Историография проблемы
Предмет и понятийный аппарат теории конфессионализации
План лекции
Безносова О.В. Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в XVI—XIX вв.
- Предмет и понятийный аппарат теории конфессионализации.
- Историография проблемы.
- Основные положения теории конфессионализации.
- Этапы развития процесса конфессионализации, его социальные функции и последствия.
Плюрализация, демократизация современного общества предполагает и отход науки от прежде единых схем понимания и изложения исторического материала. Поэтому в рамках настоящего спецсеминара предлагается рассмотреть проблемы церкви, общества и государства с точки зрения теории конфессионализации.
Методологический (или методический) аспект проблемы.Не смотря на то, что речь идет о явлениях и событиях жизни духовно-религиозной, о движении «мира идей», основополагающим принципом работы исследователя остается принцип научной объективности, то есть, в данном контексте — внеконфессиональности при изложении существующих фактов и их анализе, ибо привнесение конфессиональной окраски в познавательный процесс аналогично обращению в нем к принципу партийности, когда процесс познания связывается с определенным классовым интересом, а его результаты подчиняются исключительно социальной направленности определенных общественных групп. Наиболее полно научная объективность реализуется в нормативных требованиях принциповрелигиоведческого плюрализма, предусматривающего не только равное и равноудаленное отношение исследователя ко всем изучаемым конфессиям, но и понимание того, что Бог один, а путь к Нему у каждого человека свой.
Само понятие «конфессионализация» как и любая значительная научная модель выражает одновременно и переосмысление старых взглядов, и новые гипотезы. Среди европейских, и главным образом немецких, историков указанный термин приобрел популярность в последние десятилетия, под ним стали понимать сложные общественные процессы, протекавшие в толще сословного общества Старой Европы и Священной Империи в ХVI—ХVIII вв.
Термины и определения
Выражение «конфессионализация» (die Konfessionalisierung) обозначает теорию о развитии церкви, государства и общества после Реформации в период примерно с 1540 по 1648 гг. Для этого выражения существуют и другие, употребляемые в исследованиях названия с тем же значением. К ним относятся:
Конфессиональный век (konfessionelles Zeitalter);
Век конфессионализма (Zeitalter des Konfessionalismus);
Формирование конфессий (Konfessionsbildung);
Век раскола в вере (Zeitalter der Glaubensspaltung);
Век религиозных войн (Zeitalter der Glaubenskämpfe) и т. д.
Согласно этой теории раскол христианства на множество конфессий стал причиной больших изменений не только в церкви и религиозной сфере, но так же глубоко изменил общество во всех его составляющих, причём все конфессии (католичество также, а не только протестантизм) показывают сопоставимый образец развития. Немецкие историки Вольфганг Райнхард (Wolfgang Reinhard) и Хайнц Шиллинг (Heinz Schilling) развили эту теорию параллельно, независимо друг от друга в конце 1970‑х. Эта теория до сего дня является парадигмой в исследованиях раннего нового времени в истории Европы.
В научный оборот в отечественной историографии идеи конфессионализации во многом вошли благодаря А. Ю. Прокопьеву, под редакцией которого вышел сборник докладов совместной научной российско-немецкой конференции по проблемам конфессионализации, состоявшейся в ноябре 2000 г. в Санкт-Петербургском университете. Ему же принадлежит и большая вводная статья теоретико-историографического характера, в которой автор объясняет как и почему возник термин «конфессионализация», дает емкий и яркий историографический очерк проблемы, начиная с ХХ в. и до наших дней. Не пересказывая здесь то, что весьма подробно расписал А. Ю. Прокопьев, изложим главные его положения.
