Греко-персидские войны: причины, ход, результаты.
Расцвет греческого театра приходится на период высокой классики и связан с именами трех великих драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида.
Культура Греции в архаический и классический периоды.
Антиаристократический характер носили исоциальные реформыСолона, который впервые в Греции ввел понятиеимущественного ценза.Солон делит всех граждан на 4 разряда согласно размеру их имущества. Он делит всех граждан на 4 разряда согласно размеру их имущества: получавшие со своей земли не менее 500 мер продуктов вошли в первый разряд и названы «пятисотмерники», 300 – во второй («всадники»), 200 – в третий («владельцы парой волов»), меньше 200 – в четвертый. Пятисотники и всадники – высшие категории граждан – получали почетное право служить в коннице и избираться на гражданские должности. Третий разряд – пешее войско, четвертый разряд получал лишь право голосовать в народном собрании. «Имущественный ценз определял зависимость общественного положения гражданина не от его родовитости, а от имущественного состояния – в этом и состояла важность социальных реформ».
Солон отменяет долговую кабалу– задолженности, связанные с закладом земли, и делает свободными многих земледельцев. Активизируется деятельность народного собрания, Солон вводит Совет 400, который осуществляет подготовку дел в промежутках между созывами собрания.
Реформы Солона легли в основу демократической системы Афин, представлявшей собой вершину политического творчества древних греков, не превзойденную впоследствии.
С историей Греции архаического периода (VIII–VI вв. до Р. Х.) связано несколько крупных проблем: первая – колонизация Средиземного и Черного морей, вторая – «старшая» тирания («старшей» тирания архаического периода называется в отличие от «младшей», возникшей в эпоху поздней классики (IV в. до Р. Х.)), третья – формирование греческого полиса, четвертая – возникновение первых законодательств.
Поэзия. Поэзия является важной частью культуры эпохи архаики, поскольку в ней нашли отражение практически все вышеперечисленные события. В поэзии греки переосмысляли окружающую их действительность.
С Гомером ушла эпоха героев, но память о ней осталась, и у многих поэтов возникает желание подражать ушедшему прошлому – так появляются циклические поэмы. Их авторы практически ничего нового в поэзию не внесли, поэтому «циклическими поэтами» греки в позднюю эпоху называли бездарных писателей. С другой стороны, благодаря им полностью был описан миф о Троянской войне.
В такой посредственной поэтической среде выделяется примечательная личность – Гесиод(конец VIII – начало VII вв. до Р. Х.). Он написал произведения, основополагающие для определенных жанров греческой литературы. Его «Теогония» – поэма о происхождении богов – кладет начало произведениям космогоническим, описывающим происхождение, родственные связи, жизнь и судьбу богов. Вторая поэма «Труды и дни» носила дидактический характер, став первой в ряду книг назидательного содержания. В ней Гесиод повествовал о буднях простых греческих земледельцев, о чем имел реальное представление, поскольку сам жил в Беотии и всю жизнь проработал на земле.
Эпоха архаики – время становления лирической поэзии. Греческие поэты стихи не читали, а пели, поэтому музыка накладывала особый отпечаток на их творчество. Известным поэтом был Анакреонт, живший на острове Теос, близ Малой Азии (середина VI в. до Р. Х.). В подражание ему в римское время возникла анакреонтическая поэзия, воспевающая радость жизни, связанную с утонченными удовольствиями.
Поэты Алкей иСапфо – жили на острове Лесбос (конец VII–VI в. до Р. Х.). Алкей создавал бравурные военные марши (эмбатерии) и застольные песни (сколии). Сапфо во многом опиралась на народный фольклор, у неё много любовной лирики. По легендарному преданию, Алкей был влюблен в Сапфо, но не добился взаимности. Сама же поэтесса покончила с собой из-за несчастной любви к другому мужчине.
В Спарте, жил поэт Тиртей. Спартанцы не уделяли достаточного внимания изящным искусствам, поэтому Тиртей не характерный пример для спартанской культуры – он был чуть ли не единственным среди соплеменников, кто писал талантливые стихи на любимую лакедемонянами военную тематику.
