ВТОРОЙ ВОПРОС.

Г. стал формальным концом Западной Римской империи, равно как и концом античной истории. Нельзя сказать, что после этой даты сразу начались Средние века, поскольку само деление на эпохи Древнего мира, средних веков и Новой истории несовершенно, так как в полной мере не отражает всех исторических реалий. Падение империи явилосьлогичным завершением одряхлевшего античного общества, постепенно прошедшего периоды рождения, становления, развития, зрелости и упадка. Скончавшись, античность в то же время дала жизнь христианской и культурной традиции Европы.

Падение Римской империи.В 476 г. командующий императорской гвардией германец Одоакр низложил малолетнего императора Ромула Августула (по иронии судьбы в конце римской истории оказался опять Ромул) и отослал царские регалии в столицу Восточной империи, упразднив императорскую власть на Западе.

Причины кризиса Римской империи в кон. IV-V вв. Нашествие варварских племен и падение Рима.

Создание варварских королевств в V в.Весь V в. превратился в период нашествий варваров на территорию империи. В 410 г. произошло знаменательное событие античной истории, когда Рим впервые за много столетий был взят вестготами во главе с Аларихом и жестоко разграблен.

У варваров не было намерения разрушить империю, так как они сохраняли пиетет по отношению к императорской власти и не мыслили себя вне ее. Варвары стремились найти свое место в империи, разрывая ее на части и этим способствуя ее будущему крушению.

В Западной империи политика по отношению к варварам развивалась в русле начатого Феодосием направления, поскольку все иноземцы теперь рассматривались как федераты,что происходило в силу необходимости, когда римляне смирялись с созданием новых государственных образований на своей территории. Наиболее ранним из них стало Вестготское королевство (418), возникшее в юго-западной части Галлии, Аквитании, и впоследствии присоединившее к себе земли Испании. Вестготы строили отношения с местным населением на мирной основе. Следующее, Вандальское королевствобыло основано в Северной Африке в 429 г. Вандалы прославились своей жестокостью, в частности, в 455 г. взяли Рим вторично и подвергли его наиболее опустошительному, сознательному и тем более ужасному разорению, когда памятники культуры уничтожались осмысленно. Отсюда слово вандализмстало нарицательным. Королевство Бургундскоевозникло в 443 г. в юго-восточной Франции, Сабаудии, а Англо-сакское– в 451 г. в юго-восточной части Британии.

Формально зависимость королевств от Равенны выразилась в том, что варвары платили дань и защищали интересы императора, но реально только тогда, когда находили нужным. Империя окончательно разваливалась. Вернуться к централизованному управлению оказывалось невозможным, и если Диоклетиан, Константин, Феодосий еще проводили реформы, то теперь никто из императоров уже не пытался повернуть вспять колесо истории.

Единственным событием, временно объединившим римлян и варваров, стало нашествие гуннов. Последние уже давно входили в состав наемных войск Рима, но с 40-х годов V в. начали совершать набеги на Балканский полуостров и даже дошли до Галлии. В результате гунны стали ненавистны всем, поэтому в 451 г. была создана коалиция военных сил римлян, франков, бургундов, вестготов и саксов, давших гуннам знаменитое сражение на Каталаунских полях. Гунныво главе с Атиллой, прозванным «Бичом Божиим», потерпели поражение, и их продвижение на запад было остановлено. Тем не менее коалиция оказалась временным явлением, вызванным внешней опасностью, поэтому быстро развалилась.

Упадок Рима был обусловлен и экономическими, и политическими, и социальными причинами, но в первую очередь, кризис начался в сфере духовной и первые его симптомы возникли не в V и не в IV в., а гораздо раньше, когда был утрачен идеал гармонически развитого человека, рухнула полисная религия и идеология, воплощавшая реальное мировоззрение античного человека, после упразднения республики и установления фактической монархии. То есть реальный кризис берет начало с эпохи Августа, когда римское государство достигло вершины своего могущества и начался постепенный откат назад, как в случае с маятником, который, максимально отклонившись в сторону, начинает движение в противоположном направлении. Римское государство не развалилось после Августа и не только существовало, но даже благоденствовало, о чем свидетельствовало правление Антонинов (II в.), названное «золотым веком», однако его духовный остов уже был сломан: римская история лишилась цементировавшей ее духовной основы.

Непосредственная преемственность по отношению к античности сохранилась только в Восточной империи, где между средневековой и античной эпохами не было резкого разрыва, который имел место на Западе. На Востоке античность плавно перетекает в византийскую историю через сокровищницу греческого духовного наследия. Именно византийская традиция станет основой восточноевропейской цивилизации большинства славянских стран. На Западе прямую связь с европейской традицией не всегда четко прослеживается, поскольку завладевшие Европой варвары постулировали новый тип исторической культуры. Преемственность имела место даже не всегда в осознанной форме.