До середины минувшего столетия в немецкой исторической науке господствовал взгляд знакомый и привычный отечественным историкам-медиевистам. Реформация, начавшаяся выступлением Лютера, весьма последовательно возглашалась крайним рубежом средневековой истории, за которым открывалось Новое время с глубокими общественными изменениями, оформившими новую индустриальную Европу и новую, единую в государственных и национальных границах Германию. Таковы были основополагающие постулаты протестантской концепции, блестяще изложенные в трудах самых прославленных ученых тех лет, прежде всего Леопольда фон Ранке. Написанная им на одном дыхании и с неподдельным чувством глубокого патриотизма «История Германии в эпоху Реформации» самым лучшим образом отразила взгляд протестанта- государственника, искренне жалевшего о невозможности национального объединения при жизни Лютера, но указывавшего на Реформацию как на источник будущего единого государства. В Контрреформации немецкие историки вслед за Ранке видели преимущественно политический фактор, поединок общественной реакции с протестантскими силами, за которыми было будущее Германии. Различными были акценты, в разном свете представали детали, но общее понимание эпохи оставалось в целом неизменным: религиозно-политическая борьба двух движений и двух лагерей в истории Европы. Одно из них преображало мир и созидало прогресс, другое — лишь защищало старое, и эта отчаянная защита не позволила немцам обрести единство ни в 1555, ни в 1648 гг. Государственное и национальное благо выступало главным критерием в оценке и протестантской Реформации и католической Контрреформации. Деление на две большие и противоположные фазы прослеживалось с неизменным постоянством в трудах подавляющего большинства исследователей — больших и малых — вплоть до мировых войн и катастрофы 1945 г. Отражалось оно и в трудах немецких католических историков, с иными акцентами, но с ориентирами на ранкиа-новскую хронологию, разбиравшими трагические коллизии Реформации и Тридцатилетней войны. Некоторые перемены стали ощущаться с первой половины XX в., однако решительные сдвиги произошли много позднее.
К 50-м гг. созрела весьма ощутимая потребность пересмотра сложившихся концепций, восходивших к протестантской традиции. Но лишь конец прусской государственности в самой Германии, наступивший в 1945 г., подтолкнул к историографической ревизии. В роли первопроходца выступил известный австрийский социолог и историк Отто Брукнер, написавший в 1953 г. краткий очерк истории Германии в ХVI—ХVII вв. для справочного пособия, изданного под редакцией крупнейшего специалиста по эпохи Карла V тех лет Петера Рассова. Бруннер обозначил весь этот столетний отрезок времени понятием «Конфессиональная эпоха». На первый взгляд его очерк содержал, правда в с жатом виде, давно известный фактологический материал. Но в отличие и от религиозно-политических воззрений историков старшего поколения, и от Трельча, изучавшего социальную адоптацию евангелической конфессии, Бруннер распространил свое понимание «конфессиональности» на весь спектр социальной жизни: и новые церкви, рожденные в годы Реформации, и немецкое территориальное государство, и общеимперские структуры оказались подвержены переменам, вызванным первоначально лишь религиозной борьбой. Историк не нашел места подвести четкую итоговую черту под своими наблюдениями — характер справочника исключал большую теоретизацию. Но он дал ясно понять, что основополагающие общественные процессы питались в тот век многосторонним религиозным влиянием, исключавшим возможность определять саму эпоху лишь одной конфессиональной или политической направленностью. Краткий очерк Брукнера стал одним из первых в ряду работ не только оправдавших, но и последовательно развивавших идею всестороннего влияния новых конфессий на общественный быт. Почти одновременно Карл Эдер, соотечественник Бруннера, попытался также отрешиться от навязчивой традиции жесткого противопоставления двух половин XVI в. Рождение новых конфессий — определяющий импульс общественных потрясений на заре Нового времени. Но в глазах Эдера первенствующее значение имело формирование новой государственности под воздействием религиозной борьбы. Конфессии не только определяли политику, но и использовались государственной властью ради укрепления собственных позиций. Так, Эдер пришел к заключению о формировании во второй половине века «конфессионального абсолютизма», особого промежуточного типа государственного развития, характеризующегося небывалом воздействием религиозных факторов. Этот термин он распространил на целое столетие 1555—1648 гг., вкладывая в него религиозно-политическое, государственное понимание.
Историк из Тюбингенского университета Эрнст Вальтер Цееден (Ernst Walter Zeeden) на протяжении последующих двадцати с лишним лет посвятил себя несравненно более глубокому анализу «конфессиональной эпохи». Именно с его именем современные немецкие историки связывают рождение самой парадигмы «конфессионального времени» как специфического феномена, нашедшего себе место в XVI—XVII вв. В качестве своеобразного первого опыта систематизации Цееден предложил взглянуть на процесс становления конфессий с трех позиций: 1) вероисповедание и политическая власть; 2) формирование церковной общины как объекта влияния конфессии и реакция ее на церковные требования; 3) появление конфессионально смешанных форм и рецепция элементов католической духовной жизни в раннем протестантизме. Характерным моментом выступало наличие многих общих черт как в католицизме, так и в протестантских конфессиях. По постановке проблемы и по содержанию Цееден окончательно преодолел узкий религиозно-политический и национальный подход старых историков.
