Азианизмхарактеризовался возвышенностью, пышностью и эффектностью речи, изобиловавшей словесными фигурами. В таком духе начинал оратор Цицерон.

Цезарь с 45 г. до Р. Х. ввел солнечный календарь, уже существовавший в Египте, и ликвидировал разницу между астрономическим и римским календарями (67 дней). Новый календарь стал называться юлианским.

Драматургия.Римляне осознали, что греческая литература неизмеримо выше их собственной и превзойти ее достаточно сложно, поэтому выдвинулись авторы, которые переделывали греческие произведения на римский манер, чем, в частности, характеризовалось творчество комедиографов Плавта и Теренция.

Культура Рима в период Республики и Ранней империи.

С начала II в., ко времени завершения пунических войн, Рим превратился в единственную крупную державу Средиземноморья. До середины II в. он еще воевал с Македонией и царством Селевкидов, но, по выражению современника событий греческого историка Полибия, с этого времени началось всемирное владычество Рима.

Решающее сражениесостоялось у города Канны в 216 г., оно вошло во все учебники военного искусства. Ганнибал с гораздо меньшими силами разгромил войско римлян, возглавлявшееся двумя враждовавшими консулами: плебеем и патрицием. Ганнибал в центр своей армии поставил слабые части, а основные силы сосредоточил на флангах, выстроив войско в виде дуги, выгнутой стороной к римлянам. Когда римляне ударили по центру и прорвали его, фланги сомкнулись и нападавшие оказались «в мешке», после чего началось избиение римских солдат. Ни до, ни после 216 г. Рим не терпел поражений равных этому.

Вторая пуническая война (218–201). В Карфагене оказались сильны реваншистские настроения, возникли идеи насильственного возврата завоеванных Римом территорий, что привело ко второй пунической войне (218–201), наиболее страшной для Рима, в первый раз оказавшегося на краю гибели. Карфаген сделал ставку на наступательную войну, двинув войска на Рим через Пиренейский полуостров.

Мир был заключен в 241 г. Карфаген освобождал Сицилию, выплачивал огромную контрибуцию (почти 80 тонн серебра) и выдавал римских пленных. Так закончилась первая пуническая война, отразившая примерное равенство сил, поскольку почти двадцать лет обе державы воевали без определенного перевеса с той или другой стороны.

В 219 г. карфагеняне захватили Сагунт(современный Сагунто), являвшийся римским союзником на практически полностью оккупированном пунийцами восточном побережье Испании, что послужило поводом к новой войне. Во главе карфагенских войск стал гениальный военачальник Ганнибал. Поход начался из Испании. Ганнибал со слонами и огромным войском совершил героический переход через Альпы, потеряв в горах почти всех слонов и три четверти армии. Тем не менее он вторгся в Италию и нанес ряд поражений римлянам в 218 г. (при реках Тицине и Требии) и в 217 г. (засада у Тразименского озера). Ганнибал обошел Рим и двинулся далее на юг. Римляне избегали крупных сражений и изматывали врагов мелкими стычками.

Непонятно, почему Ганнибал сразу же не пошел на Рим, поскольку после поражения при Каннах для этого сложились все необходимые условия. Если бы Ганнибал, не теряя времени, двинулся к столице, он бы имел все шансы ее захватить. Очевидно, карфагеняне сделали ставку на развал римско-италийского союза, выдержавшего испытание войной, поскольку большая часть италийских городов не перешла на сторону Ганнибала, и антиримская коалиция не оформилась.

В 211 г. в войне наступил переломный момент. Римляне взяли основной опорный пункт карфагенян в Италии, город Капую, и Ганнибал, не потерпевший в Италии ни одного крупного поражения, оказался в полной изоляции, брошенный даже не присылавшим помощи Карфагеном. Окончательный крах наступил после выдвижения личности, равной Ганнибалу по величине воинского таланта. С 210 г. во главе римских войск стал Публий Корнелий Сципион Младший.Он довольно успешно воевал с карфагенянами в Испании и ратовал за перенос боевых действий в Северную Африку, желая изгнать Ганнибала из Италии. После высадки Сципиона в Африке в 204 г. Ганнибал был спешно отозван на родину.При Заме в 202 г. Сципион применил тот же прием, что и Ганнибал при Каннах, – на этот раз «в мешок» оказалось втянутым карфагенское войско. Оно было разбито, а Ганнибал бежал. В следующем, 201 г., Карфаген капитулировал. По новым условиям мира, он лишался заморских владений, не имел права содержать военный флот и в течение пятидесяти лет должен был выплачивать контрибуцию. За ним сохранялась лишь небольшая территория в Африке.