В архаическую эпоху появляется хоровая лирика. Она основывалась на трех элементах: поэзии, музыке и танце.Хоровая лирика становится прообразом греческого театра, поскольку в этом жанре вырабатывается та структура, по которой будут строиться произведения трагиков.
Философия.Ранняя греческая философия возникла в восточном регионе, в ионийских городах и испытала большое влияние Востока – это так называемая «философия природы», натурфилософия,в которой происходит пробуждение древнегреческой мысли, испытующей сущность возникновения мира. Три крупных философа этого времени жили в Милете. Фалес считал, что мир и все живое происходят из воды. По учению Анаксимена, вселенная состоит из воздуха: когда он сгущается, возникает вода, а когда разряжается – огонь. Третий мыслитель, Анаксимандр, выделил некое беспредельное первовещество (апейрон), из которого все произошло.
Изобразительное искусство.Грань между гомеровской и архаической эпохами в искусстве характеризуется геометрическим стилем, ярким примером которого является Дипилонская амфора, найденная в Афинах. Подобные вазы являлись надгробными памятниками и их размеры достигали человеческого роста. Поверхность вазы членится на ряд изолированных друг от друга лент, в центре композиции изображена погребальная процессия, в которой человеческие фигурки предельно схематизированы. Геометрический стиль не мог привести к расцвету вазописи, возникшей в VI–V вв. до Р. Х., и должен был завершиться тупиком декоративизма. Между геометрическим стилем и вазописью последующего времени – резкий скачок, невозможный без внешнего влияния, скорее всего, со стороны Востока, давшего импульс развитию греческого искусства. Восток, несмотря на его сильное влияние в области философии и культуры Греции, не стал основой греческого искусства, которое формировалось своим путем как самобытное и самостоятельное.
Вазопись нового стиля берет начало в VI в. до Р. Х., это чернофигурная роспись, наносившаяся на сосуд черной краской. Первоначально сюжеты росписей связаны с мифологией. Затем возникает краснофигурная вазопись, когда изображения на сосуде оформляются за счет раскрашивания фона, а фигуры сохраняют изначальный цвет стенок сосуда. Эта роспись, более сложная по технике, дает возможность изобразить мелкие детали. В позднее время чернофигурная и краснофигурная керамика сосуществовали.
В скульптуре появляются «архаические аполлоны», или куросы – обнаженные молодые люди, изображенные с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. У фигур – фронтальная постановка, четко прослеживается анатомическое строение тела. Куросы являют собой общий тип человека без индивидуальных черт. Наибольшую известность получила статуя Геры с о. Самос (VII–VI вв. до Р. Х.). На лицах всех скульптур изображалась знаменитая загадочная «архаическая улыбка», подчеркивающая не конкретные черты статуй, но воплощенный в них идеализированный образ человека, который становится мерилом основных ценностей для эпохи классики.
Период высокой классики (V в. до Р.Х.)
Театр. Театральные представления восходят к культовым действам в честь Диониса, на которых выступали зачинатели дифирамбов (песен в честь бога). С 534 г. до Р. Х. показ трагедий (шутливые представления «песнь козлов») был официально включен в празднества Дионисий. Когда сюжеты постановок выходят за рамки дионисийских празднеств и драматурги обращаются к героическим сказаниям, трагедии утрачивают веселый характер и становятся частью общественной жизни.
В V в. до Р. Х. после трагедий появляется новый драматический жанр – комедия (от греческого «совершать шествие»), также восходящий к дионисийским празднествам, на которых исполнялись шутливые и порой непристойные песни. Крупнейшим комедиографом эпохи высокой классики был Аристофан.
Скульптура. Искусство высокой классики достаточно полно характеризуют слова Солона: «Ничего лишнего». Это и были основные принципы, положенные в основу греческого искусства.
Статуи не были принадлежностью музеев и устанавливались в храмах, на площадях под открытым небом, в многолюдных местах, и прохожие воспринимали их как часть повседневной жизни. Скульптуры обычно раскрашивались яркими красками, соответственно и воспринимались. В эпоху классики портретное искусство не выработалось: в скульптурах внимание уделялось прежде всего пластике тела, а не выражению лица.