Тюбингенский историк акцентировал внимания на двух очень важных предпосылках, без которых трудно представить содержание католической Контрреформации. Во-первых, кризис единой христианской церкви Европы на исходе Средневековья стал естественным следствием роста этой церкви, усложнением ее институционных структур и стремлением к экспансии. Развитие и кризис всегда шли рука об руку в истории католицизма. Во-вторых, сама Контрреформация, будучи тесно связанной с евангелической Реформацией, отражала общую борьбу за реформу и обновление, всегда свойственную всем мировым религиям. Борьба с ересями и схизмой сопровождала историю католической церкви на всех этапах ее существования, и это был вполне нормативный процесс, содействовавший внутреннему обновлению, приливу свежих сил. И Реформация и Контрреформация под подобным углом зрения выступали явлениями одного порядка, тесно взаимосвязанными: оба процесса внесли свой вклад и в распад прежнего церковного единства Запада, и одновременно в сохранение единства Европы как сообщества частностей. Его труды заслуживают самую высокую оценку, а взгляд на Контрреформацию лишь как на побочное явление, вызванное глубокой внутренней Реформой церкви, в его глазах приобретает особенную важность. Реформа католической церкви шла в унисон евангелическому движению, достигла своего апофеоза на Тридентском соборе и завершилась в модели обновленного католицизма, католической конфессии много позже, в XVII в. Собственно сама Контрреформация указывала лишь на одну, далеко не определяющую сторону внутреннего созидания. Эта реформа католицизма, равно как и становление протестантских конфессий, образует внушительный по своей продолжительности процесс, что неизбежно корректирует старую протестантскую хронологию. Цееден подвел черту под предшествующими попытками ревизии, определил новую исследовательскую парадигму «конфессия, конфессионализм», наметил и сам продвинулся вперед в разработке отдельных направлений. Его взгляды были созвучны годам, в которых формировались: дух экуменизма, религиозной терпимости и примирения, все более ощущавшийся со времени II Ватиканского собора, словно побуждал католических историков беспристрастно и не столь категорично, как ранее, взирать на прошлое.
Новое поколение исследователей не только развило его концепцию, но и существенно модифицировало ее. В трудах Вольфганга Рейнхарда и Хайнца Шиллинга обозначались подходы, необычайно оживившие дискуссию. Отправным моментом, очевидно, следует считать новую парадигму конфессионализации, разработанную этими историками. Профиль ее наметил Райнхард в ранних своих работах, относящихся к концу 70-х годов. Сам термин не был изобретением молодых историков: однажды он промелькнул у Цеедена, обозначившим им развитие новых вероисповеданий на почве церковного раскола XVI в. Однако, Райнхард увидел в нем прежде всего возможность выразить сам процесс, сложный и многосторонний, взаимовлияния общественных и духовных перемен под воздействием протестантских и католического вероисповеданий. В своей статье «Принуждение к конфессионализации?», появившейся в «Журнале исторических исследований» в 1983 г. — главном органе нового социального подхода к прошлому Священной империи, — он вывел комплекс уже разработанных вопросов на более общий политический уровень: в какой степени конфессионализация причастна к формированию протосовременного государства и в какой мере это государство зависело и, напротив, использовало конфессиональное движение? Острие его выпадов направлено против обычного утверждения о прагматичном подходе государственной власти к религиозному фактору. Далеко не только политическое честолюбие, холодный расчет, государственный прагматизм направляли деятельность немецких территориальных государей XVI в. В не меньшей, если не в большей мере она зависели от собственных религиозно-нравственных ориентиров и от того всеобъемлющего социокультурного процесса, отраженного в конфессионализации. Тезисно свой взгляд на эпоху Райнхард выразил следующим образом: во-первых, Реформация и Контрреформация выступали лишь параллельными процессами, не разграничивая эпоху на противоположные фазы, проистекая из гораздо более ранних опытов реформирования единой церкви. Элементы общественной модернизации в призывах и в практике как католических, так и протестантских реформаторов сочетались с явно выраженным консерватизмом. По своему содержанию оба движения были типологически достаточно однородными. Во-вторых, итогом и протестантской реформации, и католического обновления стало рождение типологически схожих церковно-конфессио-нальных структур (утверждение ясной догматической основы, распространение новых нормативов, пропаганда и контрпропаганда, интернационализация нового порядка посредством просвещения, дисциплинирование паствы, формирование ритуала, влияние на язык). Возник феномен герметичности, свойственный всем трем конфессиям. Наконец, в-третьих, конфессионализация сыграла огромную роль на службе политического развития. Проистекало это отнюдь не на почве дифференциации составных сегодняшней субсистемы («политика», «религия», «экономика»), а, наоборот, из тенденции к тотальной гегемонии одной конфессии. Религия одновременно и представляла страну и выступала инструментом в укреплении власти. Церковь спасалась от конкуренции конфессиональных оппонентов под государственной защитой и обустраивала свои институты под защитой князей. И это играло, бесспорно, огромную роль в созидании власти, ибо отныне не только «тело и имущество подданных, но и их души принадлежали государям».
