневный объем передаваемой информации составляет 330 тысяч знаков на японском языке и более 50 тысяч на английском.

Фотослужба распространяет по 170 фото в день.

2. «Дзидзи Цусин»

Второе по величине. Находится в Токио. Имеет 80 отделений в Японии и 25 за границей. Распространяет внутреннюю и международную информацию. Обслуживает более 120 японских газет, около 30 зарубежных издательств, радио- и телестанции. Снабжает информацией страны Латинской Америки, США, Китай.

Важную роль в японских СМИ являются рекламные агентства.

1. «Дэнцу» - самая крупная рекламная корпорация в Японии и 4 по миру. Входит в 6-ку лидеров мировой рекламной индустрии.

Основана в 1901 году. На сегодняшний день капитал составляет 490 млн.долл. Штат около 6 тысяч. Имеет отделения в 28 странах мира.

 

2. «Хакуходо» - 9 место в мире рекламной индустрии.

Основано в 1985 году. Капитал более 80 млн. долл.

 

3. «Дайко» - 3 место в Японии. Работает с 1944 года. Капитал более 20 млн. долл.

 

4. «Ёмико» - работает только на внутреннем рынке. Основана в 1929 году. Капитал около 12 млн. долл.

 

 

Информационное противоборство представляет собой совокупность взаимоотношений между субъектами мирового сообщества, в рамках которых данные субъекты:

· Путем активного воздействия на информационную сферу друг другу

· Стремятся решить свои задачи во всех областях

· Препятствуя при этом аналогичной деятельности противоположной стороны

Современный период развития информационного противоборства характеризуется его особым обострениеми выходом на качественно новый уровень.Это обусловлено рядом фокторов:

1. Информатизация основных областей деятельностибольшинства государств

2. Быстрые темпы формирования глобальной информационной инфраструктуры

3. Значительные достижения в развитии информационных технологий воздействия на сознание, волю и чувства людей

4. Активное развитие программно-технических средств нанесения ущерба компьютерным и телекоммуникационнымсистемам

5. Недостаточные уровень развития средств и методов обеспечения защитынациональных информационных пространств и сознания населения.

Развитие информационного противоборства в условиях как мирного, так и военного времени происходило благодаря появлению, массовому распространению и доступностиновых более эффективных носителей и средств доставки информации.

С этой точки зрения можно говорить о наличии 4 исторических этапов развития информационного противоборства:

1. Вербальный этап.Исторически первая форма – это информационно-психологическое обеспечение боевых и повстанческих действий.В качестве основного носителя информации на первом вербальном этапе выступает человек. В качестве объекта воздействия – психика человека.

Не случайно Аристотель еще в 4 веке до н.э. выделил те составляющие человеческой психики, которые по настоящее время являются основным объектом информационного воздействия:

· Сознание

· Воля

· Чувства

Человек ------------ Психика(сознание, воля, чувства)

Способы ведения информационного противоборства в тот период были ограничены:

· вербальными технологиями(выступления проповедников, ораторов, распространение слухов);

· наглядными средствами устрашения

· физическим противоборством

Важнейшими субъектами информационного противоборства являлись священнослужители, как наиболее образованные лица.

2. «Бумажные период»

Начался с распространением грамотностив условиях широкого охвата населения новыми носителями информации. Письма, листовки, книги, газеты, журналы. Заметных изменений в средствах доставки информации не произошло, хотя определенную роль сыграло появление поездов и пароходов.

 

Расширился набор физического противодействия:взрывы и поджоги издательств, типографий, уничтожение книг, журналов, закрытие редакций и т.д.

 

3. «Технический этап»

Этому периоду дало начало возникновение:

· новых носителей информации (В середине 19 века – фотография);

· новых средств доставки информации(телеграф, телефон, радио, кино).

Значительно усилилась наглядность и образность средств информационного воздействия. Увеличились возможности накапливания и длительного хранения информации.

Стало возможным оказание как оперативного, так и долгосрочного, как избирательного,так и массовоговоздействия на психику людей.

На этом этапе впервые возникает информационно-технические средства воздействияне только на сознание человека, но и на информационно-технические комплексы, а именно средства радиоэлектронной борьбы.