Третья пуническая война (149–146). Карфагену удалось оправиться от поражения, и он развернул широкую торговлю. Рим настороженно отнесся к его новому усилению в Западном Средиземноморье. Видный сенатор Марк Порций Катон ярко выразил эти опасения: «Карфаген должен быть разрушен». Рим выдвинул Карфагену жесткий ультиматум, все пункты которого были удовлетворены, за исключением явно не выполнимого: перенос города вглубь материка. Римляне направили в Северную Африку войско, которое после долголетней осады взяло Карфаген в 146 г. Город был стерт с лица земли, а место, где он находился, распахано. Отныне здесь создавалась римская провинция Африка,земли которой перешли в государственную собственность Рима.

 

В эпоху Поздней республики (II-I вв. до Р.Х.) началась романизация провинций, а также эллинизация самого Рима и всего римского общества, поскольку после подчинения Греции в середине II в. в Рим начался приток «сливок» греческого общества: художников, философов, учителей и риторов. Римляне признавали более высокий уровень греческой культуры, поэтому ее представители вошли во многие интеллигентские кружки, а греческим языком пользовалось высшее римское общество, что изредка приводило к злоупотреблениям, когда греческая культура за счет уничижения национальной абсолютизировалась и выдвигалась как предельно совершенная. Впрочем, именно в эпоху поздней республики родились национальная римская литература, театр, историография; были разработаны каноны оформившегося к рубежу веков литературного латинского языка, то есть восприятие греческих традиций происходило на национальной основе.

С другой стороны, эллинизация часто носила поверхностный характер, поскольку римляне усваивали не лучшие традиции эллинистической цивилизации, а связанные, в первую очередь, с увлечением роскошью. В Риме воздвигались огромные безвкусные виллы, устраивались баснословные пиры, ценились деликатесы (например, паштет из соловьиных язычков) и т. д.

Необузданное стремление к роскоши во все времена приводило людей к огромным долгам и порче нравов. Идеал неприхотливой простой жизни постепенно приходил в забвение. Процветало воровство, взяточничество и злоупотребление властью. Безземельные граждане в Риме требовали «хлеба и зрелищ». С начала II в. до Р.Х. в обычай входят звериные травли.Ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще в VI в. до Р.Х. От этрусков они перешли в Рим. Впервые в 264 г. до Р.Х. в Риме был устроен бой гладиаторов, но в течение последующих полутора столетий гладиаторские игры носили характер частного представления и устраивались на поминках знатных людей (они назывались погребальными играми). Но постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до Р.Х. они были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Самое удивительное, что в гладиаторских играх усматривали воспитательное значение.

Плавт (250–184) стал родоначальником римской комедии паллиаты (паллиум – актерский плащ). Основные персонажи комедий, будучи римлянами, оказывались в условиях Греции, и тогда происходило столкновение греческих и римских реалий, создававших комические ситуации.

Линию Плавта развил его младший современник, в чем-то более одаренный вольноотпущенник Теренций (195–159). Большую роль в комедиях Теренция играли вводные «Прологи», в которых шла полемика с соперниками. «Прологи» можно рассматривать как пример ранней литературной критики.

Поэзия и риторика.В период поздней республики появился такой крупный поэт, как Лукреций (98–54), создавший эпохальное произведение «О природе вещей», в котором изложил материалистическое учение Эпикура о мире, состоящем из атомов. С этих позиций поэт описывал историю человечества, культуры и религии. Своеобразие трактата состояло в сочетании и слиянии научных и художественных принципов.

Юлий Цезарь провел реформу календаря. В Риме, как в Греции и многих восточных странах, календарь был лунным. До Юлия Цезаря в календаре царила неразбериха, явившаяся одной из причин отсутствия абсолютной хронологии для римской истории.

В эпоху поздней республики родился популярный позднее жанр сатиры, представлявшей собой соединение смешного и серьезного начал в одном произведении, переплетение стихов и прозы, высокого и низкого стилей. Авторы активно привлекали народные басни, анекдоты, притчи и т. д. Первые произведения такого рода стали писать Энний и Луцилий (II в. до Р. Х.).

В позднюю республику совершенствовалась риторика,наука о законах красноречия, чему способствовали и многочисленные политические столкновения, приводившие к судебным процессам. В риторике выделились два направления: аттицизм и азианизм.

Первое течение возникло из ориентации на аттическую литературную традицию,разработанную Дионисием Галикарнасским, выражавшим мысли в четкой, краткой и ясной форме. Наиболее ярким представителем аттического направления в латинской литературе был Юлий Цезарь, занимавшийся, помимо политики, литературными опытами, которые свелись к описанию многочисленных войн. Хрестоматийную известность получили «Записки о галльской войне».

Цицерон (106–43) – одна из гениальных личностей древности, замечательный оратор, создавший множество трактатов, посвященных мастерству устной речи, философии, религии и истории. Ему принадлежало крылатое выражение «История – учительница жизни». Он оставил большое количество писем с красочными описаниями Рима поздней республики. Цицерона нельзя ограничить рамками одного стиля или направления в литературе, поскольку его творчество было многогранным и уникальным.