В сущности, Райнхард лишь последовательно развил уже имевшиеся у Цеедена постулаты, но столь резкое обобщение послужило ориентирами последующих исследований. Шиллинг сконцентрировался на более широком социальном контексте. «Конфессионализация» в его понимании — «длительное» в своей протяженности явление, преображавшее социальные структуры. Если Цееден сосредоточил свои усилия, так сказать, на эпохальной стратификации, в ряде случаев практически уже начав заниматься собственно проблемой конфессионализации, и вплотную подошел к определению этого феномена, то Шиллинг яснее и в целом глубже видел общесоциальное значение, скрывавшееся за этим термином.
Шиллинг, подобно Райнхарду отказывает Контрреформации в праве величать собой целую историческую эпоху. Но если Райнхард лишь подтвердил уже давно созревший взгляд на параллельность евангелического движения и католического обновления, то историк из Мюнстера попытался выстроить новую хронологию. Исходя из типологической однородности лютеранской, кальвинистской и католической конфессионализации, он различил четыре фазы, свойственной всем трем потокам конфессионализации. Первая в его глазах стартует с конца 40-х гг. и длиться вплоть до 70-х, охватывая время относительного внутриимперского мира и сложные процессы внутренней консолидации, характеризующие все три религии. На смену ей является новый этап, обозначенный Шиллингом как «предвестник религиозного противостояния»: рубеж 70—80-х гг. Протестантские церкви и тридентский католицизм окончательно сращиваются с территориально-княжескими силами, государство и церковь образуют целостный общественный сплав. Самым ярки образом это заметно в кальвинистских владениях. Формируются непримиримые сословно-религиозные группировки, мир в Империи ставится под сомнение. Третья фаза тянется, по Шиллингу, от 1580-х до 1620 гг. — «высшая точка конфессионализации». Наконец, четвертая, и последняя, фаза замыкает собственно конфессионализацию, ее Шиллинг именует временем «после Конфессионализации». По времени она начинается от последних лет Тридцатилетней войны и Вестфальского мира и уходит в глубь XVIII в., привнося веротерпимость и Просвещение.
Хронология Шиллинга встретила и поддержку и возражения как среди его коллег, разделявших концепцию Конфессионализации, так и ее противников. Но важность представляет не столько поиск конкретных дат, сколько сам угол зрения: выделение неких более или менее общих всем трем конфессиям фаз. Многие немецкие историки оказались склонны подобно Шиллингу видеть в Конфессионализации не столько узкую религиозную ипостась, сколько самую широкую социальную. Исследования трех потоков Конфессионализации—лютеранской, кальвинистской и католической — оказались весьма плодотворными, результаты их отразились в трех сборниках по проблемам кальвинистской («Вторая Реформация»), лютеранской и католической конфессионализации в Германии, увидевших свет в последние годы. В рамках территориальной истории большим делом стало издание многотомного справочного пособия под редакцией Антона Шиндлинга и Вальтера Циглера «Территории империи в эпоху Реформации и Конфессионализации. 1500—1650 гг.».
В последнее время, прежде всего Х. Шнабель-Шюле (Helga Schnabel-Schüle) ставится под вопрос Вестфальский мир,1648 г., как заключительная точка развития процессов конфессионализации.
В отличие от понятийной пары «реформация-контрреформация» для описания веков религиозных войн, где преимущественно различались положительно оцененная реформация и отрицательная контрреформация, в предлагаемом Райнхардом и Шиллингом понятии имеет место более сильное ударение на модернизацию общества раннего нового времени. Тем самым преодолевается уничижительная черта, которая до сих пор прилипала к выражению «контрреформация». Согласно Райнхарду, модернизации Европы способствовали как реформация, так и «католическая реформа» и контрреформация. Он сознаёт также их временную параллельность.