Религиозный синкретизм и культура императорской эпохи.

Солдатские императоры (235–284).После династии Северов с 235 по 284 гг. – начался период солдатских императоров. Тот, кто находился на вершине военной власти, считал себя в праве возглавлять государство. Часто власть захватывали военные командиры, выдвинувшиеся из рядовых легионеров. К числу солдатских императоров принадлежал Деций (249–251), при котором развернулось наиболее жестокое гонение на христиан.

Север провел реформу армии. До него легионер служил двадцать лет, получал маленькое жалование, но не мог приобретать недвижимое имущество и заводить семью, то есть полностью исключался из общественной жизни. При Севере жалование легионерам было увеличено, они получили возможность вступать в законный брак и приобретать землю. Должность первого центуриона объявлялась всаднической, благодаря чему рядовым воинам открывался путь к военной карьере. В армию допускались провинциалы, не обладавшие правами римского гражданства, что знаменовало поворот к новой военной политике,поскольку ранее в состав легионов входили только граждане и воинская служба являлась почетной. К концу II века престиж воинской профессии упал, и императоры были вынуждены набирать солдат из провинциалов.

Правление Адриана (117–137).Следующим правителем династии Антонинов стал Адриан (117–137), усыновленный Траяном. При нем произошел переход к стратегической обороне границ империи, и была воздвигнута пограничная линия по Дунаю. Адриан собирал территории расползавшейся империи и не вел новых завоеваний, стараясь удержать уже имевшиеся области.

При Траяне произошло сильное гонение на христиан. Возможно, оно не было систематическим и повсеместным. О христианах и об отношении к ним в письме императору упоминал наместник малоазийской провинции Вифинии Плиний Младший. Документально зафиксировано, что при Траяне претерпели мученическую кончину свв. епископы Игнатий БогоносециКлимент Римский.

В связи с массовым основанием новых колоний оформилась система межевания земель,проводившаяся специалистами-агрименсорами, – одна из вершин технической мысли римлян, когда территория колоний делилась по декартовой системе координат. Прокладывалась широкая дорога, проходившая через центр города, и другая, пересекавшая ее под прямым углом. В четырех образовавшихся секторах производилось деление на мелкие наделы, распределявшиеся между ветеранами-колонистами. Координаты же участков вычислялись по двум осям.

Многим императорам впоследствии желали быть счастливее Августа и лучше Траяна, то есть правление последнего в памяти потомков отождествлялось с периодом максимального благоденствия. Этот император был прост и доступен рядовым гражданам, ходил по Риму пешком, а вручая меч начальнику дворцовой стражи, велел обратить оружие против него в том случае, если будет править недостойно.

В 132–135 гг. вспыхнуло последнее крупное восстание в Иудее, возглавленное Бар-Кохба («Сын звезды»). С этим мятежом связано происхождение рукописей Мертвого моря. Повстанцы, входившие в религиозную общину ессеев, укрывались в горах близ Кумрана, где спрятали религиозные тексты, по большей части комментарии и толкования книг Ветхого Завета. Это одни из самых ранних рукописей, связанные с Библией и дошедшие в подлиннике, а не в средневековых списках. После подавления восстания Иерусалим лишился самостоятельности и превратился в римскую военную колонию Юлия Капитолина. Город утратил прежнее название на политической карте античности.

Адриан упорядочил судопроизводство, распорядившись обобщить правотворчество римских юристов предшествовавшего времени, в первую очередь преторов, имевших право вносить дополнения и исправления в существовавшие законы. Так был издан «Вечный Эдикт»(128), благодаря которому римское судопроизводство стабилизировалось, поскольку император стал первой и последней инстанцией права. Увеличилось число ведомств, возникла государственная почта, то есть монархия приобрела бюрократический характер.

Адриан активно занимался реставрацией древних храмов в Египте, Фракии, Афинах, не забыл и о себе, воздвигнув усыпальницу, которая сохранилась в позднее время как крепость и тюрьма в ведении римских пап под названием «Замок святого ангела».

