Принципы функционирования монополии

Противоположность конкуренции – монополия, существующая при наличии одной фирмы, производящей продукт, не имеющий субститута. Одной из важнейших характеристик монополии является существование непреодолимых барьеров, возникающих вследствие различных причин: исключительные права, получаемые от правительства, имеющиеся права и патенты, контроль необходимого ресурса для производства данного товара, необходимость больших единовременных инвестиций, высокие транспортные расходы. Вследствие этого, монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса, совпадающей с кривой спроса фирмы. Монополист получает исключительное право распоряжения ресурсами, давления на потребителей, потенциальных конкурентов и общество в целом, а также получения сверхприбылей.

Монополии можно классифицировать по различным признакам: по характеру движущих сил, форме собственности, территориальному признаку и по характеру возникновения.

По характеру движущих сил:

· Естественная монополия

Ее существование представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей функционирования.

· Продуктовая монополия.

Достижение монопольного положения осуществляется благодаря разработке, созданию и выведению на рынок принципиально нового товара, активному внедрению достижений научно – технического прогресса, эффективной хозяйственной стратегии, умелого использования технологических инноваций, широкого применения системы сервисного обслуживания. При наличии потенциальных конкурентов и появлении товара – заменителя такая монополия постоянно мотивирована на концентрацию своих усилий для поддержания мобильности и эффективности в сфере производства и реализации продукции. Продуктовые монополии аккумулируют финансовые ресурсы в перспективных научно – исследовательских программах и в создании нематериальных брэндинговых активов.

· Протекционистская монополия.

Существование связано с активной политикой в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов, либо создает для этого существенные административные барьеры. Основными инструментами государственной помощи являются: прямые субсидии и льготы, включая освобождение от уплаты налогов, займы под гарантии государства или займы, предоставляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных, государственные поставки товаров и услуг ниже рыночных, отсутствие конкурсной системы распределения государственных заказов. Обеспеченные административным иммунитетом протекционистские монополии ведут малоэффективную деятельность, манипулируя ценами при низком качестве продукции.

По форме собственности:

· Частная монополия.

Реализует в ходе экономической деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав.

· Государственная монополия

Ее деятельность находится под контролем государства и регулируется конкретными органами власти, наделенными соответствующими полномочиями, защищающими интересы общества и потребителей. Контролю подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно – импортные тарифы, квоты экспорта – импорта.

По территориальному признаку:

· Национальные монополии

Осуществляют свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках: ГМК «Норильский никель», «Газпром», РАО «ЕЭС России».

· Региональные монополии

Действуют в границах одного или нескольких административно – территориальных образований. Это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказывающие исключительное влияние на сферу производства и процесс обращения товара в регионе.

· Местные (локальные) монополии.

Существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. К местным монополиям относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как эти рынки достаточно закрыты.

По характеру возникновения:

· Организационная монополия

Возникает путем договоренностей и соглашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму картелей, синдикатов, конгломератов, вертикально интегрированных систем. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка присутствует единая рыночная стратегия поведения (поддержания цен, раздел рынка).

1. Картель – это группа фирм, действующая совместно и согласующая решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией

2. Синдикат – предприятия фирмы обладают производственной самостоятельностью, но не имеют сбытовой самостоятельности, при этом появляется единый агент сбыта, через которого осуществляется общий сбыт продукции предприятий. Предприятия имеют дело только с агентом синдиката и не выходят непосредственно на рынок.

3. Трест – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию и теряющих не только сбытовую, но и производственную самостоятельность; производство и сбыт регулируется центральными органами управления фирмы - треста.

4. Концерн - объединение предприятий, выпускающих разнородную продукцию, которая связана технологической близостью (для производства деталей товара используется одна конвейерная линия). Степень единства разнородных производственных звеньев концерна обеспечивается за счет единой или близкой технологии, которая дает возможность в минимальные сроки и с минимальными затратами переходить от выпуска одного товара к выпуску другого, или выпускать различные виды товаров параллельно, используя близкие конвейерные линии, единых поставщиков. Объединение предприятий находится под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется не на основе добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями. Типичные современные концерны – холдинговые компании, финансово – промышленные группы, интегрированные бизнес – группы.

· Экономическая монополия

Возникает в результате сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.

Нисходящая кривая спроса монополиста означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены – с большими объемами продаж. При увеличении производства монополист приобретает стоимость дополнительно выпущенной продукции, но теряет часть стоимости прежнего объема производства из-за снижения цены. Чтобы не допустить превышения потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, он каждый раз должен следить за динамикой предельного дохода MR. Для монополиста MR меньше цены, а линия MR лежит ниже линии спроса и в два раза ее круче.

Величина отклонения MR от Р зависит от эластичности спроса по цене .[23] Когда MR>0, общий доход возрастает при сокращении цены – спрос эластичен. Когда MR<0, общий доход сокращается - спрос неэластичен. Общий доход максимален, когда MR=0 и ЕD=-1. То есть фактически монополист не действует на участке неэластичного спроса.

Р, МR

TR

|ED|>1 MR>0 MR=max MR<0

|ED|=1

MR D ED|<1

Q Q

 

Рис.4.3. Динамика предельного дохода и выручки.

Условие максимизации прибыли монополиста в отличие от совершенного конкурента имеет вид MR=MC¹Р (Рис 4.4). Предельный доход и предельные издержки пересекаются в точке Курно К с координатами объема продукции монополиста QM и предельных издержек монополиста MCM . C помощью кривой спроса находится цена продукции монополиста РМ. А общий объем прибыли будет представлять разницу валового дохода РМ * QM и валовых издержек QM * АС. (Рис 4.4 а).

Р,С РС

MC АС

PM AC РМ

АС D D

MCM K K

Q Q

 

QM QM

а) б)

Рис.4.4 Выбор объема производства и цены монополистом.

При Q< QM потеря прибыли связана с производством слишком малого количества продукции и продажей по слишком высокой цене, а при Q>QM - с производством слишком большого количества продукции и продажей по низкой цене.

Монополист производит, как правило, меньше чем при совершенной конкуренции, и по более высоким ценам. Но обладание монополией не гарантирует получение прибыли – случай, когда АС>РМ. (Рис. 4.4 б ) Прибыль зависит от соотношения средних издержек к цене, и фирма-монополист в коротком периоде может получать как экономическую прибыль, так и терпеть убытки. В долгосрочном периоде фирма должна получать, по крайней мере, нормальную прибыль. Долгосрочное равновесие монополии необязательно должно устанавливаться в точке minLAC. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже цены, максимизирующей краткосрочную прибыль фирмы, так как спрос на любой продукт более эластичен в долгосрочном периоде.

У монополии отсутствует функция предложения, так как, во-первых, при заданной кривой МС в т. Курно может пересекаться несколько кривых MR, соответствующих различным функциям спроса, следовательно, один объем будет продаваться по разным ценам. Во-вторых, может быть несколько точек Курно, соответствующих разным линиям спроса и указывающих на одну цену при разных объемах.

Используя условия максимизации прибыли фирмы монополиста: MR=MC¹Р, можно записать:

Используя условия максимизации прибыли фирмы монополиста: MR=MC¹Р, можно записать: или . Данная формула представляет собой правило «большого пальца» ценообразования, и ее левая часть выражает превышение цены над предельными издержками как процент от цены. Из формулы цена монополиста равна: . Таким образом, монополист, в отличие от совершенного конкурента, назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса, и данное превышение является одним из способов измерения монопольной власти фирмы.