Телевидение и Информационные Агентства.

Современная пресса Германии (1990 - 1997).

Пресса ГДР (1949 - 1990)

Бульварная

Бильд (5.5 млн экз)

К 1976г. журнальный рынок был поделен между 4 журнальными концернами.

Издательская группа «Бертельсман» владела дорогими журналами:

Штерн

Гео

Шпортс

Группа Бауэраспециализировалась на дешевых массовых журналах:

Нойе Ревью

Пралине

Группа Бурда:

Бунте (разноликий)

Фройндин

Издательство Шпрингера специализировалось на журналах-программах:

Хёрцу (послушай-ка)

Функ Ур (радиочас)

 

Телевидение начинается в 1950-е годы. Его осуществило рабочее содружество общественно-правовых Телерадиовещательных организаций ФРГ «АРД».

1961второе Германское телевидение «ЦДФ».

К середине 80-х гг. практически закончился процесс концентрации СМИ. 1975-76 гг – период «фазы консолидации» (характерно увеличение количества издательств и отдельных изданий, рост тиражей всех ежедневных газет).

В отличие от других европейских стран в ФРГ до воссоединения выходило небольшое количество партийных газет. Это обусловлено послевоенными мерами оккупационных властей.

Националь Цайтунг

Ди Верхайт (Правда)

Составной частью Si СМИ являлась «Ауслендер Прессе» (печать для иностранцев).

В середине 60-х гг активно развивается альтернативная пресса, набирает обороты рекламная (к 90-му году 1000 изданий, тираж свыше 55 млн).

 

 

7 окт 1949 в восточной зоне была провозглашена ГДР, возглавляла которую Социалистическая Единая Партия Германии (СЕПГ) с газетой «Нойе Дойчланд».Существенное влияние на развитие журналистики оказала Si советской печати.

Печать СЕПГ являлась ядром СМИ ГДР. Теоретически органом ЦК СЕПГ был журнал «Айн Хайт» (единство). Большой популярностью пользовались т.н. «многотиражки»(производственные газеты), которые издавались партийными комитетами предприятий, гос. учреждений, вузов. Конец 70-х – 80-х – тираж более 2 млн.

В каждом из 15 округов ГДР 6 раз в неделю с воскресными приложениями выходили газеты, являвшиеся органом окружных комитетов партии.

В кон.89 – нач.90 гг произошли серьезные изменения в Si СМИ ГДР.

Процессы обновления затронули все звенья СЕПГ. Она перестала быть ядром Si СМИ ГДР. В 1990-е годы главной задачей СМИ ГДР была борьба за выживание. Этот преиод условно делят на 4 этапа:

1. Нач 1990 – выборы 18 марта 1990

Происходит демонополизация СМИ, отказ от диктата партии.

Радио, телевидение и Инф. Агентства объявили себя независимыми от гос-партийных структур.

2. 18 марта 1990 – 1июня 1990

В этот период последовало решение о прекращении партийно-гос. дотаций СМИ. В результате выросли цены на периодику.

3. 1 июня 1990 – 3 октября 1990

Появляются много совместных с ФРГ изданий.

4. 3 октября 1990 – 31 декабря 1991

Прекращение деятельности телевидения и радиовещания ГДР.

В феврале 1990 года по решению народной палаты был создан контрольный Совет по СМИ. Главной его задачей стала разработка закона о СМИ. В состав вошли представители всех полит. Партий, гражданских движений, церкви и гос-ва.

 

В 1995 в стране выходило более 1600 изданий общим разовым тиражом в 25 млн. экз.

Основные типологические характеристики печати ФРГ:

1. Область распределения – предполагает деление на региональные и надрегиональные издания;

2. Периодичность – ежедневные – газеты, выходящие каждый день или 2-3 раза в неделю.

3. Адресат– пресса, подразделяется на качественную, массовую и бульварную.

Вся надрегиональная пресса – качественная. Исключение – газета «Бильд» - она традиционно – бульварная. Региональная – массовая.

4. Принадлежность изданий к той или иной информационной группе или издательскому концерну. Здесь эксперты выделяют 10 монополистов. За ними следует разрешение на отдельные газетные, журнальные и другие издательские группы.