Правление Септимия Севера (193–211).Антонинов, на которых фактически завершилась эпоха принципата, сменила переходная династия Северов(193–235). «Север» значит «суровый, жесткий». Династию основал Септимий Север (193–211), являвшийся командующим Дунайской армии и не принадлежавший императорской фамилии. Он отстранил соперников и в начале новой гражданской войны захватил власть. При нем оформилась идея полной, хотя еще не абсолютной монархии, когда император являлся единственным источником власти.Возрос бюрократический аппарат, приобретший определенную структуру, соотносимую с военной. Например, префект претория из командующего гвардией превратился в помощника императора, и военная должность теперь стала гражданской. Поэтому правление Севера правильнее обозначить как бюрократизированный принципат.

При Севере Италия утратила привилегированное положение и стала одним из административных округов. В это же время произошел крупный финансовый кризис – государство не имело средств обеспечить стоимость денег необходимым золотым запасом, и монеты выпускались неполноценными, с добавками недрагоценных металлов.

Север, как и его предшественники, много строил, но не храмы, а банные оздоровительные комплексы, получившие название по имени его сына: термы Каракаллы, вмещавшие до 1,5 тысячи человек. Бани были не только местом для мытья, но и, как палестры в Греции, своего рода клубами, где римляне встречались, беседовали, работали в библиотеке, находившейся тут же, занимались физическими упражнениями. Поэтому проектированию бань архитекторы уделяли особое внимание, тщательно разрабатывая планы строительства с учетом того, что мылись сначала в горячей воде, потом в холодной, не забывали и о сухой парке. Бани являлись символом благосостояния государства, создававшего для граждан комфорт.

Правление Каракаллы (212–217).Каракалла, получивший прозвище по наименованию плащей с капюшоном, которые широко раздавал народу, пришел к власти, убив брата в 212 г.

Поскольку при Септимии начался финансовый кризис, исправить его можно было лишь традиционным способом, увеличив налоги. И Каракалла в том же, 212 г., издал эдикт о присвоении гражданства всем свободным жителям провинций. Римского гражданства ранее домогались многие как особой привилегии. Теперь они его получали вместе с почетным правом платить налоги, являвшимся обязанностью законопослушных граждан.

Дворцовая чехарда прекратилась в 284 г. с приходом Диоклетиана, открывшего новую эпоху империи.

 

Религиозный синкретизм эпохи ранней империи.В начале императорского периода среди римских граждан широко распространился скепсис в отношении традиционной религии. Интерес исповедовать ее пропал в среде не только интеллигенции, но и простого народа. Римская религия оказалась не в состоянии охватить новые территории, не поддававшиеся духовной унификации. Создание много­нацио­наль­ного государства было связано с распространением различных культов по всей империи, и мозаика религиозных течений вела к синкретизму объединению разнородных начал в религии без создания единого, внутренне логичного и гармоничного учения, поскольку основой механического единства являлось только государство, то есть светская власть.

Императоры нуждались в религии для духовного объединения разрозненных областей, проведенного на основе культа гения императора. Гений был божеством, сопутствовавшим и покровительствовавшим мужчинам (в противоположность покровительнице женщин Юноне), символом которого являлась змея. Гении имелись у семьи, города и государства, был гений римского народа, поэтому выдвижение гения римского императора не было из ряда вон выходящим. В руках правителя как представителя божественных сил сосредоточивалась государственная власть, он и его гений являлись символом новой империи, олицетворением римской государственности. Для провинциалов исповедание культа гения императора было проявлением лояльности по отношению к римской администрации, поэтому культ не выражал глубоких религиозных чувств населения и часто отправлялся формально. Строительство храмов, посвященных гению императора, учреждение жреческих коллегий, ведавших культом, многочисленные жертвы, угощения и представления в честь гения не создавали религиозного учения, объединившего народы империи.

В среде интеллигенции, духовной элиты, на первый план вместо религии выдвинулись концепции философской направленности, в частности стоицизм. В Риме его видными последователями являлись Сенека и император династии Антонинов Марк Аврелий (161–180), написавший философский трактат «К самому себе». Сенека был одаренным литератором, учителем Нерона. Заподозренный неблагодарным учеником в заговоре, он покончил с собой.

Стоицизм стал уделом избранных «аристократов духа» и не был широко распространен. Сенека поставил вопрос о религии и нравственности не традиционным для того времени образом: не во что верить, а как жить. Как должен поступать человек в крайних, тяжелых ситуациях? Сенека высказывал идеи, близкие христианским, поэтому христианский апологет Тертуллиан и блаженный Иероним называли Сенеку «своим».