Одним из первых крупных скульпторов классической эпохи был Поликлет, написавший особое сочинение – «Канон», в котором попытался выявить основные элементы, из которых состоит человеческое тело, подчинить их определенному числовому соотношению. Поликлет максимально формализовал искусство, ища общезначимые законы пропорций, а статую Дорифора (копьеносца) создал в качестве иллюстрации своего сочинения, обладающей живой пластикой за счет приема, называемого хиазмом,благодаря которому до конца непонятно, движется Дорифор или нет.
Другим известным скульптором V в. был Мирон, художник, в противоположность Поликлету пытавшийся передать напряженное движение (статуя «Дискобола»).
Архитектура.В классическую эпоху разрабатывается принцип ордеров. Ордер в архитектуре – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. В период классики появляется три основных ордера: дорический, ионический и коринфский, которые легли в основу европейской архитектуры XVI–XIX веков. Разница между ними лучше всего иллюстрируется на примере колонн этих ордеров.
Дорическая колонна простая и строгая, покрыта продольными желобками – каннелюрами, ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Это суровый стиль, в архитектуре его отождествляют с мужским характером и в дорических храмах колонны могли заменяться статуями атлантов. К дорическим относится храм Посейдона в Пестуме (ок. 460 г. до Р. Х.).
В ионическом ордере, возникшем, вероятно, под восточным влиянием, колонны прямые, практически без энтазиса (небольшого утолщения посередине, обязательного для дорических колонн); пропорции сооружений облегчены, им свойственны и легкость, и изящная утонченность. Капители сделаны в форме двух тугих завитков, волют. Ионический ордер в противоположность дорическому соотносили с женским началом –колонны иногда заменялись статуями девушек, кариатид. В таком духе был оформлен один из портиков Эрехтейона, храма, воздвигнутого на месте легендарного спора Афины и Посейдона на афинском акрополе.
В коринфском ордере колонны венчались стилизованными листьями аканфа.
Вершиной зодчества классического периода стал архитектурный комплекс афинского Акрополя, являвшегося одновременно святилищем, укреплением, общественным центром, местом хранения государственной казны, картинной галереи и библиотеки. В архитектуре Акрополя соединены два ордера: ионический и дорический.
Период поздней классики (IV в. до Р.Х.)
История Греции в IV в. до Р.Х. – это история кризиса античного полиса, завершившаяся потерей политической самостоятельности. Из Пелопоннесской войны многие полисы Греции вышли обескровленными, с разоренным сельским хозяйством и ремеслом, нарушенными торговыми связями.
Политический кризис углублялся ликвидацией союзов греческих государств и попытками Спарты уничтожить демократический строй. Непрерывные войны между полисами разорили страну и увеличили число рабов. Представители наиболее реакционных слоев греческих рабовладельцев готовы были пожертвовать демократией и политической свободой во имя защиты своих интересов. После битвы при Херонее в 338 г. до Р.Х. Греция покорилась македонскому царю Филиппу II.
Кризис полиса, междоусобные войны, упадок демократии и, наконец, потеря политической самостоятельности не могли не отразиться на развитии греческой культуры, обнаруживающей в этот период первые признаки упадка. Но в греческом обществе еще живы были могучие силы, способные породить и философию Платона и Аристотеля, скульптурное творчество Лисиппа, и военный гений Александра Македонского.
Наряду с продолжением и развитием традиционных классических форм искусству IV в. до Р.Х., в частности зодчеству, приходилось решать и совершенно новые задачи. Искусство впервые начало служить эстетическим потребностям и интересам частного человека, а не полиса в целом; появились и произведения, утверждавшие монархические принципы. На протяжении всего IV в. до Р.Х. постоянно усиливался процесс отхода ряда представителей греческого искусства от идеалов народности и героики V в. до Р.Х..
Большое влияние на развитие культуры оказал завершавшийся в IV в. до Р.Х. кризис наивно-фантастической системы мифологических представлений, далекие предвестия которого уже можно увидеть в V в. до Р.Х. Но в V в. до Р.Х. народная художественная фантазия все еще черпала материал для своих возвышенных этических и эстетических представлений в искони знакомых и близких народу мифологических сказаниях и верованиях (Эсхил, Софокл, Фидий и др.). В IV в.же веке художника все более интересовали такие стороны бытия человека, которые не укладывались в мифологические образы и представления прошлого. Художники стремились выразить в своих произведениях и внутренние противоречивые переживания, и порывы страсти, и утонченность и проникновенность душевной жизни человека.
