Греческая религия.

Слово «религия» происходит от латинского «соединять», то есть осуществлять связь между Богом и человеком. В любой религии человек в той или иной форме пытается соотнести себя с вечностью. Религию от фетишизма, магии, тотемизма и иных первобытных верований отличает комплекс обязательств человека перед Богом, потому что вера обязывает к определенному поведению.

В Греции не было «церкви» в нашем понимании как совокупности клириков и мирян и как общественного института: греки не различали религиозную и политическую сферы жизни, поскольку государственные и личные интересы граждан совпадали. В классическую эпоху еще не возникло представление об индивидуальных отношениях человека с Богом, поскольку религия носила общественный характер. Собрания начинались с жертвоприношений или с обращения к богам, как и любые важные дела, в силу чего религия постепенно приобретала формалистический характер, когда выработался принцип «ты – мне, я – тебе», то есть чтобы достичь в деле успеха, надо обратиться к богам и отправление религиозного культа – залог исполняемой богом просьбы.

Греческая религия была тесно связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ним. Миф – это «в словах данная чудесная личностная история», в которой не происходит самоутверждения личности в вечности, – в этом коренное отличие мифологии от религии.С другой стороны, мифы не сказки для взрослых, а определенное представление о мироздании, древнейших временах, сверхъестественных силах, окружающих человека, в этом смысле они по своей сути ближе к истории и поэзии.

Мифы были антропоморфными, в них на мир богов проецировался земной мир и людские отношения: боги по-человечески пируют, трудятся, вступают в брак, подвержены страстям, в связи с чем у людей не возникало моральных обязательств перед богами, существование которых ни к чему не обязывало, хотя в ряде случаев небожители и выступали в роли верховных судей,мстителей за злые дела и поборников справедливости.

В эпоху же эллинизма период крушения полиса своим следствием имел обращение людей к царям как к высшим заступникам в земной жизни. Так распространялись царские культы – стержень власти правителей.

В греческой религии отсутствовала четко оформленная каноническая традиция и развитая система теологии. Мифология складывалась в течение длительного периода, начиная с середины II тыс. до Р. Х. Мифы не записывались в то время, когда бытовали устные предания. Как и в случае с гомеровским эпосом, потребность в записи мифов возникла в момент их превращения в волшебную сказку, когда исчезло их живое восприятие и понимание. Первые попытки систематизировать и обобщить их предпринимаются не ранее эллинистической эпохи, то есть с III в. до Р. Х.Поэтому греческие сказания сохранились в достаточно поздней интерпретации. Их систематизация была проведена в двух книгах, относящихся ко II в. н. э.,«Мифологической библиотеке» Аполлодора и «Мифах» Гигина (от классического периода их отделяет семь веков).

В классическую эпоху греческая религия носила общественный характер и еще не было представлений об индивидуальных отношениях человека с богом, в эпоху же эллинизма она приобрелаличностный характер и в этом смысле подготовила почву для распространения христианства.

Священные празднества и игры. Знаменитые Олимпийские игры проводились в Олимпии в честь Зевса. По преданию, они были учреждены в 776 г. до Р. Х., сначала носили местный характер и лишь позднее стали общегреческими. На время игр, проводившихся раз в четыре года, и длившихся пять дней, заключался мир между воюющими государствами. В играх, представлявших собой религиозные празднества, участвовали только полноправные граждане, не виновные в пролитии крови, они состязались в беге, борьбе, кулачном бое, пятиборье и беге на колесницах.

Аналогичные игры проводилисьв честь Посейдона – Истмийские игры, и Немейские – в честь Зевса. Их участники могли состязаться не только в физических упражнениях, но и в чтении стихо­в, игре на музыкальных инструментах. Идея состязательности была внутренне присуща всей греческой цивилизации.

Среди других важных празднеств выделяются посвященные Афине Палладе, Великие Панафинеи, на которых отправлялся культ богини-девы, считавшейся покровительницей Афин. На Панафинеях устраивались также гимнастические состязания, ночной бег юношей-атлетов с факелами и театральные представления.