Национальные издания:

· Зюддойче Цайтунг

· Франфурте Альгемайне Цайтунг

· Вельт

· Франкфуртер Рундмау

· Бильд

· Тагес Цайтунг

Как и в прошлые годы популярностью пользовались надрегиональные еженедельники. Самые популярные среди них:

· Цайт - 480 тыс. экз.

· Вохен Пост – 100 тыс. экз.

· Райнише Меркур – 100 тыс экз.

К популярным специализированным экономическим изданиям относится газета «Хандельсблатт»(130 тыс. экз.).

В Германии очень хорошо развита региональная пресса. Она имеет хорошую репутацию благодаря высокому качеству материалов. Крупнейшими из них являются:

· Вестдойче Альгемайне Цайтунг

· Зэксише Цайтунг

· Райнише Пост и др.

Регионализация публикуемой информации – один из главнейших признаков современной ежедневной немецкой печати. Процесс концентрациирассматривается учеными как негативный – он привел к развитию издательских групп, которые являются монополистами на региональном рынке.

Что же касается развития СМИ в Восточной Германии(бывшей ГДР) – ситуация на газетном ранке стабилизировалась и на базе этого происходит становление новой Si.

После воссоединения было принято решение о переносе столицы в Берлин. С этим связано воссоздание такого типа печати как столичная пресса. Популярны воскресные издания. Одним из характерных признаков становится именно увеличение количества воскресного выпуска и перехода выпуска ежедневной газеты на каждый день, включая воскресенье.

· Бильд ам Зонтаг

· Вельт ам Зонтаг

В настоящее время в ФРГ насчитывается 10 крупных газетных концернов:

· Аксель Шпрингер

· Ватс

· Штутгартер Цайтунг

· Грунер унд Яр

· Зюддойче Цайтунг

· Хольтцбринг и др.

Журнальный рынок поделен между 4 информационными магнатами:

· Бауэр

· Шпрингер

· Бурда

· Грунер унд Яр

Всего издается более 500 журналов тиражом в 126 млн.экз. По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы – 42%; общественно-политические или публичные – 19%; ведомственные – 14%; рекламные – 13%.

 

Становление периодической печати в Японии: от каварабан до национальных газет.

Первые газеты в Японии появились еще до 1868 г., который знаменует начало новой эпохи в истории страны, связанной с перенесением столицы из Киото в Токио и созданием современного государства с современной промышленностью, политическими институтами и обществом современного типа.

В начале 17 века в Осаке появляются первые японские газетыкаварАбан.От европейских изданий они отличались тем, что каждый номер имел свое название и посвящался какому-либо конкретному событию (обычно скандальным городским новостям или жизни обитательниц увеселительных заведений).

Самый старый сохранившийся листок такого рода относится к 1615 г.Газетное дело в Японии зародилось в 19 веке. Известно, что в 1861 г. дважды в неделю в Нагасаки выходила газета, которая представляла собой информационный листок, содержащий сведения о кораблях и грузах.

Газеты, которые выходили в 1865 – 68 гг. представляли собой небольшие, недорогие издания с мизерными тиражами, выходящие 1 раз в неделю, а то и реже.

Буржуазная революция Мэйдзи 1868 г.положила конец правлению сёгуната. Был открыт путь капиталистическому развитию Японии, что привело к развитию прессы. Чтобы регламентировать газетное дело в 1869 г.был издан указ об издании и распространении газет (устанавливал правительственный контроль над издательским делом).

Первой подлинно Японской газетой была «Йокогама симбун», выходившая с 1870 г. Цель – распространение по всей территории страны внутренней и зарубежной информации.В декабре 1897 г. был принят новый закон, провозгласивший свободу печати,но только в теории, а в 1898была полностью устранена правительственная цензура.

Формирование современного газетного рынка Японии относят к нач. 1930-х гг,когда в стране издавалось более 7 тыс. газет. Около 30%всех изданий распространялись в Токио и Осаке.Тиражи колебались от 4 тыс – 1.5 млн.экз.

В 1945 г. была создана Ассоциация издателей и редакторов газет «Нихон Симбун Кёкай»в которую входили представители всех СМИ. Основные принципы:

· Установление стандартов новостной информации и редакционных комментариев, предполагающих точную и правдивую передачу фактов

· Исключение из репортажа мнения репортера

· Фиксирование принципов редакционного комментария

· Большое внимание рекламе