В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры – драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.
В целом культура данного периода, на которую существенно повлияли изменения произошедшие в обществе, расценивается исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.
Причины и предпосылки греко-персидских войн. Крупнейшим событием V в. до Р. Х. стали греко-персидские войны (500-449 гг.), описанные в знаменитой «Истории» первого греческого историка Геродота.
С середины VI в. до Р. Х. при царе Кире, основателе династии Ахеменидов, на Востоке возникает мощная персидская держава. Ее границы на севере достигали Кавказа, на востоке – Индии, на северо-востоке – Средней Азии, а на западе – Малой Азии и Египта – фактически вся Передняя Азия и Северная Африка подчинялись персидскому государству, достигшему наивысшего подъема при Дарии I (522–486), который провел ряд реформ. Для поддержания единства разрозненных областей этой пестрой по этническому составу державы Дарию было необходимо укрепить ее военную мощь за счет экспансии в другие страны, а развитое в хозяйственном отношении средиземноморское побережье представляло собой наиболее привлекательные территории.
Войне предшествовало несколько важных событий. В 546г., еще при Кире, персы разгромили Лидийское царство (Лидия – одна из областей Малой Азии), в формальном подчинении у которого находились греческие города Малой Азии и прибрежных островов. С приходом Дария греки обязывались выплачивать дань, поставлять в Персию солдат и рабочих; самоуправление упразднялось, а в города назначались персидские ставленники.
В 525 г. до Р. Х. персы захватили Египет и греческую колонию Кирену, что привело к утрате экономического влияния греков в Северной Африке. В Грецию прекратился подвоз египетского хлеба.
В 514 г. Дарий предпринял поход против скифов, завершившийся неудачей. Несмотря на неудачу, Дарий занял Фракию и пролив Геллеспонт, что привело к сокращению греческой торговли в Эгейском море. Торговая инициатива перешла из рук малоазийских греческих городов к финикийцам, которым покровительствовал персидский царь.
Ионийское восстание (500–494). Экспансия персов ущемляла, в первую очередь, интересы греков, живших на западном побережье Малой Азии. Здесь и начался первый этап войн – Ионийское восстание (500–494). Первыми восстали жители Милета, изгнавшие из города персидский гарнизон. Милет поддержали другие города.
За отсутствием четкой организации восстание изначально было обречено. Балканская Греция почти не оказала помощи восставшим: лишь Афины и Эретрия (полис на острове Эвбея) прислали небольшой воинский контингент. В 495 г. финикийско-персидский флот нанес поражение малоазийским грекам у острова Лада, Милет был осажден и через год взят (494), а жители перебиты или угнаны в Персию.
Первый поход Мардония (492–490). Марафонское сражение. Вторая военная кампания длилась с 492 по 490 г. и была связана уже с вторжением персов на территорию Балканской Греции. Предлогом для Дария послужило вмешательство греков в ионийское восстание. В 492 г. зять Дария военачальник Мардоний в Малой Азии снарядил огромное войско, начавшее продвижение на запад. Сухопутная армия двинулась через Геллеспонт по южнофракийскому побережью, вдоль которого по морю плыла эскадра, попавшая в страшную морскую бурю у мыса Афон и потерявшая половину кораблей. Мардоний был вынужден вернуться, но, несмотря на неудачу, в руках персов оказалась фактически вся северная часть Эгеиды.
В 490 г. новые главнокомандующие персов Датиси племянник Дария Артаферн, чтобы достичь Аттики прямым путем, решились на крупную морскую экспедицию через Эгейское море.
Персидское войско переправилось через Эгеиду, по пути разгромив помогавшую ионийцам Эретрию, и высадилось примерно в сорока километрах к северу от Афин, близ Марафона. В Афинах в 490 г. стратегом был Мильтиад, который, не дожидаясь прихода врага, двинул афинское ополчение к Марафону, где и произошла знаменитая битва (490). Греки победили и это имело огромное моральное значение.
Экспедиция Датиса и Артаферна (480–479). Сражения при Фермопилах и Саламине. Третья военная кампания относится к 480–479гг. Она стала переломным моментом в греко-персидских войнах.
