Общественный строй Афин.

Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельные городах-государствах находил свое отражение и в праве.

Античное общество и античные цивилизации сложились на берегах Средиземного моря, которое в первые века особенно стимулировало экономические усилия народов, их связи с другими землями. Подобно тому как древневосточные общества были цивилизациями великих рек, античный мир был морской цивилизацией, с раннего времени связанной военно-торговыми отношениями. Значительно более развитыми здесь были денежное хозяйство и финансовые связи. Значительно большую роль в созидании государственности античного мира сыграли финансовые системы и военная политика.Античные государства почти с самого начала своего образования стали стремиться выйти за пределы первоначальных областей обитания основавших их народов. Развитие государственных форм здесь проходило на фоне колонизации – поначалу военно-торговой, затем чисто завоевательной – других областей Европы, Африки, Малой Азии. Имперская политика составляла существенный фактор деятельности властей. В результате крупнейшие античные государства развились в значительные империи – в период своего исторического заката поистине мирового масштаба (империя Александра Македонского, Римская империя). Здесь были впервые в мировой истории выработаны административные и правовые формы взаимоотношения метрополии и колоний, принципы управления территориями в масштабе континентов. Благодаря особенностям социальных отношений своего времени, античное государство составило особый тип государственности, более высокий, чем древневосточное. Это государство в главном было построено на принципах народовластия и гражданской свободы, соединенных с особым общинно-полисным политическим

История государства и права зарубежных стран

1. Предмет и методы истории государства и права. Периодизация.

2. Государственный строй Древнего Египта.

3. Законы Хоммурапи. Общая характеристика.

4. Возникновение государства а Афинах. Реформы Солона и Клисфена.

5. Государственный строй Афин в V в. До н. э.

6. Возникновение государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.

7. Государственный строй Древнего Рима в период Республики.

8. Переход к Империи в Древнем Риме. Основные черты государственного строя.

9. Законы XII таблиц. Общая характеристика.

10. Источники права в Древнем Риме.

11. Свод законов Юстиниана. Его составные части и значения.

12. Собственность и обязательства по Законам XII таблиц.

13. Правовое положение лиц в римском праве.

14. Брак и семья в римском праве.

15. Владение в римском классическом праве.

16. Собственность в римском праве классического периода.

17. Обязательства из договоров в римском классическом праве.

18. Наследование в римском праве.

19. Развитие судебного (гражданского) процесса в Древнем Риме.

20. Возникновение государства у франков. Государственный строй при Меровингах и Каролингах.

21. Салическая Правда – общая характеристика.

22. Создание феодального государства в Германии. «Священная Римская империя». Золотая Булла.

23. Великая хартия Вольностей.

24. Возникновение и развитие английского средневекового парламента.

25. Источники права в средневековой Англии и Франции.

26. Реценция римского права в Европе в средние века.

27. Сословно-представительная иепархия во Франции. Возникновение и эволюция Генеральных Штатов.

28. Государственный строй абсолютной монархии во Франции.

29. Основные черты права феодальной собственности.

30. Характерные черты феодального уголовного права и процесса.

31. Революция 1640-1660 гг. в Англии: основные преобразования в государстве. «Орудие управления».

32. Реставрация монархии в Англии. «Хабеас корпус» Акт.

33. «Славная революция» в Англии. Билль о правах 1689 г.

34. Государственный строй в Англии в XVIII в. Акт об устроении. Кабинет.

35. Формирование избирательного права в Англии в XIX в. Реформы 1832, 1867 и 1884 гг.

36. Возникновение США. Декларация и Статьи Конфедерации.

37. Конституция США 1787 г. Билль о правах.

38. Гражданская война в США. Гомстед акт. Поправки к Конституции.

39. Буржуазная революция во Франции 1789 г. Декларация 1789 г.

40. Первая Конституция Франции 1791 г.

41. Якобинская диктатура во Франции. Революционный порядок управления.

42. Революция и Конституция 1848 г. во Франции.

43. Конституционные законы 1875 г. во Франции. Образование III Республики.

44. Воссоединение Германии. Конституция 1871 г.

45. Кодекс Наполеона1804 г. Общая характеристика.

46. Кодекс Наполеона – основные правовые институты.

47. Уголовный кодекс Франции 1810 г.

48. Германское гражданское уложение – общая характеристика

49. Германское гражданское уложение: основные институты.

50. Изменения в государственном строе Англии в XX в. Акт 1911 г. Изменения в избирательном праве.

51. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская конституция.