Некоторые европейские процессы можно увязать с эпохой античности, – например, в сильно романизированных областях исчезнувшей империи позиции католической Церкви позднее были наиболее крепки: в Италии, Испании, частично Франции и Германии. Там же, где романизация была слабой или докуда она почти не дошла, папство не удержало своей власти и победил протестантизм:в скандинавских странах, Британии, частью Франции и Германии.

Но это уже другая страница истории.

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК – МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ:

1) Обладающий социальной природой происхождения (географическая среда – не исторический источник);

2) Отражающий историческое прошлое человеческого общества;

3) Сообщающий какие-либо ценные сведения о прошлом;

4) Этот источник вовлечен в сферу исторического исследования, служит средством исторического познания.

ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ:

1) вещественные

2) письменные

3) устные (фольклорные)

4) этнографические (этнологические)

5) лингвистические (данные языков)

6) кино- и фотодокументы

7) электронные документы

РОДЫ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ

2) НАРРАТИВНЫЕ (ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ)

КАЖДЫЙ РОД ДЕЛИТСЯ НА ВИДЫ.

1) ВЕЩЕСТВЕНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ими занимается археология) – поселения: города, поселения сельских типов, дворцы, храмы, дома, военные поселения; погребения (некрополи, могильники) – гробница Цинь-Шихуанди, ирригационные сооружения, орудия труда, оружие, керамика, посуда, украшения.

И вещественный, и письменный источник – монеты. Первые монеты появились в Лидии – 7 век до н.э. Письменные источники делятся по материалу: например, надписи на предметах (на камне, на досках) – их изучает наука эпиграфика. Лапидарный (лапидариус – камень, по латыни) стиль письма. Надписи: официальные и частные. Например, договоры, законы; надписи на папирусах, на листьях или коре деревьев.

ВИДЫ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) Хозяйственно-административные документы (регулируют хозяйственную жизни: о сборе налогов, выплате жалований, о подаче продуктов)

2) Законодательные и юридические документы: своды законов.

3) Дипломатические (договоры между государствами). Договор между Египтом и Хеттским царством: первый в истории равноправный договор.

4) Эпистолярные (от лат. эпистула – письмо) источники – переписка царя с чиновниками или полководцами, носит характер документальной.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1) летописи, хроники, рассказы о политических событиях, биографические надписи.

2) Художественная литература (мифы, сказки, поэмы, гимны): Эпос о Гильгамеше, Махабхарата (200000 строк), Рамаяна (48000 строк) (конец II – начало I тыс. до н.э.), Шицзин (свод песен фольклорного происхождения) – источник для изучения древнекитайского общества первой половины 1 тыс. до н.э.

3) Священные книги древности. ВЕДЫ (знания) – священные книги Индии: РИГВЕДА – 1028 гимнов, САМАВЕДА – веда мелодий, ЯДЖУРВЕДА – веда жертвоприношений, АТХАРВАВЕДА – веда заклинаний и заговоров. Впервые были записаны в XIII веке до нашей эры, а до этого сохранялись в устной передаче. Самые ранние рукописи IV-III вв. до н.э. Толкования к ведам: БРАХМАНЫ – объяснения ритуалов, АРАНЬЯКИ – религиозные рассуждения на философские и мировоззренческие темы, УПАНИШАДЫ – религиозные трактаты.

4) АВЕСТА – священная книга зороастризма, на территории британской империи. Формировалась не позднее XIII в. до н.э.. ПО по имени пророка ЗАРАТУШТРЫ. ЧАСТИ:

А) ЯСНА, В нее входят «ГАТЫ» - 17 гимнов, в которых отражено учение Зороастра (Заратуштры),

Б) ЯШТЫ,

В) ВЕНДИДАТЫ (закон против девов).

5) БИБЛИЯ из двух частей:

А) ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (ВЗ) (ТАНАХ): (самые древние части – рубеж XIV-XIII вв. до н.э., самые поздние – второй век до н.э.)

- Пятикнижие Моисея (Тора) – законы религии, писания, сказания,

- Книги пророков – в них больше всего исторических знаний,

- Книги писаний – притчи, псламы, песни)

Б) НОВЫЙ ЗАВЕТ (НЗ). Состоит из 27 книг, собранных в четыре части:

- четыре евангелия,

- деяния святых апостолов,

- 21 послание святых апостолов,

- откровение Иоанна богослова.

Создавались с 50 до 120 года нашей эры, самая древняя часть – послание святого Павла. Для 19 книг НЗ не признается авторство тех, кому они приписаны.

5) Научные памятники древности, перечни растений, камней, животных, словари, труды по кулинарии, математике, астрономии, грамматике и т.п.