Системный подход анализа организации отраслевых рынков «Структура – поведение - результат» («Structure – conduct - performance»)

В теории отраслевых рыночных структур пытаются установить, каким образом рыночные процессы направляют деятельность производителей для удовлетворения потребительского спроса, каким образом эти процессы могут нарушаться, каким образом они регулируются или могут быть отрегулированы так, чтобы результативность экономики (performance) соответствовала бы некоторому идеальному представлению.

Понятие эффективной результативности в данном контексте многомерно и предполагает достижение, по крайней мере, следующих целей[12]. Причем эффективная результативность отрасли означает наиболее полное максимальное достижение всех указанных целей.

· Решения о том, что, сколько и как производить, должны быть эффективны в двух отношениях: ограниченные ресурсы не должны расточаться, решения, что и сколько производить, должны соответствовать количественно и качественно требованиям потребителей.

· Деятельность производителей должна быть прогрессивной, они должны использовать преимущества науки и техники для увеличения выпуска продукции на единицу затрат и обеспечивать потребителей наилучшими новыми продуктами.

· Должен поддерживаться долгосрочный рост реальных доходов населения.

· Деятельность производителей должна соответствовать полному использованию ресурсов, особенно трудовых.

· Распределение дохода должно быть справедливым. Справедливость чрезвычайно трудно определить, но она предполагает по крайней мере, что производители не получают доход сверх уровня, необходимого для возмещения затрат по предоставленным услугам. С этой целью связано желание обеспечить разумную стабильность цен.

Для анализа результативности выделяются ряд относительных показателей: величина предельной доходности, темп изменения часовой производительности труда, индекс уровня цен, уровень разрыва между реальными и минимально возможными затратами на единицу продукции и колебания уровня занятости в течение цикла деловой активности. Однако индикатор результативности отдельных отраслей или рынков как целостной системы зависит от поведения продавцов и покупателей в таких вопросах, как ценовая политика и практика, открытые и тайные соглашения между фирмами, продуктовая и рекламная стратегии, затраты на исследования и разработки, инвестиции и производственное оборудование, тактика решения юридических вопросов.

Базовую парадигму, известную как «структура - поведение – результативность», отражающую связь результативности с характеристиками рыночной структуры и поведением фирм предложили профессоры Гарвардской школы Э. Мэйсон и Д. Бэйн в 40-х и 50-х гг. ХХ в. (рис.1.3.)

Считается, что результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей, которое, в сою очередь, зависит от структуры соответствующего рынка, характеризующейся численностью и распределением продавцов и покупателей, уровнем дифференциации товара, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм, конфигурацией кривых затрат, уровнем вертикальной интеграцией фирм, начиная с производства сырья до розничной торговли, и степенью диверсификации производства фирмы.

На структуру рынка в свою очередь воздействует множество базовых условий.

 

Базовые условия

 

 


Предложение Спрос
  • Сырье
  • Технология
  • Наличие и степень влия­ния профсоюзов
  • Длительность пользова­ния продуктом
  • Затраты на единицу вы­пуска
  • Деловые отношения
  • Правовая система
  • Ценовая эластичность
  • Наличие заменителей
  • Темпы роста
  • Цикличность или сезон­ность производства
  • Метод закупок
  • Тип маркетинга
 

     
 
Структура рынка
 
 



  • Ценовая стратегия
  • Продуктовая стратегия и реклама
  • Исследования и инновации
  • Инвестиции в производство
  • Юридическая регламентация

Результативность


  • Эффективность производства и размещение ресурсов
  • Технический прогресс (степень и скорость введения инноваций в производство и потребление)
  • Полная занятость
  • Справедливость

Рис. 1.3. Базовая парадигма «структура - поведение – результативность»

Например, со стороны предложения базовые условия включают размещение сырья и собственность на основные виды сырья, характер соответствующей технологии, вовлеченность рабочей силы в профсоюзное движение, длительность пользования продукта, временные характеристики производства, затраты на единицу выпуска и др. Перечень базовых условий со стороны спроса должен включать ценовую эластичность спроса, доступность товаров заменителей и перекрестную эластичность спроса на них, темпы роста и временные колебания спроса, метод осуществления покупок покупателями.

Рассмотрение фирмы как активного субъекта порождает обратные связи в парадигме. Так высокая рентабельность позволяет осуществлять большие расходы на инновации, усиливая дифференциацию продукции, противодействуя входу потенциальных конкурентов или способствуя выходу существующих. Тем самым происходит влияние на структуру рынка, а также на базовые условия.