52. Установление фашистской диктатуры в Германии. Изменения в государственном строе.

53. «Новый курс» Рузвельта. Законы 1933 г.

54. Создание IV Республики во Франции. Конституция 1946 г.

55. Основные системы права: англо-американская и континентальная системы (общая характеристика).

56. Правовые формы организации капитала. Основные виды. Тенденции развития.

57. Рабочее законодательство в США. Законы Вагнера и Тафта-Хартли.

58. Основные изменения в праве собственности и обязательств в праве в XX в.

59. Основные изменения в трудовом и социальном законодательстве.

60. Основные изменения в уголовном праве в XX в.

_________________________

1Андреев Ю.В. История Древней Греции. М., 1996.

строем. Оставаясь государственностью избранных, античный полис предоставил истории пример более высокой степени вовлеченности граждан в политическую и правовую систему, чем это было на Древнем Востоке. В своем становлении и развитии античная государственность прошла некоторые исторические этапы. Формирование государства происходило в форме примитивных монархий или олигархически-родового строя, в котором клановые отношения объединялись с преимуществами крупной земельной собственности. Расцвет античной государственности принес с собой народовластие в форме демократической республики или особой монархии. Венцом исторического движения античной государственности стало оформление особой полувоенной, бюрократической монархии, которая станет образцом политических форм большинства европейских и азиатских народов в последующей истории.В античную эпоху условный центр мировой истории переместился в Европу. Она стала в экономическом, социальном и культурном отношении более развитой, чем остальной мир. Здесь стали вырабатываться политические и юридические формы, определяющие мировое развитие, в том числе и путем прямого культурного и политического влияния. Особая роль принадлежит здесь системе римского права. Оно стало основой для последующего становления и развития большинства систем мирового правового уклада, оказало воздействие на формирование первых правовых принципов международных взаимоотношений, вообще всего современного юридического мышления.1

Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы. Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившхся в более

____________________________

1 История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский.-М.,2003.

архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катано (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э.(Законы Драконта).1

Основными источниками о государственном и политическом устройстве городов-государств Древней Греции, их правовой системе мы узнаем из сочинений древних авторов –Плутарха, Фукидида, Геродота и др.,а так же из дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

________________________

1История государства и права зарубежных стран Часть 2 Крашенниковой Н. А Издательство НОРМА—ИНФРА - М Москва,1998

2.Полис как форма античной государственности. Своеобразие общественно-политического устройства Афин. Правовое положение населения в Афинах V-IV в.в. до н. э. Политическая организация рабовладельческой демократии. Государственный строй Афин периода их расцвета.

 

 

После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древ-ней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.

Полисный этап принято подразделять на три периода:

ü гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.;

ü архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

ü классический период - V - IV вв. до н. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

- Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати – совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.К концу данного периода родоплеменньге отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

- Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афин-

ского государства.Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособ-

ленных родовых обшин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных уча-

стков;

геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно

попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Наряду с рабами и свободными людьми существовал так промежу-

точный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических

и некоторых экономических прав.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин.

По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-

экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела

-К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древне-

греческого рабовладельческого общества, полисного строя.

В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид-

ских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин,поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе

развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внут-риполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра-бовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан бази-ровалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекра-

тивший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с цельюпротивостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов,в которых преобладали олигархические порядки, господствовала арис-

тократия.Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской

войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и

мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие оп-

ределенных прав и обязанностей.

К наиболее важным правам гражданина относились:

ü право на свободу и личную независимость от другого человека;

ü право на земельный участок на полисной территории;

ü право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

ü право на ношение оружия и службу в ополчении;

ü право на участие в делах государства;

ü право на почитание и защиту отеческих богов;

ü право на защиту и покровительство афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За пре-

ступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражда-

нин, состояли в следующем:

ü беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

ü приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

ü защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались

военнообязанными с 18 до 60 лет);

ü повиноваться законам и избранным властям;

ü принимать активное участие в общественной жизни;

ü почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточ-

ный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

• права гражданства;

• права приобретать недвижимость;

• права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам. Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только

своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

 

 

________________________

1 История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. - М., 2002.

Государственный строй Афин периода их расцвета.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства являлись:

ü Народное собрание;

ü Совет пятисот;

ü гелиэя;

ü коллегия стратегов;

ü коллегия архонтов.

- Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане внезависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избираладолжностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специ-

альной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы.

В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

-Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание граждани-

на было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания,деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания.

По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.