После кончины Дария (486) во главе персидского государства оказался его сын Ксеркс, который провел дипломатическую подготовку войны, добившись нейтрализации или перехода ряда греческих городов (в частности, Аргоса) на свою сторону и заключив договор с карфагенскими войсками, чтобы они начали боевые действия в «Великой Греции» (часть южной Италии и о. Сицилия), с целью отвлечь силы греческих союзников.
В ответ греки попытались консолидироваться. В 481 г. в Коринфе состоялся конгресс, на котором было провозглашено создание военного союза во главе со спартанскими военачальниками. Благодаря архонту Фемистоклу афиняне построили флот, которого ранее у них не было.
Ксеркс начал поход в 480 г. Персидская эскадра плыла вдоль фракийского побережья, по которому двигались сухопутные войска, которые, не встретив серьезного сопротивления, достигли Балканской Греции и остановились у местечка Фермопилы – единственного горного прохода из Северной Греции в Среднюю. Охранять проход были поставлены 300 спартанцев со вспомогательным отрядом союзников – они вошли в историю как отважные защитники Греции, удерживавшие Фермопилы в течение нескольких дней (480). Персы истребили спартанцев полностью, но были поражены их мужеством.
В 480 г. происходит крупная битва у острова Саламин. Фемистокл применил хитрую уловку: греки собирались отступить, потому что персы прошли Среднюю Грецию и заняли Аттику, а греческие войска отступили к острову Саламин. Фемистокл понимал, что узкий пролив между островом и материком – единственное место, где легкие суда греков могли одержать победу над неповоротливыми кораблями персов. Он послал лазутчика в персидский лагерь, через которого передал, что греки собираются уйти и их надо задержать. Тогда персы блокировали проход в заливе и совершили то, чего добивался Фемистокл: дали сражение грекам и потерпели сокрушительное поражение.
В 478 под эгидой Афин был создан общегреческий союз Делосская симмахия (на острове Делос находилась союзная казна), ориентированная на активное разворачивание внешней политики и консолидацию греческих городов. Занимать ведущие позиции в союзе Афины могли, опираясь на морские силы: ни у кого в Элладе не было такого крупного флота.
Египетская экспедиция и завершение греко-персидских войн (459–449). 459–449 гг. до Р. Х. – заключительный период войн. В Египте, в районе Дельты, произошло восстание против персидского владычества. Греки решили оказать помощь египтянам и отправили туда флот (459) – эскадра вошла в дельту Нила и выиграла у персов первую битву у Мемфиса, но после того как те перекинули в Египет новые войска, греки уже не смогли оказать сопротивление и погибли в болотах Дельты. Остатки греческих войск были вынуждены уйти из Египта, а также оставить важный в торговом отношении остров Кипр.
Афиняне опасались волнений среди союзников и в 454 г. перевезли казну с Делоса в Афины – так окончательно оформилась афинская держава (архе). В 449 г. между персами и греками был заключен так называемый Каллиев мир, закончивший греко-персидские войны. Этот мир, в общем, был выгоден для Афин, поскольку Персия согласилась с утратой власти над полисами Малой Азии и обязывалась не посылать отныне суда в Пропонтиду и Эгейское море.
Войны доказали жизнеспособность и превосходство военной организации полисной системы над восточной, но результатом стал лишь временный баланс сил: конфликт не был разрешен и потенциально сохранялся, поскольку ни Персия, ни Греция не смогли занять главенствующее положение в Средиземноморье. Обе стороны были ослаблены из-за примерного равенства сил. Противоречия обострялись и внутри греческого общества: дуализм олигархической и демократической систем неизбежно перерастал в их противостояние, вскоре вылившееся в гражданскую войну. Конфликт назревал и внутри афинской симмахии, превратившейся в державу: Афины осуществляли диктат по отношению к союзникам и жестоко подавляли недовольство. В результате с окончанием войн социально-политические проблемы не только не разрешились, но, наоборот, создали новый клубок противоречий. Но в то же время, национальное единство греков, рождавшееся в годы борьбы с персидским нашествием, наиболее полным стало только после их решающих побед, хотя в дальнейшем оно распалось.