Вследствие ряда причин рынок может функционировать нерезультативно, тогда правительство может выбрать политику вмешательства и попытаться улучшить функционирование рынка, применяя различные меры, которые будут воздействовать, как на структуру рынка, так и на поведение фирм. Среди направлений государственной политики можно выделить два типа воздействия: регулирование и антитрестовскую (антимонопольную) политику. Причинами государственного регулирования являются существование естественных монополий, а также несостоятельность рыночного механизма, проявляющаяся в формах отрицательных и положительных экстерналей. Исследования этих областей оказывают непосредственное влияние на определение и внедрение государственной политики в таких сферах, как выбор между частными и государственными предприятиями, регулированием и дерегулированием отраслей общественной инфраструктуры, поддержание конкуренции чрез антитрестовскую политику и политику свободной торговли, стимулирование технологического прогресса через патентные гранты и субсидии и многое другое.Антимонопольная политика представляет собой хирургическое вмешательство в функционирование отраслевых рынков в результате обнаружения нарушения условий конкуренции на них.

Но перед вмешательством в функционирование рыночного механизма государство должно ответить на следующие вопросы:

· На сколько велика несостоятельность рынка?

· На сколько правительство правильно определяет цели и инструменты регулирования?

· Сколько рынку необходимо времени для саморегулирования?

· Сколько времени необходимо для действия правительственных мер для того же регулирования?

· Какого соотношение результата и затрат правительственного регулирования?

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте предмет экономики отраслевых рынков. В чем отличие экономики отраслевых рынков и экономики промышленности, изучаемой в СССР?
  2. В чем различие между теорией отраслевых рынков и микроэкономикой?
  3. Какая теория лежи в основе экономики отраслевых рынков?
  4. Какова роль теории Альфреда Маршалла в развитии экономики отраслевых рынков?
  5. Дайте характеристику дедуктивной теории.
  6. Дайте характеристику эмпирическому направлению экономики отраслевых рынков.
  7. Назовите авторов, пытавшихся систематизировать эмпирическое описание промышленных фирм.
  8. Какова роль теории монополистической конкуренции Чемберлина в развитии экономики отраслевых рынков?
  9. Как появление категории дифференциации товара повлияла на развитие теории фирмы?
  10. Назовите современные направления развития экономики отраслевых рынков.
  11. Какова роль развития эконометрики в экономике отраслевых рынков?
  12. Какой вклад внесли представители Гарвардской школы в зарождение и последующее развитие экономики отраслевых рынков?
  13. Дайте характеристику модели пассивного поведения фирмы.
  14. Дайте характеристику модели активного поведения фирмы.
  15. Охарактеризуйте связь между рыночной, финансовой и инвестиционной моделями фирмы.
  16. Дайте характеристику результативности экономики отраслевых рынков.
  17. Каковы направления государственного вмешательства в функционирование отраслевых рынков? В чем причины необходимости государственного вмешательства?
  18. Сформулируйте недостатки модели фирмы – максимизатора прибыли. Какие альтернативные варианты данной модели разрешают данные недостатки?

 

Тест:

1. Современная «Экономика отраслевых рынков» исследует:

a) командно - административный механизм, приводящий производственную деятельность в гармоническое соответствие со спросом на товары и услуги;

b) особенности функционирования отраслей национальной экономики страны;

c) рыночный механизм, приводящий производственную деятельность в гармоническое соответствие со спросом на товары и услуги.

 

2. Организация промышленности как наука основана на разработке и развитии:

a) теории фирмы А. Смита;

b) теории отрасли;

c) теории экономического равновесия.

 

3. Эмпирическое направление развития экономики отраслевых рынков исследовало:

a) рыночную конкуренцию, пытаясь установить определенные условия, при которых конкуренция приведет к равенству цен и затрат;

b) практические и эмпирические аспекты, изучая историческое развитие и реальное поведение отдельных фирм и отраслей;

c) практические и эмпирические аспекты развития отраслевых рынков, подкрепляя их теорией микроэкономики, систематизируя и обобщая.

 

4. Дедуктивное направление рассматривало фирму при совершенной конкуренции:

a) как безразмерную и неделимую единицу принятия решений;

b) опираясь на эмпирические данные;

c) исходя из исторических и институциональных аспектов развития фирмы.

 

5. Первым шагом к объединению эмпирического и дедуктивного направления явилась работа:

a) Кларка и Найта, базирующиеся на дифференциальном исчислении;

b) Альфреда Маршалла, посвященная рыночному равновесию;

c) Сраффы, описывающая поведение реальных фирм в современных условиях.

 

6. Первыми учеными, предложившим четкую классификацию основных и дополнительных форм рыночной структуры, а также взаимосвязь между ними и результативностью (регfomance) были:

a) Бэйн и Мэйсон;

b) Чемберлин;

c) Курно.

 

7. Эмпирически проверяемая модель, являющаяся основой системного подхода в современной экономике отраслевых рынков, является:

a) парадигма «Структура – поведение - результат» («Structure – conduct - performance»);

b) модель олигополистического поведения фирм;

c) модель монополистической конкуренции Чемберлина с дифференцированным продуктом.

 

8. Формальный аппарат анализа кооперативного и некооперативного поведения взаимозависимых олигополистов получил развитие:

a) в конце XIX века;

b) в 30 – 40 годы XX века;

c) в 70 – 80 годы XX века.

 

9. Пассивное поведение фирмы заключается:

a) в стремлении максимизировать прибыль в рамках данных ограничений по затратам, структуре рынка, по спросу;